Возврат товара надлежащего качества
Ст. 25 закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I (далее — закон №2300-I) предусматривает право покупателя обменять непродовольственный товар надлежащего качества на идентичный у того же продавца, если он не подошел, например, по фасону, цвету, модели, комплектации и т. д.
Подробнее о правилах возврата продукции надлежащего качества рассказывается в статье Правила возврата товара надлежащего качества.
Если потребитель изъявил желание вернуть товар, но продавец отказывается его принять, например, по причине того, что нет аналогичного товара на замену, а деньги возвращать он не хочет и т. д., гражданин вправе составить претензию о возврате и передать ее продавцу.
О том, как вернуть товар ненадлежащего качества, читайте материал, подготовленный экспертами КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.
Какие товары надлежащего качества можно вернуть
Вернуть в магазин можно любой непродовольственный товар надлежащего качества, за исключением тех, которые ни возврату, ни обмену не подлежат.
Перечень таких товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463. В него в том числе входят:
- предметы личной гигиены;
- косметика и парфюмерия;
- нижнее белье и чулочно-носочные изделия;
- лекарства;
- ювелирные изделия;
- автомобили, мотовелотовары и т.д.;
- книги и прочие непереодические издания как на бумажных, так и на цифровых носителях;
- бытовые технически сложные товары с гарантийным сроком 1 год и более и т.д.
Обратите внимание: перечень технически сложных товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924.
К таковым в том числе относятся стационарные и портативные компьютеры, телевизоры, комплекты спутникового ТВ, холодильники и т.д.
Все остальные товары можно вернуть в магазин в порядке ст. 25 закона «О защите прав потребителей». То есть обувь, одежда, игрушки, бытовая техника с гарантийным сроком до 1 года и т.д. подлежат возврату или обмену.
Можно ли вернуть мобильный телефон
В абсолютном большинстве случаев – нет: гарантия на мобильные телефоны крайне редко составляет менее 1 года. При этом они отнесены к бытовым технически сложным товарам.
Однако в соответствии с п. 6 Перечня, утвержденного постановлением Правительства № 924, технически сложным мобильник является лишь в случае, если он имеет сенсорный экран и обладает не менее, чем двумя функциями.
Таким образом, вернуть в магазин можно только кнопочный мобильник. Сенсорный телефон без недостатков – нельзя.
Требования к товару на возврат
В соответствии с абз. 3 ст. 25 закона «О защите прав потребителей» товар, не имеющий недостатков, может быть возвращен в магазин исключительно при одновременном соблюдении следующих условий:
- товар не был в употреблении;
- товарный вид товара сохранен;
- пломбы, фабричные ярлыки и т.д. находятся на своих местах.
Иными словами, если речь идет, например, об одежде, то этикетки не должны быть удалены (срезаны, сорваны и пр.).
А вот к сохранности упаковки закон никаких требований не предъявляет. Поэтому отказ продавца принять товар по причине нарушения упаковки незаконен. То же самое касается и кода маркировки – его повреждение или отсутствие не является основанием для отказа в приеме товара к возврату.
Форма претензии на возврат товара надлежащего качества
Закон № 2300-I не содержит информации относительно формы претензии. Делаем вывод, что она может быть как составлена в письменном виде, так и заявлена в устной форме продавцу или представителю продавца.
Однако при предъявлении требований о возврате товара надлежащего качества продавцы не всегда готовы удовлетворить требование покупателя незамедлительно, несмотря на то что этого требует законодатель, и зачастую могут возникать конфликтные ситуации. Именно поэтому логично составить претензию в письменной форме для того, чтобы впоследствии доказать факт обращения.
Кроме того, если потребитель и продавец не придут к компромиссу, потерпевший вправе обратиться в суд. Однако по делам о защите прав потребителей закон требует соблюдения претензионного порядка (п. 2 ст. 452 ГК РФ). То есть к исковому заявлению истец должен приложить доказательства того, что ответчику была направлена претензия и предложен вариант решения спора в досудебном порядке. В противном случае исковое заявление рассмотрено не будет (ст. 135 ГПК РФ).
Таким образом, рекомендуем составлять претензию в письменном виде. Ниже рассмотрим образец документа и правила его подачи продавцу.
Претензия продавцу о возврате денег за товар надлежащего качества
Для того чтобы спор о возврате товара разрешился быстро и по возможности бесконфликтно, при составлении претензии необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- Составлять претензию лучше всего в письменной форме в 2 экземплярах, один из которых передается продавцу, а на втором он ставит штамп о принятии.
- В тексте заявления нужно последовательно изложить суть проблемы, обращая внимание на обстоятельства приобретения товара и суть проблемы.
- При описании товара указываются все характеристики, которые известны покупателю. В частности, артикул, модель, размер, цвет и т. д.
- В претензии можно прописать нормы закона, которые позволяют покупателю вернуть товар надлежащего качества в магазин. Речь идет, например, о ст. 25 закона № 2300-I.
- Если у покупателя имеется кассовый или товарный чек, о нем необходимо упомянуть и приложить к претензии его копию.
Претензия на возврат товара надлежащего качества составляется на имя руководителя магазина, поэтому перед ее написанием рекомендуем уточнить все необходимые реквизиты, правильное название организации и почтовый адрес.
Образец претензии на возврат товара надлежащего качества и возврате денег за него
Скачайте актуальный образец претензии на возврат товара надлежащего качества:
Образец претензии о возврате товара надлежащего качестваО том, всегда ли продавец обязан отвечать на претензию потребителя и в какие сроки:
Ответ на претензию потребителя***
Таким образом, составление претензии для возврата товара надлежащего качества — необходимость, если продавец не желает осуществить возврат в добровольном порядке. Но если и претензионный порядок не помогает, потребителю необходимо готовить исковое заявление и обращаться в суд.
Вы вправе направить продавцу свое письменное обращение по почте с уведомлением о вручении. Дополнительно может быть составлена опись вложения. Направляйте Ваше обращение по адресу местонахождения (см. Претензия, направленная не по юридическому адресу, является ненадлежащей) Вы также можете отправить ему телеграмму.