Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

ВС РФ разъяснил, можно ли вернуть деньги, если недостаток товара выявлен после окончания гарантии

В течение срока службы вернуть товар с недостатками и получить за него деньги можно, однако есть ряд нюансов, на которые обращает внимание Верховный суд РФ. Подробности — далее.

Ситуация

Сотовый телефон перестал работать в течение срока службы. Потребитель обратилась в суд с иском к импортеру с требованием вернуть стоимость телефона. При этом:

  • был выявлен производственный дефект — выход из строя ряда электронных компонентов системной платы;
  • экспертиза квалифицировала недостаток как устранимый (исправляется посредством замены системной платы);
  • согласно политике компании-изготовителя такая комплектующая деталь, как системная плата, не производится.

Применимая норма права

К данной ситуации применим п. 6 ст. 19 закона о защите прав потребителей:

В случае существенных недостатков товара потребитель может заявить изготовителю, импортеру требования о безвозмездном устранении таких недостатков. Требование может быть заявлено при выявлении недостатков в течение срока службы товара. Если требование не удовлетворено в течение 20 дней или недостаток является неустранимым, то потребитель вправе потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Позиции нижестоящих судов

Первая инстанция в иске отказала, так как недостаток является устранимым, однако покупательница не заявляла требования о безвозмездном устранении недостатка.

Апелляция отменила решение суда первой инстанции: так как компания-изготовитель не производит такую комплектующую деталь, как системная плата, устранение недостатков в телефоне сводится к его полной замене. Это не является ремонтом, поэтому недостаток признается существенным и неустранимым. В этой связи применяется норма о том, что в течение срока службы изготовитель обязан вернуть уплаченные деньги.

Позиция Верховного суда РФ

ВС РФ отменил апелляционное определение.

Верховный суд РФ указал на то, что для случаев, когда потребитель выявил существенные недостатки товара за пределами гарантийного срока, но в течение срока службы, применяется специальное правовое регулирование. Потребитель имеет право на последовательное заявление требований. Первым должно быть заявлено требование о безвозмездном устранении недостатков товара. И только если это требование не удовлетворено в течение 20 дней, можно требовать возврата денег.

Также ВС РФ обратил внимание на следующее:

  • Пункт 6 ст. 19 закона о защите прав потребителей не разъясняет, как должен быть устранен недостаток — с использованием запасных частей или путем замены товара на аналогичный.
  • Право на возврат уплаченной суммы предоставлено потребителю, если недостаток является существенным и неустранимым. В данном деле экспертиза квалифицировала недостаток как устранимый.
  • Праву потребителя на возврат денег предшествует его обязанность возвратить товар импортеру.

***

Также смотрите статьи по ссылкам:

 

Источники:
обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей, утв. Президиумом Верховного суда РФ 14.10.2020
Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить