Покупка в интернет-магазине: на какую правовую базу опираться
Интернет-магазины осуществляют торговлю товарами т. н. дистанционным способом (см. п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612, далее по тексту — Правила № 612; п. 1 ст. 26.1 закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, далее по тексту — ЗЗПП).
Договор купли-продажи дистанционным способом считается заключенным в момент:
- либо получения покупателем от продавца чека об оплате товара (часто присылается в электронном виде, но может и сопровождать товар);
- либо получения продавцом извещения о намерении покупателя совершить покупку, т.е. когда покупатель подтверждает заказ на сайте продавца (п. 20 Правил № 612).
При определении характера договорных отношений между сторонами надлежит ориентироваться на правовой статус покупателя - является ли он ИП.
Обращаем внимание: ЗЗПП и Правила № 612 регламентируют дистанционную торговлю лишь тогда, когда покупатель - физлицо, и он покупает товары для собственных нужд, не имеющих связи с бизнесом (абз. 3 преамбулы ЗЗПП, пример из практики — решение Зареченского горсуда Пензенской области от 26.07.2016 по делу № 2-581/2016).
Возврат купленного в интернет-магазине товара. Основные сведения
Условия возврата продукции, купленной в интернет-магазине, в значительной степени отличаются от правил возврата приобретенных в обычном магазине вещей (см. также статью «Возврат товара по закону о защите прав потребителей») и регламентируются отдельными нормами ЗЗПП. Вместе с тем и в рассматриваемом случае покупатель точно так же правомочен вернуть продавцу как имеющий недостатки и дефекты товар, так и продукцию надлежащего качества.
При этом, исходя из буквального толкования положений ст. 25 ЗЗПП, можно сделать вывод, что Перечень не подлежащих обмену или возврату товаров, утв. постановлением Правительства от 19.01.1998 № 55 (далее по тексту — Перечень № 55), на возврат товаров, приобретенных дистанционным способом, не распространяет свою силу. Данное умозаключение подтверждается также и судебной практикой (например, решение Орджоникидзевского райсуда Екатеринбурга от 23.04.2012 по делу № 2-1591/12).
Таким образом, даже включенные в Перечень № 55 товары, которые при покупке в режиме офлайн не могут быть возращены или обменены продавцом, подлежат возврату или обмену, если приобретены в режиме онлайн.
Технически сложные товары, перечень которых регламентирован постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924, не имеющие дефектов и недостатков, точно так же могут быть возвращены продавцу без дополнительных объяснений со стороны покупателя в обозначенные ст. 26.1 ЗЗПП сроки. Если же такой товар имеет недостатки, то следует руководствоваться уже нормами ст. 18 ЗЗПП.
Срок возврата товара, приобретенного в интернет-магазине
Одной из основных особенностей возврата товара в интернет-магазин является срок такого возврата. Потребитель правомочен отказаться от заказанной дистанционным способом вещи (абз. 1–2 п. 4 ст. 26.1 ЗЗПП, абз. 1–2 п. 21 Правил № 612):
- во всякое время — до момента доставки товара покупателю;
- в течение 7 дней — со дня получения покупателем такого товара;
- в течение 3 месяцев — со дня получения товара покупателем, если при вручении купленной вещи, не имеющей недостатков и дефектов, сведения о регламенте и сроках возврата товара в письменном виде не были представлены покупателю продавцом (например, определение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 20.09.2010 № 33-12937/10).
Обращаем внимание: закон не содержит указания о необходимости объяснения покупателем причин отказа от приобретаемой в интернет-магазине вещи, как, например, при возврате качественного товара в обычный магазин (см. абз. 1 п. 1 ст. 25 ЗЗПП).
Возврат товара надлежащего качества в интернет-магазин
Условиями возврата такого товара являются (абз. 3 п. 4 ст. 26.1 ЗЗПП, абз. 3 п. 21 Правил № 612):
- Сохранение товарного вида купленной вещи и ее потребительских характеристик.
- Наличие документа, с помощью которого можно подтвердить факт и условия покупки данной вещи. Невозможность представления товарных и кассовых чеков сама по себе еще не может выступать в качестве основания для отказа потребителю в удовлетворении данного требования. В качестве доказательств могут быть использованы показания свидетелей или, учитывая особенности продажи товаров через интернет, переписка с продавцом, соответствующие скриншоты и т. д. (см. также статью «Можно ли осуществить возврат товара без чека (нюансы)?»).
Покупатель неправомочен требовать лишь осуществления возврата товара соответствующего качества, если такой товар обладает индивидуально-определенными характеристиками. Но закон не запрещает сторонам договориться о возращении и такого товара.
Нередки споры между сторонами договора купли-продажи в ситуациях, когда возвращающий товар покупатель не может представить оригинальную упаковку в связи с ее утратой: в такой ситуации продавцы зачастую указывают на несоблюдение условий возврата покупки.
Но судебная практика показывает, что отсутствие упаковки не всегда влечет утрату товарного вида приобретенной вещи, ее потребительских свойств и возможности использовать ее другими потребителями. При этом суды обращают внимание:
- на наличие/отсутствие повреждений на товаре;
- наличие/отсутствие следов использования товара;
- наличие/отсутствие иных имеющих значение для дела обстоятельств (см. решение мирового судьи судебного участка № 36 Самарской области от 16.05.2013 по делу № 2-458/2013).
Отказ от товара, имеющего индивидуально-определенные свойства
Еще одним отличием регламента возврата купленного в режиме онлайн товара является невозможность вернуть товар соответствующего качества, если он обладает индивидуально-определенными характеристиками и может быть применен в эксплуатации покупателем и никем другим (абз. 4 п. 21 Правил № 612, абз. 4 п. 4 ст. 26.1 ЗЗПП).
Опираясь на сложившуюся судебную практику, можно сделать вывод, что для признания товара имеющим индивидуально-определенные свойства должны быть представлены доказательства того, что:
- Такой товар заведомо не может быть никем иным, кроме как заказавшим его покупателем, использован (например, определение Октябрьского райсуда г. Томска от 14.05.2014 по делу № 11-137/14). Распространенный случай — изготовление вещи по индивидуальным замерам заказчика (см. например, Апелляционное определение Самарского областного суда от 15.05.2019 по делу N 33-5207/2019). А, например, наличие у технически сложного товара инвентарного номера хотя и индивидуализирует товар, но новых эксплуатационных свойств не придает, в связи с чем круг лиц, которые могут его использовать, не ограничивается (см. определение Московского горсуда от 08.02.2012 по делу № 33-3453).
- В договоре купли-продажи и спецификации наличествуют указания об индивидуально-определенных характеристиках конкретного товара (определение Московского горсуда от 08.11.2011 по делу № 33-35700).
Обозначение продавцом товара, не являющегося востребованным на рынке, обладающим индивидуально-определенными свойствами, также не является правомерным, если будет установлено, что по факту такой товар является типовым/стандартным (например, можно посмотреть решение мирового судьи г. Подольска Московской области от 09.08.2013 по делу № 2-434/2013).
Возврат товара с недостатками в интернет-магазин
Если покупателю был доставлен товар несоответствующего качества, приобретенный в интернет-магазине, то сторонам при осуществлении его возврата надлежит руководствоваться в своих действиях положениями ст. 18–24 ЗЗПП (п. 5 ст. 26.1 ЗЗПП).
При этом представить свои требования покупатель может, если названные дефекты были выявлены в продолжение гарантийного срока или срока годности. Отсчет названных сроков при покупке вещей в интернет-магазине начинается со дня доставки товара покупателю (абз. 3 п. 2 ст. 19 ЗЗПП).
Если для разрешения спора между сторонами необходимо провести экспертизу, чтобы установить причину возникновения брака, то доставка товара на такую экспертизу и соответствующая оплата по умолчанию возлагается на продавца (п. 5 ст. 18 ЗЗПП).
Какую сумму должен вернуть интернет-магазин покупателю
Закон гласит: если покупатель отказывается от товара, продавец обязан возвратить ему сумму, внесенную за такой товар по договору. Срок возврата уплаченной продавцу суммы — 10 дней с даты предъявления второй стороной названного требования.
При этом продавец производит возврат покупателю уплаченной последним денежной суммы за товар в полном размере за минусом расходов магазина на транспортировку товара обратно от покупателя (абз. 5 п. 4 ст. 26.1 ЗЗПП, абз. 5 п. 21 Правил № 612). Однако в законе не упоминается, что покупатель должен возместить затраты продавца на доставку товара покупателю. Получается, продавец имеет дополнительный риск, выражающийся в возможности понести дополнительные расходы на доставку товара, от которого впоследствии могут отказаться.
Покупатель может сам привезти возвращаемый товар в офис интернет-магазина. В этом случае продавец возвращает потребителю всю сумму по договору, т. к. затрат на перевозку товара обратно у него не возникнет. Если при этом возвращается товар ненадлежащего качества, то покупатель правомочен требовать компенсации расходов в т. ч. и на транспортировку товара (абз. 7 п. 1 ст. 18 ЗЗПП).
Возврат товара в интернет-магазин: пошаговая инструкция
Схема возврата товара в интернет-магазин похожа на аналогичную — когда товар возвращается в обычный магазин (см. статью «Возврат товара по гарантии — пошаговая инструкция») — и состоит из следующих этапов:
- Определение из представляемых законом правомочий того, которое намеревается / имеет право реализовать покупатель в данной ситуации. Так, качественный товар может быть возвращен продавцу в силу положений п. 4 ст. 26.1 ЗЗПП, в то время как товар с дефектами или недостатками может быть заменен на аналогичный или обладающий другими свойствами, но с перерасчетом цены, либо цена его может быть уменьшена или затраты покупателя на устранение дефектов возмещены продавцом (см. п. 5 ст. 26.1, п. 1 ст. 18 ЗЗПП).
- Написание претензии. В ней указывается пожелание покупателя расторгнуть договор купли-продажи (п. 1 ст. 450.1 ГК РФ). Здесь же приводится обоснование такого расторжения договора (при покупке товаров надлежащего качества закон этого не требует, но дополнительные пояснения помогут исключить возможность возникновения спора между сторонами), перечисляются: название товара, его основные характеристики, если был выявлен брак — то условия его обнаружения и описание выявленных дефектов. К претензии прилагается копия документации, подтверждающей заказ и оплату товара (см. п. 43 постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17).
- Направление претензии. Претензия может быть вручена представителю интернет-магазина (в этом случае на экземпляре покупателя проставляется отметка о получении) либо направлена по почте. Способ почтового отправления может быть выбран любой, однако рекомендуем ценное письмо с описью вложения, чтобы на руках оставались доказательства отправки конкретного документа.
***
Итак, возврат товара в интернет-магазин гражданином, покупавшим такой товар для целей, не связанных с предпринимательством, регулируется ЗЗПП. Возвратить в интернет-магазин можно как бракованную, так и качественную вещь.
Правила возврата товаров, приобретенных дистанционным способом, в значительной степени отличаются от регламента возврата покупок в обычный магазин. В частности, в интернет-магазин не могут быть возвращены товары, наделенные индивидуально-определенными характеристиками, однако при этом Перечень № 55 при названом способе покупки вещей не актуален. Нет отдельной оговорки и о специальных сроках и условиях возврата технически сложных товаров, если качество названного товара является соответствующим. В противном же случае нужно руководствоваться положениями ст. 18 ЗЗПП.