Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ) опубликовала «Обзор практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России (за период с 5 января 2016 года по 1 июля 2018 года)» (утв. протоколом Президиума ФАС РФ от 03.10.2018 № 10, опубликован на сайте ФАС РФ 15.10.2018). В преамбуле к обзору ведомство отмечает, что в связи со вступлением в силу 05.01.2016 закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции”» от 05.10.2015 № 275-ФЗ и некоторых других актов законодательства РФ в сфере антимонопольного регулирования произошли значительные изменения.
Важно! Одним из таких изменений является введение в действие процедуры внутриведомственной апелляции. В связи с этим в ФАС РФ были созданы коллегиальные органы внутриведомственной апелляции. Полномочия по пересмотру решений территориальных антимонопольных органов были возложены на Президиум ФАС, а также на апелляционные коллегии.
В обзор вошли 23 правовых вывода, сделанные коллегиальными органами ФАС России при рассмотрении в порядке апелляции решений территориальных антимонопольных органов.
Обратите внимание! Обзор содержит следующие разделы практики применения антимонопольного законодательства:
- Практика при установлении злоупотребления доминирующим положением.
- Практика при установлении антиконкурентных соглашений и координации экономической деятельности.
- Практика при установлении нарушения антимонопольных требований к торгам.
- Практика при установлении актов недобросовестной конкуренции.
- Подходы к определению единообразия применения законодательства при пересмотре решений антимонопольных органов.
- Практика применения законодательства относительно процедурных вопросов пересмотра решений территориальных антимонопольных органов.
Отметим следующие выводы, сделанные коллегиальными органами внутриведомственной апелляции:
- Доказывать факт реального исполнения соглашения при возбуждении дела по ст. 16 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (запрет антиконкурентных соглашений между различными госорганами) не требуется. Аудиозапись, сделанная заявителем, может выступать надлежащим доказательством по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
- Для целей применения ч. 5 ст. 11 закона № 135-ФЗ (запрет на координацию действий, направленных на заключение антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами) необходимо установить согласование действий хозяйствующих субъектов, которые могут выражаться не столько в установлении правил поведения, сколько в доведении их до координируемых субъектов и обеспечении контроля за соблюдением указанных правил.
- Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий картеля отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в ч. 1 ст. 11 закона № 135-ФЗ (запрет картелей) последствиям.
- Действия заказчика по объединению в один лот услуг, оказываемых на нескольких территориях, удаленных друг от друга, в разное время года, по включению в состав одного лота лицензируемых и нелицензируемых видов деятельности, а также работ на разных товарных рынках, технологически и функционально не связанных между собой, не соответствуют ч. 3 ст. 17 закона № 135-ФЗ (запрет на ограничение конкуренции при проведении торгов).
- Лицо, фактически не осуществляющее деятельность на товарном рынке, но имеющее потенциальную возможность выхода на рынок, может быть признано нарушившим положения ст. 14.6 закона № 135-ФЗ (запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения).
- В случае несоответствия в решении или предписании по делу выводов антимонопольного органа разъяснениям ФАС России или Президиума ФАС России решение может быть признано нарушающим единообразие применения антимонопольного законодательства.
О вопросах рассмотрения ФАС РФ дел о нарушении антимонопольного законодательства читайте в материале «Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства».