Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Максимальный срок давности по защите прав потребителей

Срок давности по защите прав потребителей зависит от предмета предъявляемой покупателем к продавцу претензии. В какие сроки «обиженный» потребитель может обратиться в суд, расскажем в этой статье.
Максимальный срок давности по защите прав потребителей
Фото: Фотобанк Лори

Срок давности по защите прав потребителей: особенности исчисления

Применение исковой давности в сочетании с претензионным сроком

Срок давности по защите прав потребителей: особенности исчисления

Отметим, что к спорам данной категории применяются общие правила о 3-летнем сроке исковой давности (ч. 1 ст. 196, ст. 200 Гражданского кодекса РФ).

При спорах о защите прав потребителей срок этот начинается со дня отказа продавца исполнить требования покупателя или пропуска срока ответа на эти требования. Данный вывод можно сделать из совокупного анализа ст. 19, 29 закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (далее — закон № 2300-1). Придерживается его и практика (например, п. 23 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного президиумом ВС РФ 04.12.2013).

Однако кроме исковой давности в потребительских отношениях существует ряд претензионных сроков, способных влиять на судьбу судебного спора — их пропуск является самостоятельным основанием для отказа в иске (апелляционное определение ВС Республики Мордовия от 05.11.2013 по делу № 33-2035/2013). 

Применение исковой давности в сочетании с претензионным сроком

Условно все товары и услуги можно разделить на 2 группы:

  • имеющие гарантийный срок или срок службы;
  • не имеющие гарантийного срока и срока службы.

Рассмотрим несколько вариантов:

  1. По 1-й группе товаров (имеющих гарантию) законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 устанавливаются сроки, в течение которых потребитель может воспользоваться правами, перечисленными в ст. 18 и 29 закона № 2300-1. Это требования заменить, отремонтировать, вернуть деньги за бракованный товар и т. д. Если покупатель обратился в течение гарантийного срока с законным требованием, а ему отказали, он имеет право в течение 3 лет с момента такого отказа прибегнуть к судебной защите права.
  2. Если иск был предъявлен по истечении срока гарантии или службы товара 1-й группы, то суд (при соответствующем заявлении ответчика) отказывает в его удовлетворении в связи с истечением срока на предъявление требования продавцу/изготовителю.
  3. К товарам, не имеющим гарантии или срока годности, применяются общие правила исчисления срока исковой давности (определение Конституционного суда РФ от 24.03.2015 № 557-О). Требование в этом случае можно предъявить в течение 2 лет со дня передачи товара продавцом потребителю, если иное не установлено законом или договором (абз. 2 п. 1 ст. 19 закона № 2300-1), а подать иск, соответственно, через 3 года после отказа или просрочки ответа на требование продавцом (абз. 2 п. 1 ст. 19 закона № 2300-1).
  4. На товары/услуги, имеющие гарантию меньше 2 лет, срок предъявления требований всё равно равен 2 годам. В случаях с недвижимостью срок составляет 5 лет.

Кроме перечисленных существуют и специальные сроки предъявления требований об отказе от исполнения договора (например, ч. 2 ст. 26 закона № 2300-1). 

Таким образом, задаваясь вопросом о сроках давности по защите прав потребителей, покупателю (потребителю) стоит учитывать и претензионный срок для обращения к продавцу/изготовителю товара или исполнителю услуги. Исковая же давность общая — 3 года, исчисляется она со дня отказа продавца исполнить требования покупателя или пропуска срока для ответа на них.

Источники:
закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1
Комментировать 2
Назад Вперед
Комментарии
18 сентября 2019
Постоянная ссылка
Здравствуйте.Заказала в салоне кухню 13.07.19 оплатила 70% 25.08 позвонили сказали, что кухня готова нужно оплатить остатки ,26.08 заплатила.Кухню должны были привезти и установить 2.09.Сегодня уже 18.08,а меня все завтраками кормят.Срок по договору истек 13.09.Ездила в салон просила возврат денег отказали,номер телефона руководителя не дают,что делать?
Ответить
30 сентября 2019
Постоянная ссылка

В соответствии со ст. 23.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" в случае если продавец, получивший сумму предоплаты, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать: а) передачи оплаченного товара в установленный им новый срок; б) возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков. С выбранным Вами требованием Вы вправе обратиться либо письменно (с уведомлением о вручении) к продавцу, либо непосредственно в суд.  При составлении иска Вы можете воспользоваться образцом Исковое заявление о защите прав потребителей - образец

Ответить
Оставить комментарий
Отправить