Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
С вами
с 2015 года
Рубрикатор
Поиск

Максимальный срок давности по защите прав потребителей

Срок давности по защите прав потребителей зависит от предмета предъявляемой покупателем к продавцу претензии и, как правило, составляет три года или один год. В какие сроки «обиженный» потребитель может обратиться в суд, расскажем в этой статье.
Максимальный срок давности по защите прав потребителей
Фото: Фотобанк Лори

Срок давности по защите прав потребителей: особенности исчисления 

Для защиты прав потребителей существует 2 вида сроков:

  • срок исковой давности – период, в течение которого потребитель может обратиться в суд с иском о защите своих прав;
  • претензионный срок – период, в течение которого потребитель может предъявить продавцу или исполнителю услуги требования об устранении недостатков товара, услуги или работы либо о возврате денег за неоказанную услугу/невыполненные работы/некачественный товар.

Срок исковой давности

Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 не устанавливает специальных сроков исковой давности. Поэтому, к требованиям о защите прав потребителей, как правило, применяется общий срок исковой давности, который, согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ, составляет 3 года.

Исключение – требования о защите прав потребителей по работам и услугам (кроме требований в отношении зданий и сооружений): срок давности по ним составляет 1 год (п. 1 ст. 725 ГК РФ).

Как рассчитать срок исковой давности

Срок исковой давности по спорам о защите прав потребителей начинается со дня отказа продавца исполнить требования покупателя или пропуска срока ответа на эти требования.

Данный вывод можно сделать из совокупного анализа ст. 19, 29 закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 (далее — закон № 2300-1). Придерживается его и практика (например, п. 23 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного президиумом ВС РФ).

Пример расчета срока исковой давности

Ситуация: 10.09.2021 покупатель направил продавцу претензию о возврате денег за товар надлежащего качества.

В соответствии со ст. 22 закона № 2300-1 у продавца есть 10 дней на удовлетворение законных требований потребителя. В данном случае 10 дней истекают 20.09.2021.

Однако в установленный срок ответ на претензию от продавца не поступил, требования продавца удовлетворены не были.

Таким образом:

  • начало срока исковой давности – 21.09.2021;
  • окончание срока исковой давности – 21.09.2024.

Претензионный срок

Срок, в течение которого потребитель вправе предъявить претензию в отношении недостатков товара, услуги или работы, установлен статьями 19 и 29 закона № 2300-1.

Претензионный срок в отношении товаров - таблица

Наличие гарантийного срока/срока годности

Срок предъявления претензии

Гарантийный срок/срок годности на товар установлен

В течение гарантийного срока/срока годности

Гарантийный срок/срок годности на товар не установлен

В течение 2 лет со дня передачи товара потребителю или в срок, предусмотренный договором

Претензионный срок в отношении услуг/работ - таблица

Наличие гарантийного срока

Срок предъявления претензии

Гарантийный срок на результат работы/услуги установлен

В течение гарантийного срока

Гарантийный срок на результат работы/услуги не установлен

·       в течение 2 лет с момента передачи результата работы/услуги;

·       в течение 5 лет – в отношении недостатков в объекте недвижимости

Подробно о гарантийном сроке и о том, чем он отличается от срока службы и срока годности:

Гарантийный срок, срок годности и срок службы - отличия Подробнее

Внимание: пропуск претензионного срока является самостоятельным основанием для отказа в иске (апелляционное определение ВС Республики Мордовия по делу № 33-2035/2013). 

Иными словами, претензионный срок имеет не менее важное значение, чем срок исковой давности. Пропуск обоих видов сроков влечет отказ в удовлетворении исковых требований.

О сроке исковой давности по искам о защите прав потребителей читайте также готовое решение КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Как рассчитать претензионный срок

Срок предъявления претензии в большинстве случаев совпадает с гарантийным сроком. В свою очередь, гарантия исчисляется:

  • с момента передачи товара/результата работы или услуги потребителю;
  • если определить срок передачи товара невозможно – с даты его изготовления;
  • для сезонных товаров – с момента наступления соответствующего сезона, который устанавливается на региональном уровне.

Применение исковой давности в сочетании с претензионным сроком

Условно все товары и услуги можно разделить на 2 группы:

  • имеющие гарантийный срок или срок службы;
  • не имеющие гарантийного срока и срока службы.

Рассмотрим несколько вариантов:

  1. По 1-й группе товаров (имеющих гарантию) законом РФ «О защите прав потребителей» устанавливаются сроки, в течение которых потребитель может воспользоваться правами, перечисленными в ст. 18 и 29 закона. Это требования заменить, отремонтировать, вернуть деньги за бракованный товар и т. д. Если покупатель обратился в течение гарантийного срока с законным требованием, а ему отказали, он имеет право в течение 3 лет с момента такого отказа прибегнуть к судебной защите права.
  2. Если иск был предъявлен по истечении срока гарантии или службы товара 1-й группы, то суд (при соответствующем заявлении ответчика) отказывает в его удовлетворении в связи с истечением срока на предъявление требования продавцу/изготовителю.
  3. К товарам, не имеющим гарантии или срока годности, применяются общие правила исчисления срока исковой давности (определение Конституционного суда РФ от 24.03.2015 № 557-О). Требование в этом случае можно предъявить в течение 2 лет со дня передачи товара продавцом потребителю, если иное не установлено законом или договором (абз. 2 п. 1 ст. 19 закона № 2300-1), а подать иск, соответственно, через 3 года после отказа или просрочки ответа на требование продавцом (абз. 2 п. 1 ст. 19 закона № 2300-1).
  4. На товары/услуги, имеющие гарантию меньше 2 лет, срок предъявления требований всё равно равен 2 годам. В случаях с недвижимостью срок составляет 5 лет.

Кроме перечисленных существуют и специальные сроки предъявления требований об отказе от исполнения договора (например, ч. 2 ст. 26 закона № 2300-1).

***

Таким образом, задаваясь вопросом о сроках давности по защите прав потребителей, покупателю (потребителю) стоит учитывать и претензионный срок для обращения к продавцу/изготовителю товара или исполнителю услуги. Исковая же давность общая — 3 года, исчисляется она со дня отказа продавца исполнить требования покупателя или пропуска срока для ответа на них.

Источники:
  • закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1
  • Гражданский кодекс РФ, ч. 1, от 30.11.1994 № 51-ФЗ
Комментировать 2
Назад Вперед
Комментарии
18 сентября 2019
Постоянная ссылка
Здравствуйте.Заказала в салоне кухню 13.07.19 оплатила 70% 25.08 позвонили сказали, что кухня готова нужно оплатить остатки ,26.08 заплатила.Кухню должны были привезти и установить 2.09.Сегодня уже 18.08,а меня все завтраками кормят.Срок по договору истек 13.09.Ездила в салон просила возврат денег отказали,номер телефона руководителя не дают,что делать?
Ответить
30 сентября 2019
Постоянная ссылка

В соответствии со ст. 23.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" в случае если продавец, получивший сумму предоплаты, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать: а) передачи оплаченного товара в установленный им новый срок; б) возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков. С выбранным Вами требованием Вы вправе обратиться либо письменно (с уведомлением о вручении) к продавцу, либо непосредственно в суд.  При составлении иска Вы можете воспользоваться образцом Исковое заявление о защите прав потребителей - образец

Ответить
Оставить комментарий
Отправить