Вопросы отнесения актов к законодательству о защите конкуренции
В постановлении пленума об антимонопольном законодательстве отмечено, что если в акте есть отдельные положения, касающиеся обеспечения конкуренции, то это еще не означает, что акт как таковой относится к законодательству, регулирующему отношения по защите конкуренции.
Поэтому при рассмотрении дел и определении границ компетенции антимонопольного органа суд каждый раз должен устанавливать, относятся ли те или иные положения законодательства к антимонопольным требованиям. Это необходимо делать, в частности, при применении таких законов, как:
- «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»;
- «Об электроэнергетике»;
- «О теплоснабжении»;
- «О газоснабжении в РФ»;
- «О водоснабжении и водоотведении».
О подзаконных актах
Пленум Верховного суда об антимонопольном законодательстве напомнил, что вопросы защиты конкуренции могут регулироваться:
- постановлениями Правительством РФ;
- актами федерального антимонопольного органа.
При этом акты антимонопольного органа:
- могут издаваться исключительно в случаях, прямо отнесенных к компетенции этого органа;
- не могут изменять антимонопольное законодательство и противоречить ему.
О действии актов во времени
Антимонопольный пленум в 2021 году отметил следующее:
- по общему правилу акты не имеют обратной силы;
- акты, устраняющие или уменьшающие ответственность, имеют обратную силу;
- если после заключения договора принят закон, содержащий другие правила, то условия договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе прямо указано, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Кто участвует в отношениях по защите конкуренции
ВС РФ подчеркнул, что властные полномочия по защите конкуренции осуществляют антимонопольные органы, однако участники рынка (хозяйствующие субъекты — конкуренты, потребители, включая потребителей-граждан) также вправе защищать свой права в этой сфере, например посредством обращения в суд.
О доминирующем положении на рынке
В постановлении отмечено, что обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением само по себе не запрещено. Запрещается монополистическая деятельность, то есть злоупотребление доминирующим положением.
Примеры злоупотребления доминирующим положением:
- недопущение, ограничение, устранение конкуренции (устранение конкурентов, затруднение доступа новых конкурентов);
- причинение вреда иным участникам рынка (как конкурентам, так и потребителям), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет.
При возникновении спора:
- антимонопольный орган обязан доказать злоупотребление в одной из указанных форм;
- хозяйствующий субъект вправе доказать, что его поведение не образует злоупотребления.
Обратите внимание! На отсутствие злоупотребления может указывать то, что поведение субъекта не способно привести к неблагоприятным последствиям для конкуренции и (или) имеет разумное обоснование.
Какие еще вопросы рассмотрены в постановлении Пленума
Проанализированы, в частности:
- отдельные вопросы рассмотрения споров в судах;
- вопросы, связанные с полномочиями антимонопольных органов;
- антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.
***
О юридической силе постановлений Пленума ВС РФ читайте здесь.
Также смотрите наши статьи: