Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Социальная норма потребления электроэнергии в 2020 году

Социальная норма потребления электроэнергии в 2020 году введена не будет. Ранее планировалось сделать это повсеместно с 01.07.2019, однако Правительство отложило эту идею на неопределенный срок. Какой тариф на электроэнергию социальная норма подразумевала? Какие результаты дал эксперимент по введению соцнормы в Ростовской, Владимирской, и в ряде других областей? Ответы на все вопросы даны в нашем обзоре, вместе с примерным сравнительным расчетом.

Почему нужна социальная норма на электричество?

Что это означает - социальная норма потребления электроэнергии? 

Градация тарифов при введении социальной нормы потребления электроэнергии в 2020 году

Что будет с тарифами, дифференцированными по зонам суток?

Какие льготы по оплате электроэнергии уберут?

Результаты введения социальной нормы потребления электроэнергии в регионах 

Сравнительный расчет по социальной норме потребления электроэнергии и без неё на 2020 год

Чем социальная норма потребления электроэнергии на человека отличается от новой систем

Плюсы и минусы социальной нормы электроэнергии

Почему социальная норма потребления электроэнергии в 2020 году не будет введена неизбежно?

Нормативные акты о введении федеральной социальной нормы потребления электроэнергии в 2020 году

Почему нужна социальная норма на электричество?

Причинами введения социальной нормы потребления электроэнергии называли то, что:

  1. Все граждане оплачивают электроэнергию по одинаковым ставкам, независимо от уровня потребления. Эти ставки ниже себестоимости, особенно льготные тарифы (для сельской местности и т.д.). Между тем, есть обеспеченные граждане, которые потребляют больше электричества, а оплату производят по таким же ставкам. Получается, что им государство помогает больше, чем малообеспеченным слоям населения. Социальная норма должна помочь распределить нагрузку более справедливо, по аналогии с прогрессивной шкалой налогообложения, когда богатые платят больше, чем бедные. По сути, социальная норма потребления электроэнергии – это мера поддержки социально уязвимых групп.
  2. Социальная норма на электричество должна была помочь обеспечить справедливое распределение финансового бремени, уменьшить т.н. «перекрестное субсидирование», когда низкие тарифы для физлиц оплачиваются за счет высоких тарифов для юрлиц.

Обратите внимание! Экспериментом в регионах вводилась соц.норма электроэнергии на человека, планировалось, что социальная норма на электричество будет установлена в расчете на точку подключения (на квартиру).

Важно! Социальная норма на электричество не означает ограничение объема потребления. Она влияет только на оплату.

Кем именно устанавливается социальная норма потребления электроэнергии, читайте в материале КонсультантПлюс. ОФормить бесплатный двухдневный доступ к системе К+ можно здесь.

Что это означает - социальная норма потребления электроэнергии?

Социальная норма на электричество – определенный объем потребления электроэнергии, который:

  • Устанавливается одинаковым для всех слоев населения;
  • Используется для расчета платы за электроэнергию;
  • Применяется только в случае использования электроэнергии для коммунально-бытовых нужд.

Обратите внимание! Планировалось установить социальную норму потребления электроэнергии в размере 300 кВт-ч в месяц на точку подключения. Согласно статданным, этот размер превышает средний уровень потребления по стране, который составляет 225 кВч-ч в месяц на домохозяйство.

Градация тарифов при введении социальной нормы потребления электроэнергии в 2020 году

Важно! Предполагалось установить ступенчатую систему тарификации: те, кто потребляет электричество в повышенном размере (владельцы элитной недвижимости, в первую очередь), должны оплачивать электроэнергию сверх социальной нормы потребления по повышенным ставкам.

Система включала три ступени:

Потребление

Тариф

До 300 кВт-ч

Базовый тариф для социальной нормы потребления электроэнергии

От 300 до 500 кВт-ч

Повышенный тариф

Свыше 500 кВт-ч

Экономически обоснованный тариф

Конкретные цифры озвучены не были.

Что будет с тарифами, дифференцированными по зонам суток?

Практика применения социальной нормы потребления электроэнергии в Ростовской, Владимирской, Нижегородской, и др. областях показала, что социальная норма на электричество вполне совмещается с двухзонными (день/ночь) и трехзонными тарифами. При этом разрабатывается более дробная сетка тарифов. Учитывая важность перераспределения нагрузки на электросети, дифференцированные тарифы социальная норма потребления электроэнергии не должна была упразднить.

Какие льготы по оплате электроэнергии уберут?

Постепенно подлежали отмене:

  • Льготные тарифы для домов с электроплитами;
  • Пониженные расценки для сельской местности;
  • Равные с тарифами для граждан расценки для садоводческих объединений и некоторых других организаций.

В рамках ступенчатой системы градации  оплаты электроэнергии по-прежнему должна была сохраниться дифференциация тарифов в зависимости от состава и численности жильцов (льготы и субсидии многодетным, инвалидам и др.). Тенденция такова, что вместо льготных тарифов на электричество вводится субсидирование льготников (доплаты к пособиям).

Результаты введения социальной нормы потребления электроэнергии в регионах

Пилотный проект по введению социальной нормы потребления электроэнергии был введен с 2014 в 7 регионах РФ, социальная норма электроэнергии на человека была установлена от 50 до 190 кВт-ч.

Для примера - в Ростовской области:

  • на 1-го проживающего соц.норма электроэнергии на человека - 96 кВт-ч;
  • на двоих – 156 кВт-ч;
  • на троих – 196 кВт-ч;
  • + 40 кВт-ч на каждого последующего члена семьи.

Таким образом, на семью из 4 человек норма составляет 236 кВт-ч, менее планируемой в 2019 году социальной нормы потребления электроэнергии на домохозяйство 300 кВт-ч.

В целом результат по эксперименту положительный, при грамотно рассчитанном тарифе выиграли и мелкие потребители, и промышленники. Однако проблемы испытали владельцы ветхого жилья и многодетные семьи, которые вынуждены переплачивать за свет.

Сравнительный расчет по социальной норме потребления электроэнергии и без неё на 2020 год

С 01.01.2019 тариф с учетом социальной нормы электроэнергии на человека в Ростовской области  составил 3,89 руб./кВт-ч в пределах соц.нормы и 5,43 руб./кВт-ч – при выходе за ее пределы (разница – почти 40%).

А вот власти соседнего Краснодарского края сначала ввели социальную норму потребления электроэнергии с 01.01.2017, а уже 01.06.2017 отменили ее, прокомментировав отмену необходимостью уточнения тарифов. Сейчас единый одноставочный тариф на электричество там составляет 4,69 руб./кВт-ч.

Давайте сравним, сколько заплатит семья из 4 человек, потребляющая за месяц 250 кВт/ч, по социальной норме потребления электроэнергии в Ростове-на-Дону и без применения соц.нормы потребления электроэнергии в Краснодаре:

  1. Ростов-на-Дону: 236*3,89 + 14*5,43=918,04+76,02=994,06 руб.
  2. Краснодар: 250*4,69=1172,50 руб.

Очевидно, что социальная норма на электроэнергию имеет свои преимущества.

Выгодность или невыгодность в случае введения в 2019 году социальной нормы потребления электроэнергии зависела от методики определения тарифов, данный расчет не является полностью показательным для предлагаемой трехступенчатой системы. Необходимо также учесть, что в регионах для расчета будут брать разные данные.

Чем социальная норма потребления электроэнергии на человека отличается от новой системы?

Основные отличия предлагаемого варианта от эксперимента, проводившегося с 2013-2014:

Социальная норма на электроэнергию образца 2013

Социальная норма на электроэнергию в 2019 году

Соц.норма потребления электроэнергии на человека

Социальная норма на электричество – для домохозяйства (на точку подключения)

От 50 кВт-ч – разные по регионам

300 кВт-ч – единая для РФ

2 ставки: для соцнормы и для потребления сверх соцнормы

3 ставки: до 300 кВт-ч, от 300 до 500 кВт-ч, сверх 500 кВт-ч

Сохранены все льготы

Льготы частично упраздняются

Плюсы и минусы социальной нормы электроэнергии

Положительные стороны (плюсы) реформы:

  1. Учет интересов малоимущих слоев. Кто потребляет больше – будет платить больше.
  2. Снижение перекрестного субсидирования за счет повышения сборов с обеспеченных потребителей – меньше затраты в промышленности, снижение себестоимости продукции, повышение конкурентоспособности.
  3. Простота администрирования, в сравнении с подушевым нормированием, - меньше затраты энергетических компаний, ниже стоимость электроэнергии.

Отрицательные стороны реформы:

  1. Не учитываются интересы владельцев ветхого жилья, многодетных семей, граждан, не имеющих возможность использовать приборы, в которых применены дорогостоящие энергосберегающие технологии.
  2. Ликвидируется ряд льгот для населения.
  3. Не известен результат, который даст предлагаемая методика расчета тарифов.

Почему социальная норма потребления электроэнергии в 2020 году не будет введена неизбежно?

Реформа опять заморожена. Введение новой системы, откладывалось уже и в 2014, и в 2015 году. Причиной стала сложность администрирования – проверка числа проживающих, показаний счетчиков, от которых зависит расчет, и др.

В 2019-2020 обе административные проблемы должны были быть разрешены:

  • предлагаемая система не зависит от числа проживающих в квартире, не нужно будет отслеживать и проверять этот показатель;
  • с 2019-2020 проблема подачи недостоверных показаний приборов учета будет разрешена с введением «умных счетчиков» (подробности – в статье «Умные счетчики – кто и когда их должен установить»).

Однако на практике реформа отложена на неопределенный срок.

Нормативные акты о введении федеральной социальной нормы потребления электроэнергии в 2020 году

Обратите внимание! По концепции введения федеральной социальной нормы потребления электроэнергии в 2020 году и ступенчатой градации тарифов нормативные акты пока не приняты, проекты документов не опубликованы для общественного обсуждения.

Постановление Правительства РФ «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электроэнергии» от 22.07.2013 №614 относится к соц.нормам электроэнергии на человека, которые вводились в отдельных субъектах РФ с 2013-2014. Хотя формально в нем содержатся нормы о том, что субъекты РФ имеют право в любой момент установить социальные нормы на электричество, в преддверии введения федеральной нормы вряд ли это будет сделано.

Источники:
Постановление Правительства РФ «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии…» от 22.07.2013 N 614
Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить