Антимонопольная политика РФ
Антимонопольная политика — это целый комплекс административных, экономических, законодательных мер, направленных на обеспечение эффективности функционирования конкурентоспособного рынка, а также оптимизацию рыночной структуры и ограничение власти монополий.
Основная цель антимонопольной политики — недопущение ограничения конкуренции, а также пресечение монополистической деятельности компаний.
Среди основных мер, осуществляемых в рамках государственной антимонопольной политики, принято выделять следующие:
- Прямое регулирование цен. Например, государство обладает правом установления цен или их предельных уровней на следующие виды товаров и услуг:
- газ;
- электроэнергию;
- железнодорожные перевозки;
- транспортировку нефти;
- коммунальные услуги;
- иные виды товаров.
Как правило, цены на указанные категории товаров определяются на федеральном или региональном уровне.
- Установление степени эффективности использования материальных, денежных и трудовых ресурсов для производителей, контролирующих более 35% рынка.
- Недопущение создания и формирования новых монополий. Антимонопольный орган контролирует слияние крупных компаний, пресекает возможность ограничения конкуренции.
- Контроль с целью недопущения ограничения конкуренции со стороны местных властей.
Подробнее цели и направления антимонопольной политики в РФ изложены в «Национальном плане развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы», утв. Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».
Собственные акты стратегического характера разрабатывает и непосредственно ФАС России:
- «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013–2024 годов», утв. президиумом ФАС России 03.07.2013;
- Приказ ФАС России от 06.07.2015 № 557/15 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг. (II этап - 2016 - 2020 годы)».
Монополия и развитие конкуренции
Монополизацией власти принято считать действия определенной компании, позволяющие ей:
- Оказывать существенное влияние на формирование конкуренции.
- Ограничивать или вовсе не допускать на современный рынок другие хозяйствующие субъекты (предприятия, организации, компании).
Основные признаки происходящей монополизации:
- Ограничение конкуренции.
- Дискриминация или устранение конечных потребителей.
- Искусственное завышение цен и стоимости отпускаемых товаров.
- Уменьшение количества выпускаемой продукции.
Иными словами, под содержанием монополии можно понимать экономическую власть поставщика (производителя).
Абсолютной противоположностью монополизму является конкуренция.
Экономическое содержание конкуренции состоит в том, что ни одно предприятие, ни один изготовитель, поставщик не имеет абсолютной власти над условиями продажи (сбыта) определенных товаров. При этом каждый из таких производителей заинтересован в улучшении качества выпускаемой продукции, технологии изготовления, обновлении ассортимента и снижении при этом убытков и издержек.
Существует несколько понятий конкуренции, основные из которых можно сформулировать следующим образом. Это:
- Способ, при помощи которого осуществляется добыча новых знаний и умений.
- Особая форма, организация взаимодействия между субъектами, позволяющая значительно экономить существующие ресурсы.
- Общественная форма, выражающаяся в соперничестве, направленном на достижение определенных экономических показателей.
Современная антимонопольная политика: сущность, виды
Есть 2 вида государственной антимонопольной политики:
- Политика в отношении естественных монополий.
- Антимонопольная политика по отношению к искусственным монополиям.
В современной экономике принято считать, что эффективность можно обеспечить путем создания конкурентоспособного рынка. Однако в некоторых сферах это невозможно или неэффективно. В таких случаях речь идет о естественных монополиях, когда всего 1 предприятие имеет возможность обеспечить товарами весь рынок, имея при этом самые низкие затраты по сравнению с теми, которые могли бы быть у конкурентов. Это может быть крупная компания на широком рынке и небольшая, если рынок узок (например, оказывающая услуги по подаче вагонов по ж/д ветке необщего пользования для соседних с этой веткой предприятий).
Зачастую такую монопольную организацию отличают технологические особенности или наличие сетевых структур, таких как:
- линии электропередач;
- трубопроводы;
- системы водоснабжения;
- железнодорожные пути.
Антимонопольная политика в отношении таких предприятий заключается:
- В установлении уровня цен.
- Регулировке объемов производства.
- Регулировании, а при необходимости смене формы собственности.
Под искусственной монополией принято понимать компанию или группу компаний, которые объединяются с целью подавления других предприятий в этой же сфере и получения большой прибыли.
Политика в отношении искусственных монополий следующая:
- Противодействие их формированию.
- Разрушение уже сложившихся компаний путем запрета слияния крупных фирм, принудительное раздробление на несколько независимых предприятий.
Инструменты антимонопольного регулирования
Задачи антимонопольной политики РФ делятся на 2 блока:
- Формирование, а также способствование развитию конкурентоспособного рынка, создание равных условий для работы всех предприятий.
- Ограничение власти, а также пресечение работы уже сложившихся монополий.
Существует несколько инструментов антимонопольного регулирования для полноценного исполнения поставленных задач:
- Прямые (административные), к которым можно отнести различные меры, такие как:
- издание соответствующих законодательных актов;
- установление запретов (например, на покупку (продажу) товара в другом месте у другого поставщика);
- применение мер ответственности и наложение санкций за выявленные нарушения;
- использование особого режима налогообложения монополиста.
- Косвенные, то есть такие, при которых:
- устанавливаются допустимые уровни минимальных и максимальных цен и размеры возможной прибыли (рентабельности);
- осуществляются выплаты различных дотаций из бюджета;
- принимаются меры по поддержанию конкуренции;
- производится разукрупнение предприятия, то есть его разделение на более мелкие фирмы.
***
Антимонопольная политика — это целый комплект мероприятий, осуществляемых государством. Основной целью государственной антимонопольной политики является недопущение ограничение конкуренции и создания монополий.