Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Понятие и виды недобросовестной конкуренции

Виды недобросовестной конкуренции — неоднозначное понятие, т. к. в юридической доктрине его иногда отождествляют с методами и формами конкуренции. Что относится к видам недобросовестной конкуренции, а также ее сущность рассмотрим в настоящей статье.
Понятие и виды недобросовестной конкуренции
Фото: Фотобанк Лори

Понятие недобросовестной конкуренции

Определение недобросовестной конкуренции дается в п. 9 ст. 4 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ). Это недобросовестные действия, совершаемые экономическими субъектами для получения ими каких-либо преимуществ на рынке.

Закон № 135-ФЗ прямо запрещает совершать подобные действия.

Пример! Размещение информации о товаре в интернете при его продаже с неправомерным использованием товарных знаков может квалифицироваться как недобросовестная конкуренция при наличии совокупности условий, перечисленных в п. 9 ст. 4 закона № 135-ФЗ (п. 10 Обзора Президиума ВС РФ от 16.03.2016).

Такие условия — это, например:

  • противоречие закону, справедливости, деловым обычаям, добросовестности, разумности;
  • причинение убытков либо ущерба репутации, в том числе в перспективе (возможно).

Статьи главы 2.1 закона о недобросовестной конкуренции налагают запрет на конкретные действия, которые могут совершать недобросовестные конкуренты, то есть на определенные формы недобросовестной конкуренции.

Виды недобросовестной конкуренции

Что касается видов недобросовестной конкуренции, то это понятие зачастую используется как синоним понятия «формы недобросовестной конкуренции». То, в чем недобросовестная конкуренция выражается, есть ее формы, а как она проявляется — методы.

Согласно главе 2.1 закона № 135-ФЗ недобросовестная конкуренция выражается (проявляется):

  • в дискредитации конкурентов;
  • введении потребителей в заблуждение в отношении качества товара ит. п.;
  • некорректных сравнениях;
  • незаконном использовании интеллектуальной собственности;
  • смешении с деятельностью конкурентов;
  • незаконном получении или разглашении коммерческой тайны ит. д.

Приведенный в законе список форм (методов) не исчерпывающий. Список запрещенных форм конкуренции, которые признаются недобросовестными, содержит специальное законодательство (например, ст. 20 закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года…» от 07.06.2013 № 108-ФЗ). 

Что не относится к недобросовестной конкуренции: примеры

Признание некоторых видов конкуренции недобросовестными тесно связано с другими институтами гражданского права – вопросами исключительных прав, причинения вреда деловой репутации. В таких случаях недоказанность нарушения прав в рамках конкретного института сама по себе означает, что действия не являются недобросовестной конкуренцией.

Рассмотрим примеры:

  • Если использование товарного знака и сайтов с доменными именами происходит на законных основаниях, то размещение на них информации о товарах с товарным знаком, обладающим сходным сочетанием слов, неможет являться актом недобросовестной конкуренции. Нарушение будет при отсутствии каких-либо прав на используемое им обозначение (постановление 15-го ААС от 27.06.2018 № 15АП-8119/18).
  • В случае копирования товарного знака нового товара с товара, уже находящегося в обороте, вывод о сходстве делается на основе восприятия не отдельных элементов, а знака в целом (постановление президиума ВАС РФ от 07.2006 №2979/06).

Например, решение суда по интеллектуальным правам от 27.02.2015 по делу № СИП-951/2014: суд отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку как одно из оснований для отказа слово «престижитатор» не содержит в себе полного фонетического вхождения слова «престиж». Это 2 разных слова и по смыслу, и по строению, и по произношению; смешения товарных знаков не происходит.

  • В случае дискредитации (иначе— распространения ложных, неточных или искаженных сведений, наносящих вред деловой репутации конкурента), согласно постановлению пленума Верховного суда РФ «О судебной практике…» от 02.2005 № 3, следует различать факты, которые можно проверить, и оценочные суждения (мнение) автора публикации, которые предметом судебной защиты не являются.

Например, мнение журналиста, написавшего статью с негативной оценкой (критикой, перечислением недостатков) деятельности какого-либо хозяйствующего субъекта, может считаться выражением субъективного мнения автора. При этом оценочные суждения автора публикации на достоверность не проверяются и не расцениваются как порочащие честь и достоинство «оскорбленного» (апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 13.01.2016 по делу № 33-601/2016).

***

Таким образом, грань между запрещенными и допустимыми действиями конкурентов довольно тонка, однако судебная практика по некоторым видам споров о недобросовестной конкуренции уже сложилась. 

Ключевым моментом в недобросовестной конкуренции является неправомерность (незаконность) совершения организациями и предпринимателями действий, направленных на получение преимуществ и приводящих к убыткам конкурентов.

В главе 2.1 закона № 135-ФЗ дается перечень методов (форм) недобросовестной конкуренции, на которые накладывается запрет. Перечень этот открытый.

Источники:
Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить