Составляем жалобу в ФАС
Порядок подачи жалобы в Федеральную антимонопольную службу России (ФАС) по вопросу нарушения закона в ходе госзакупок определен в гл. 6 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ) и детально прописан в Административном регламенте ФАС, утвержденном приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее — Адм. регламент).
В соответствии со ст. 105 закона № 44-ФЗ жалоба должна содержать информацию:
- о наименовании, адресе, контактных данных юридического лица или ИП, действия (бездействие) которого обжалуются;
- закупке, за исключением случаев обжалования инцидентов, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;
- хронологии развития конфликта, включая ссылки на нарушенные нормы и доказательства правоты заявителя;
- перечне прилагаемых документов;
- полномочиях лица, подписавшего жалобу.
Важно! Жалоба должна быть оформлена на фирменном бланке и содержать полную информацию о заявителе. Анонимные жалобы, равно как и претензии, не содержащие подпись заявителя, не рассматриваются.
Скачать образец жалобы (шаблон) можно здесь: Подача жалобы в ФАС по № 44-ФЗ.
Как подать жалобу в ФАС в письменном и электронном виде
На официальном сайте ФАС России размещена информация о порядке направления обращений.
Итак, мы видим, что обратиться в антимонопольную службу можно:
С помощью почтового отправления с описью вложения |
Почтовый адрес ФАС России: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3. Почтовые адреса территориальных органов можно уточнить на официальном сайте ФАС https://fas.gov.ru/, в разделе «Территориальные органы» |
На личном приеме или путем передачи через уполномоченного представителя |
Жалобы принимают в приемной ФАС по адресу: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11. Адреса приема жалоб территориальными органами можно узнать на сайте ФАС |
Через сайт ФАС РФ |
Ознакомиться с порядком подачи жалобы в электронном виде можно здесь: https://fas.gov.ru/approaches/send_to_fas. Если отправка была корректной, заявителю придет номер обращения, по которому можно отслеживать статус обращения |
Через портал «Госуслуги» |
Порядок аналогичен передаче через сайт ФАС. Страница для передачи жалобы размещена здесь: https://www.gosuslugi.ru/structure/10000014611
|
Подведомственность дел по жалобам определена в пп. 3.9–3.14 Адм. регламента. В случае передачи в ФАС жалобы, подлежащей рассмотрению территориальным органом, ФАС самостоятельно передает ее по подведомственности. ФАС также наделена правом рассмотрения любой жалобы (п. 3.12 Адм. регламента).
Сроки подачи жалобы и ее рассмотрения ФАС по закону № 44-ФЗ
Сроки подачи жалобы в ФАС на действия/бездействие определены в ст. 105 закона № 44-ФЗ:
- по общему правилу это любое время после размещения плана закупок на госпортале с оговоркой, что после опубликования протокола рассмотрения и оценки заявок у заявителя остается 10 дней на подачу жалобы в ФАС;
- для обжалования нарушений, совершенных заказчиком, оператором при выборе поставщика путем проведения электронной процедуры, — в пределах 10 дней с момента размещения итогового протокола аукциона (о проведении, признании его несостоявшимся и т. п.);
- для обжалования документации всех электронных процедур — до окончания срока подачи заявок;
- в случае допущения нарушения при рассмотрении 2-й части заявки — до заключения контракта;
- для обжалования действий оператора в ходе аккредитации участника на торговой площадке — 30 дней с момента совершения нарушения;
- для обжалования действий заказчика или иного лица, правомочного заключать госконтракт, совершаемых в связи с заключением контракта, — до даты заключения контракта.
В течение 2 дней со дня поступления жалобы от участника закупок ФАС сообщает о времени и месте ее рассмотрения. А решение принимается в течение 5 дней после поступления.
Если отправитель жалобы — гражданин, не участвующий в закупках, жалоба будет рассматриваться до 30 дней.
Вся информация по итогам рассмотрения публикуется в интернете, на сайте госзакупок. Подробности — в нашей статье «Реестр жалоб ФАС по 44-ФЗ – основные сведения».
Как принимаются решения ФАС по жалобам
Порядок рассмотрения и принятия решений по жалобам подробно описан в Адм. регламенте. Оно происходит в несколько этапов:
- При поступлении жалобы определяется ее подведомственность и соответствие требованиям законодательства (наличие обязательной информации).
- Затем информация о жалобе вносится в Единую информационную систему (ЕИС), а заявитель уведомляется о времени и месте ее рассмотрения.
- После этого жалоба передается комиссии для непосредственного рассмотрения.
- Комиссия, проведя ряд процедур (открытие заседания, разъяснение прав и обязанностей и т. п.), заслушивает содержание жалобы либо от заявителя, либо от представителя ФАС.
- В рамках рассматриваемого дела комиссия проводит внеплановую проверку по документам, связанным с проведением торгов.
- По результатам мероприятий комиссия выносит решение об обоснованности или необоснованности предъявленной жалобы.
Вынесенное комиссией решение можно обжаловать в суде в течение 3 месяцев со дня его принятия.
***
Таким образом, для обжалования действий/бездействия лиц в сфере госзакупок довольно четко определены:
- сведения, которые должны быть указаны в жалобе;
- сроки, в течение которых возможна подача такой жалобы;
- порядок рассмотрения жалобы ФАС, этапы и документальное оформление.