Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск
25 октября 2017
1452

Условия обмена товара надлежащего качества

Обмен товара надлежащего качества — процедура, требующая соблюдения определенных правил и условий как от продавца, так и от приобретателя. О том, что надо знать и учитывать при совершении такого обмена, расскажем далее в статье.

Право потребителя на обмен и возврат товара надлежащего качества

Правила замены товара надлежащего качества

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится, если соблюдены условия такого обмена

Какие товары надлежащего качества не подлежат обмену

Срок обмена товара надлежащего качества

Порядок обмена товара надлежащего качества. Заявление на обмен товара

Способы защиты прав приобретателей

Право потребителя на обмен и возврат товара надлежащего качества 

Приобретатель, обнаруживший после совершения покупки, что приобретенное не устраивает его по причинам, не связанным с качеством, имеет возможность в течение некоторого времени вернуть товар в магазин и получить в обмен аналогичный, но больше ему подходящий.

Процесс обмена и возврата товара надлежащего качества регламентируется:

  • ст. 502 Гражданского кодекса РФ;
  • законом «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 (в ред. от 03.07.2016) № 2300-I (ст. 25);
  • Перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 (в ред. от 23.12.2016) № 55 (далее — Перечень). 

В данных нормативных актах закреплены правила и условия обмена товара, возможность его возврата и получения обратно потраченных денег. Подробно о возврате товара можно прочитать в статье Правила возврата товара надлежащего качества. 

ВАЖНО! Указанные нормы не предоставляют приобретателю возможность просто вернуть товар надлежащего качества в торговую организацию пределение Мосгорсуда от 13.12.2011 по делу № 4г/7-11042/11). Отказаться от покупки можно, только если ее обмен невозможен в силу объективных причин. 

Правила замены товара надлежащего качества 

Приобретатель, обращаясь к продавцу с просьбой о замене не подошедшего ему товара, должен придерживаться правил обмена товара надлежащего качества, которые состоят из следующих положений:

  1. Требование об обмене товара надлежащего качества можно заявить только в отношении товаров, относящихся к категории непродовольственных. Исключение — непродовольственные товары, перечисленные в Перечне. Данные товары нельзя заменить или вернуть.
  2. Неподошедший товар можно обменять только на товар, который обладает схожими свойствами (аналогичный товар). Нельзя, например, поменять купленное пальто на сапоги. 

ВАЖНО! Если новый товар дороже, приобретатель доплачивает разницу продавцу, если дешевле, продавец возвращает разницу приобретателю. 

  1. Обменять товар можно только там, где он был приобретен. Однако продавец вправе предложить приобретателю совершить обмен в иных местах (п. 1 ст. 502 ГК РФ).
  2. Законодатель закрепил специальный срок существования права потребителя на обмен товара надлежащего качества — 14 дней. 

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится, если соблюдены условия такого обмена 

Условия обмена непродовольственных товаров надлежащего качества закреплены законодателем в вышеназванных нормах и должны соблюдаться сторонами сделки.

Так, приобретатель, решив воспользоваться правом на замену товара, не имеющего недостатков, должен обосновать свою просьбу. В качестве аргумента может быть указан любой из следующих параметров:

  • размер;
  • фасон;
  • расцветка;
  • форма;
  • габариты;
  • комплектация. 

При этом необходимо учитывать, что к товару, побывавшему у покупателя, предъявляются определенные требования. Он должен:

  • сохранить свои потребительские свойства;
  • иметь товарный вид, включая наличие ярлыков и пломб;
  • не носить следов эксплуатации. 

В противном случае продавец имеет право отказать приобретателю в обмене купленного товара.

Желательно, чтобы приобретатель имел документ, подтверждающий оплату покупки (товарный/кассовый чек и т. п.). При отсутствии такого документа приобретатель может воспользоваться поддержкой свидетелей. 

Какие товары надлежащего качества не подлежат обмену 

Однако правила обмена и возврата товара надлежащего качества распространяются не на каждую покупку. Законодателем составлен Перечень товаров, которые не получится обменять и вернуть. Цель данного Перечня — соблюдение интересов как продавца, так и будущих покупателей. Поскольку товар выбывает из владения продавца, последний не может гарантировать отсутствия проблем в дальнейшей эксплуатации товара (включая нанесение вреда здоровью человека).

В Перечень входит 14 различных категорий товаров, а именно:

  • предметы личной гигиены;
  • косметика и парфюмерия;
  • лекарства и медицинские средства;
  • бытовая и агрохимия;
  • технически сложные бытовые товары;
  • растения и животные;
  • нательные текстильные и трикотажные изделия;
  • кабели, шнуры, провода;
  • товары, отпускаемые по метражу;
  • бытовая мебель;
  • транспортные средства;
  • ювелирные украшения;
  • книги и другие непериодические издания;
  • оружие и патроны. 

Перечень является исчерпывающим и не может быть изменен продавцом по своему усмотрению. Некоторые пункты списка имеют расшифровки или пояснения, поэтому приобретатель, приняв решение обменять купленный товар, должен внимательно ознакомиться с содержанием этого документа. 

Срок обмена товара надлежащего качества 

Срок, на протяжении которого приобретатель может обменять купленный товар, составляет 14 дней. Согласно Гражданскому кодексу он может быть увеличен продавцом. Течение срока начинается со дня, следующего за днем покупки. 

ВАЖНО! В указанный срок включаются выходные и праздничные дни. Если последний день срока выпадает на нерабочий день, то его окончание переносится на следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ). 

Данный срок является преклюзивным (пресекательным). Это означает, что он устанавливает пределы существования гражданского права (в данном случае — права на обмен/возврат товара) и не может быть восстановлен.

Поэтому, если на момент обращения приобретателя к продавцу у последнего отсутствует необходимый товар и потребитель согласен ждать, когда товар появится в продаже, факт обращения должен быть обязательно письменно зафиксирован. 

ВАЖНО! Количество обменов товара законодателем не ограничивается. После обмена товара течение срока обмена товара надлежащего качества начинается заново. 

Порядок обмена товара надлежащего качества. Заявление на обмен товара 

Независимо от того, предполагает приобретатель обменять товар надлежащего качества или хочет получить назад потраченные деньги, сообщить об этом продавцу необходимо в письменном виде.

Специальных требований к заявлению в законодательстве не содержится, поэтому можно составить его в свободной форме, в 2 экземплярах. На втором экземпляре представитель продавца должен расписаться в получении, указав дату и должность.

Торговые организации могут самостоятельно разрабатывать формы такого заявления.

В любом случае заявление должно содержать:

  • точное название торговой организации-продавца;
  • фамилию, имя, отчество приобретателя;
  • наименование товара в соответствии с данными, указанными в документе об оплате;
  • причину его обмена (не устраивает по форме, размеру и т. д.);
  • требование заменить на схожий товар, с обозначением желаемых параметров. 

К заявлению следует приложить документ, подтверждающий оплату товара. Если такой документ отсутствует, можно заручиться подписями свидетелей, которые смогут подтвердить факт приобретения товара.

Заявление необходимо передать представителю продавца вместе с товаром, который следует обменять.

Если в день обращения необходимого товара у продавца нет, стороны могут письменно согласовать возможность обмена при поступлении нужного товара в продажу.

Если же по каким-то причинам продавец не хочет принимать заявление, отказ необходимо зафиксировать.

Образец заявления на обмен товара можно скачать здесь: Заявление на обмен товара надлежащего качества - образец. 

Способы защиты прав приобретателей 

Если приобретатель уверен, что продавец своими действиями нарушил его право на совершение процедуры обмена товара, он вправе обратиться:

  1. С жалобой в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Как это сделать, читайте в статье Как написать жалобу в Роспотребнадзор – образец.
  2. В судебные инстанции с иском о защите прав потребителя. 

Исковое заявление приобретатель может предъявить, руководствуясь п. 2 ст. 17 закона № 2300-I, на выбор в суд:

  • по своему месту жительства;
  • месту нахождения продавца (жительства индивидуального предпринимателя — продавца). 

При цене иска до 50 000 руб. заявление направляется мировому судье, а свыше — в районный суд (ст. 23, 24 ГПК РФ).

Истцы по искам о защите прав потребителей не платят госпошлину, если цена иска меньше 1 млн руб. (п. 3 ст. 17 закона № 2300-I, пп. 2, 3 ст. 333.36 НК РФ). 

ВАЖНО! С 01.06.2016 данная категория споров может рассматриваться судом в порядке упрощенного производства по правилам гл. 21.1 ГПК РФ. Рассмотрение такого спора возможно, если цена иска не превышает 100 000 руб. и отсутствуют обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в упрощенном порядке (ч. 4 ст. 232.2 ГПК РФ). 

*** 

В целом процедура обмена непродовольственного товара надлежащего качества достаточно подробно регламентирована законодательством, что позволяет разрешать любые вопросы, возникающие в ходе обмена или возврата вышеуказанных товаров.

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить