Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
С вами
с 2015 года
Рубрикатор
Поиск

Потребитель может обратиться в российский суд с иском к иностранной фирме

Права российских потребителей могут быть защищены в отечественных судах, даже если ответчик — иностранная фирма, у которой нет представительств в России. Рассмотрим на примере спора о подсудности по иску к стоматологии из Республики Беларусь.

Ситуация

Жительница Мурманска заключила договор со стоматологией из Минска на оказание медицинских услуг с применением дентальных имплантатов.

Впоследствии она обратилась в российский суд с требованием о расторжении указанного договора из-за оказания услуг с существенными недостатками.

Позиция нижестоящих судов

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 402 Гражданского процессуального кодекса РФ защита прав российских потребителей в судах РФ возможна, если ответчик имеет имущество, находящееся на территории РФ, и (или) распространяет рекламу в интернете, направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории России.

Суд первой инстанции, апелляция и кассационный суд общей юрисдикции посчитали, что требования российского потребителя в данном случае не подлежат рассмотрению судами в России. Доводы следующие:

  • сведений о наличии у компании представительств или имущества в России нет;
  • сайт компании не является национальным доменом Российской Федерации (.by, а не .ru);
  • русский язык является в Республике Беларусь государственным языком, поэтому размещение информации на сайте на русском языке не свидетельствует о цели привлечения потребителей, которые находятся на территории России.

Позиция Верховного суда РФ

ВС РФ судебные акты отменил как принятые с существенным нарушением норм права.

Суд смог сделать такой вывод, опираясь на п. 45 постановления Пленума ВС РФ «О применении норм международного частного права судами РФ» от 09.07.2019 № 24.

Верховный суд счел, что одно из условий ст. 402 ГПК РФ о юрисдикции российских судов выполнено: реклама минской стоматологии рассчитана на российского потребителя.

Согласно постановлению № 24 сайт в интернете может рассматриваться как ориентированный на российских потребителей, если:

  • одним из его языков является русский язык;
  • цены приведены в российских рублях;
  • указаны контактные телефоны с российскими кодами;
  • имеются другие аналогичные доказательства (например, владелец сайта заказывал услуги, направленные на повышение цитируемости его сайта, у российских пользователей интернета).

Из контента сайта ответчика следует, что:

  • в нем приведена информация об оказании услуг иностранным гражданам, в том числе гражданам России;
  • указанная информация размещена на русском языке;
  • цена приведены в российских рублях.

***

Также смотрите статьи:

Источники:
определение Верховного суда Российской Федерации от 15.12.2020 по делу № 34-КГ20-6-К3, № 9-317/2019
Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить