Ситуация
Жительница Мурманска заключила договор со стоматологией из Минска на оказание медицинских услуг с применением дентальных имплантатов.
Впоследствии она обратилась в российский суд с требованием о расторжении указанного договора из-за оказания услуг с существенными недостатками.
Позиция нижестоящих судов
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 402 Гражданского процессуального кодекса РФ защита прав российских потребителей в судах РФ возможна, если ответчик имеет имущество, находящееся на территории РФ, и (или) распространяет рекламу в интернете, направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории России.
Суд первой инстанции, апелляция и кассационный суд общей юрисдикции посчитали, что требования российского потребителя в данном случае не подлежат рассмотрению судами в России. Доводы следующие:
- сведений о наличии у компании представительств или имущества в России нет;
- сайт компании не является национальным доменом Российской Федерации (.by, а не .ru);
- русский язык является в Республике Беларусь государственным языком, поэтому размещение информации на сайте на русском языке не свидетельствует о цели привлечения потребителей, которые находятся на территории России.
Позиция Верховного суда РФ
ВС РФ судебные акты отменил как принятые с существенным нарушением норм права.
Суд смог сделать такой вывод, опираясь на п. 45 постановления Пленума ВС РФ «О применении норм международного частного права судами РФ» от 09.07.2019 № 24.
Верховный суд счел, что одно из условий ст. 402 ГПК РФ о юрисдикции российских судов выполнено: реклама минской стоматологии рассчитана на российского потребителя.
Согласно постановлению № 24 сайт в интернете может рассматриваться как ориентированный на российских потребителей, если:
- одним из его языков является русский язык;
- цены приведены в российских рублях;
- указаны контактные телефоны с российскими кодами;
- имеются другие аналогичные доказательства (например, владелец сайта заказывал услуги, направленные на повышение цитируемости его сайта, у российских пользователей интернета).
Из контента сайта ответчика следует, что:
- в нем приведена информация об оказании услуг иностранным гражданам, в том числе гражданам России;
- указанная информация размещена на русском языке;
- цена приведены в российских рублях.
***
Также смотрите статьи: