Верховный суд РФ опубликовал на своем официальном сайте «Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг» (утв. Президиумом ВС РФ 17.10.2018).
В обзор вошли 15 правовых выводов, тематически расположенных в 2 подразделах:
- Споры, возникающие из договоров розничной купли-продажи.
- Споры, возникающие в связи с оказанием гражданам услуг.
Отметим следующие позиции, выработанные ВС РФ в ходе судебной практики:
- Деятельность иностранных организаций по реализации товаров на территории РФ находится под юрисдикцией РФ.
- В течение гарантийного срока потребитель вправе по своему выбору обратиться с требованием о возврате товара ненадлежащего качества к изготовителю, продавцу или импортеру, которые должны разъяснить потребителю порядок возврата и приемки у него такого товара.
- Выявление производственных недостатков в автомобиле в течение 15 дней со дня его передачи покупателю является основанием для расторжения договора купли-продажи независимо от того, устранимы недостатки или нет.
- Расторжение договора купли-продажи технически сложного товара (например, автомобиля) на основании нормы абз. 11 п. 1 ст. 18 закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I возможно, если имеет место совокупность следующих обстоятельств:
- невозможность в течение хотя бы 1 года гарантии пользоваться изделием более чем 30 дней;
- невозможность использования, обусловленной неоднократными ремонтами;
- устранение во время ремонтов разных недостатков товара.
- В случае обнаружения в течение гарантийного срока недостатков проданного потребителю товара бремя доказывания наличия оснований для освобождения от ответственности лежит на продавце (изготовителе, импортере) этого товара.
- Сумма неустойки и штрафа, подлежащих уплате потребителю в случае возврата им изготовителю автомобиля ненадлежащего качества, подлежит исчислению с учетом стоимости дополнительного оборудования, установленного на автомобиль изготовителем по заказу потребителя.
- При непредоставлении потребителю необходимой информации по оформлению документов по договору о реализации туристского продукта, что привело к отказу в выдаче туристической визы, туроператор несет ответственность за оказание услуги ненадлежащего качества.
- При досрочном погашении задолженности по кредитному договору потребитель вправе отказаться от предварительно оплаченных, но фактически не оказанных дополнительных банковских услуг.
По теме читайте материалы раздела «Защита прав потребителей».