Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск
05 марта 2019
4604

Социальная норма потребления электроэнергии в 2019 году

Социальная норма потребления электроэнергии в 2019 году будет введена повсеместно с 01.07.2019, соответствующий план разработан Правительством. Минэнерго считает, что установление социальной нормы на электроэнергию 300 кВт-ч в 2019 году – щадящий вариант для малообеспеченных слоев населения. Так ли это? Какой тариф на электроэнергию социальная норма подразумевает? Какая соц.норма электроэнергии на человека будет введена, в чем ее плюсы и минусы? Какая судьба ждет льготы и дифференцированные тарифы (день/ночь)? Какие результаты дал эксперимент по введению соцнормы в Ростовской, Владимирской, и в ряде других областей? Ответы на все вопросы даны в нашем обзоре, вместе с примерным сравнительным расчетом.

Почему нужна социальная норма на электричество?

Что это означает - социальная норма потребления электроэнергии? 

Градация тарифов при введении социальной нормы потребления электроэнергии в 2019 году

Что будет с тарифами, дифференцированными по зонам суток?

Какие льготы по оплате электроэнергии уберут?

Результаты введения социальной нормы потребления электроэнергии в регионах 

Сравнительный расчет по социальной норме потребления электроэнергии и без неё на 2019 год

Чем социальная норма потребления электроэнергии на человека отличается от новой систем

Плюсы и минусы социальной нормы электроэнергии

Почему социальная норма потребления электроэнергии в 2019 году будет введена неизбежно?

Нормативные акты о введении федеральной социальной нормы потребления электроэнергии в 2019 году

Почему нужна социальная норма на электричество?

Причины введения социальной нормы потребления электроэнергии:

  1. Сейчас все граждане оплачивают электроэнергию по одинаковым ставкам, независимо от уровня потребления. Эти ставки ниже себестоимости, особенно льготные тарифы (для сельской местности и т.д.). Между тем, есть обеспеченные граждане, которые потребляют больше электричества, а оплату производят по таким же ставкам. Получается, что им государство помогает больше, чем малообеспеченным слоям населения. Социальная норма поможет распределить нагрузку более справедливо, по аналогии с прогрессивной шкалой налогообложения, когда богатые платят больше, чем бедные. По сути, социальная норма потребления электроэнергии – это мера поддержки социально уязвимых групп.
  2. Социальная норма на электричество поможет обеспечить справедливое распределение финансового бремени, уменьшится т.н. «перекрестное субсидирование», когда низкие тарифы для физлиц оплачиваются за счет высоких тарифов для юрлиц.

Обратите внимание! Экспериментом в регионах вводилась соц.норма электроэнергии на человека, в 2019 году социальная норма на электричество будет установлена в расчете на точку подключения (на квартиру).

Важно! Социальная норма на электричество не означает ограничение объема потребления. Она влияет только на оплату.

Что это означает - социальная норма потребления электроэнергии?

Социальная норма на электричество – определенный объем потребления электроэнергии, который:

  • Устанавливается одинаковым для всех слоев населения;
  • Используется для расчета платы за электроэнергию;
  • Применяется только в случае использования электроэнергии для коммунально-бытовых нужд.

Обратите внимание! Вводимая в 2019 году социальная норма потребления электроэнергии 300 кВт-ч в месяц на точку подключения, согласно статданным, превышает средний уровень потребления по стране, который составляет 225 кВч-ч в месяц на домохозяйство.

Градация тарифов при введении социальной нормы потребления электроэнергии в 2019 году

Важно! Предполагается установить ступенчатую систему тарификации: те, кто потребляет электричество в повышенном размере (владельцы элитной недвижимости, в первую очередь), будут оплачивать электроэнергию сверх социальной нормы потребления по повышенным ставкам.

Система будет включать три ступени:

До 300 кВт-ч

Базовый тариф для социальной нормы потребления электроэнергии

От 300 до 500 кВт-ч

Повышенный тариф

Свыше 500 кВт-ч

Экономически обоснованный тариф

Конкретные цифры пока не озвучены. Тарифы устанавливаются на региональном уровне, методику их определения разрабатывает и утверждает Федеральная служба по тарифам РФ.

Что будет с тарифами, дифференцированными по зонам суток?

Практика применения социальной нормы потребления электроэнергии в Ростовской, Владимирской, Нижегородской, и др. областях показала, что социальная норма на электричество вполне совмещается с двухзонными (день/ночь) и трехзонными тарифами. При этом разрабатывается более дробная сетка тарифов. Учитывая важность перераспределения нагрузки на электросети, дифференцированные тарифы социальная норма потребления электроэнергии в 2019 году не упразднит.

Какие льготы по оплате электроэнергии уберут?

Постепенно уйдут в прошлое (т.е. будут поэтапно отменены):

  • Льготные тарифы для домов с электроплитами;
  • Пониженные расценки для сельской местности;
  • Равные с тарифами для граждан расценки для садоводческих объединений и некоторых других организаций.

В рамках ступенчатой системы градации  оплаты электроэнергии по-прежнему сохранится дифференциация тарифов в зависимости от состава и численности жильцов (льготы и субсидии многодетным, инвалидам и др.). Тенденция такова, что вместо льготных тарифов на электричество вводится субсидирование льготников (доплаты к пособиям).

Результаты введения социальной нормы потребления электроэнергии в регионах

Пилотный проект по введению социальной нормы потребления электроэнергии был введен с 2014 в 7 регионах РФ, социальная норма электроэнергии на человека была установлена от 50 до 190 кВт-ч.

Для примера - в Ростовской области:

  • на 1-го проживающего соц.норма электроэнергии на человека - 96 кВт-ч;
  • на двоих – 156 кВт-ч;
  • на троих – 196 кВт-ч;
  • + 40 кВт-ч на каждого последующего члена семьи.

Таким образом, на семью из 4 человек норма составляет 236 кВт-ч, менее планируемой в 2019 году социальной нормы потребления электроэнергии на домохозяйство 300 кВт-ч.

В целом результат по эксперименту положительный, при грамотно рассчитанном тарифе выиграли и мелкие потребители, и промышленники. Однако проблемы испытали владельцы ветхого жилья и многодетные семьи, которые вынуждены переплачивать за свет.

Сравнительный расчет по социальной норме потребления электроэнергии и без неё на 2019 год

С 01.01.2019 тариф с учетом социальной нормы электроэнергии на человека в Ростовской области  составит 3,89 руб./кВт-ч в пределах соц.нормы и 5,43 руб./кВт-ч – при выходе за ее пределы (разница – почти 40%).

А вот власти соседнего Краснодарского края сначала ввели социальную норму потребления электроэнергии с 01.01.2017, а уже 01.06.2017 отменили ее, прокомментировав отмену необходимостью уточнения тарифов. Сейчас единый одноставочный тариф на электричество там составляет 4,69 руб./кВт-ч.

Давайте сравним, сколько заплатит семья из 4 человек, потребляющая за месяц 250 кВт/ч, по социальной норме потребления электроэнергии в Ростове-на-Дону и без применения соц.нормы потребления электроэнергии в Краснодаре:

  1. Ростов-на-Дону: 236*3,89 + 14*5,43=918,04+76,02=994,06 руб.
  2. Краснодар: 250*4,69=1172,50 руб.

Очевидно, что социальная норма на электроэнергию имеет свои преимущества.

Выгодность или невыгодность в случае введения в 2019 году социальной нормы потребления электроэнергии будет зависеть от методики определения тарифов, данный расчет не является полностью показательным для предлагаемой трехступенчатой системы. Необходимо также учесть, что в регионах для расчета будут брать разные данные.

Чем социальная норма потребления электроэнергии на человека отличается от новой системы?

Основные отличия предлагаемого варианта от эксперимента, проводившегося с 2013-2014:

Социальная норма на электроэнергию образца 2013

Социальная норма на электроэнергию в 2019 году

Соц.норма потребления электроэнергии на человека

Социальная норма на электричество – для домохозяйства (на точку подключения)

От 50 кВт-ч – разные по регионам

300 кВт-ч – единая для РФ

2 ставки: для соцнормы и для потребления сверх соцнормы

3 ставки: до 300 кВт-ч, от 300 до 500 кВт-ч, сверх 500 кВт-ч

Сохранены все льготы

Льготы частично упраздняются

Плюсы и минусы социальной нормы электроэнергии

Положительные стороны (плюсы) реформы:

  1. Учет интересов малоимущих слоев. Кто потребляет больше – будет платить больше.
  2. Снижение перекрестного субсидирования за счет повышения сборов с обеспеченных потребителей – меньше затраты в промышленности, снижение себестоимости продукции, повышение конкурентоспособности.
  3. Простота администрирования, в сравнении с подушевым нормированием, - меньше затраты энергетических компаний, ниже стоимость электроэнергии.

Отрицательные стороны реформы:

  1. Не учитываются интересы владельцев ветхого жилья, многодетных семей, граждан, не имеющих возможность использовать приборы, в которых применены дорогостоящие энергосберегающие технологии.
  2. Ликвидируется ряд льгот для населения.
  3. Пока неизвестно, какой результат даст предлагаемая методика расчета тарифов.

Почему социальная норма потребления электроэнергии в 2019 году будет введена неизбежно?

Раздаются голоса о том, что реформа будет опять заморожена. Введение новой системы, откладывалось уже и в 2014, и в 2015 году. Причиной стала сложность администрирования – проверка числа проживающих, показаний счетчиков, от которых зависит расчет, и др.

В 2019-2020 обе административные проблемы будут разрешены:

  • предлагаемая система не зависит от числа проживающих в квартире, не нужно будет отслеживать и проверять этот показатель;
  • с 2019-2020 проблема подачи недостоверных показаний приборов учета будет разрешена с введением «умных счетчиков» (подробности – в статье «Умные счетчики – кто и когда их должен установить»).

Нормативные акты о введении федеральной социальной нормы потребления электроэнергии в 2019 году

Обратите внимание! По концепции введения федеральной социальной нормы потребления электроэнергии в 2019 году и ступенчатой градации тарифов нормативные акты пока не приняты, проекты документов не опубликованы для общественного обсуждения.

Постановление Правительства РФ «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электроэнергии» от 22.07.2013 №614 относится к соц.нормам электроэнергии на человека, которые вводились в отдельных субъектах РФ с 2013-2014. Хотя формально в нем содержатся нормы о том, что субъекты РФ имеют право в любой момент установить социальные нормы на электричество, в преддверии введения федеральной нормы вряд ли это будет сделано.

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить