Доминирующее положение на товарном рынке: основные сведения
Доминирующее положение на рынке - это позиция хозяйствующего субъекта на определенном рынке товаров, которая позволяет ему оказывать решающее воздействие на данный рынок в части:
- порядка обращения на нем конкретного вида товаров;
- вытеснения с него иных хозсубъектов;
- лимитирования доступа к нему новых хозсубъектов (п. 1 ст. 5 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ).
Признание Федеральной антимонопольной службой РФ некоего хозсубъекта как имеющего доминирующее положение на рынке - это один из инструментов государства, направленный на поддержание прочих участников товарного рынка, обладающих иным правовым статусом и, как следствие, являющихся более слабыми игроками такого рынка (более подробно с основными векторами антимонопольной политики в РФ можно ознакомиться в нашей статье «Государственная антимонопольная политика — цели и задачи»).
Объяснить это можно следующим: ст. 19 Конституции РФ регламентирует, что при аналогичных условиях субъекты права должны находиться в одинаковом положении. Если же условия неравны, законодательством для них должен быть установлен и различный юридический статус (определение Конституционного суда РФ от 02.02.2006 № 17-О).
Важно! Хозсубъект правомочен представлять доказательства того, что он не является доминирующим на рынке (п. 4 ст. 5 закона № 135-ФЗ).
Расчет долей хозсубъектов на рынке и выявление среди них доминирующего производится на основании специальных регламентов, например, Порядка проведения анализа…, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (гл. VI и XII).
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке, доля которого составляет более 50%: так ли это
Признаки, на основании которых можно говорить о том, что хозсубъект доминирует на рынке, таковы (п. 1 ст. 5 закона № 135-ФЗ):
- занятие таким хозсубъектом более половины объема соответствующего рынка (хотя судом или антимонопольным органом может быть определено, что даже при такой доле данный субъект не доминирует на рынке);
- установление данного правового статуса хозсубъекта антимонопольным органом даже при занятии им соответствующего рынка менее чем на 50% (кроме финансовых организаций).
Важно! По общему принципу не могут признаваться доминирующими хозсубъекты, доля которых на рынке не превышает 35% (п. 2 ст. 5 закона № 135-ФЗ).
Хотя и из этого правила есть исключения:
- Хозсубъект является финорганизацией.
- Отдельными законами хозсубъект признается доминирующим на рынке даже при недостижении указанного размера доли на рынке (например, п. 4 ст. 21 закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ т. д.).
- Хозсубъект входит в группу хозсубъектов, и его статус характеризуется совокупностью признаков, перечисленных в п. 3 ст. 5 закона № 135-ФЗ:
- суммарная доля 3 таких хозсубъектов превышает 50% или 5 таких хозсубъектов — 70% доли на рынке, однако данное правило не может быть применено, если доля хотя бы 1 из таких хозсубъектов не достигает 8%;
- в течение достаточного временного отрезка размеры долей таких хозсубъектов на рынке стабильны, а вход на рынок новых участников затруднен;
- продаваемый им товар является незаменяемым, увеличение цены на него не влечет снижения спроса, а все условия продажи доступны неограниченному кругу лиц.
Таким образом, не всегда доминирующий субъект - тот, кто занимает более половины рынка. Это может быть субъект, занимающий также от 35 до 50 % рынка, но обладающий дополнительными особенностями, которые дают возможность доминировать - тогда статус доминирующего устанавливается антимонопольным органом. Кроме того, формально организация может занимать совсем небольшую часть рынка, но работать в такой сфере, что и эта незначительная часть рынка позволяет доминировать - например, в области связи или финансов.
Субъекты конкуренции: финансовые организации
Согласно п. 7 ст. 5 закона № 135-ФЗ регламент признания финорганизаций доминирующими (за исключением кредитных) определяется Правительством РФ (см. Условия признания…, Правила установления…, утвержденные постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 № 359).
Регламент же признания кредитных организаций как доминирующих на соответствующем рынке вводится Правительством РФ по согласованию с Центробанком РФ (см. постановление Правительства РФ от 26.06.2007 № 409). Алгоритм проведения анализа состояния конкуренции на предмет установления доминирующего положения кредитных организаций регламентирован Порядком проведения анализа…, утвержденным приказом ФАС России от 28.06.2012 № 433.
При этом законодатель устанавливает отдельный минимальный порог размера доли на рынке, после превышения которого финорганизация будет признаваться доминирующей на рынке. Он равен (п. 7 ст. 5 закона № 135-ФЗ):
- 10% объема рынка — на единственном в РФ товарном рынке;
- 20% объема рынка — на товарном рынке, обращающийся на котором товар включен в оборот и другими товарными рынками на территории России.
Постановлениями № 359 и 409 это правило дополняется: финорганизация (в т. ч. кредитная) будет признана доминирующей в т. ч. при условии, что в течение длительного временного промежутка (от 1 года или менее, но в течение всего времени существования данного товарного рынка) доля такой финорганизации стабильно увеличивается и/или превышает 10% объема рынка на единственном в РФ товарном рынке либо 20%, если обращающийся на таком рынке товар включен в оборот и другими товарными рынками на территории России.
Злоупотребление доминирующим положением на рынке
Фактически занятие доминирующего положения на рынке - это не нарушение закона, но злоупотребление таким положением предупреждается и пресекается.
Важно! Злоупотребление доминирующим положением на рынке - это использование хозсубъектом или группой таких лиц доминирующего положения, препятствующего конкуренции и/или ущемляющего интересы других лиц в предпринимательской сфере либо неопределенного круга потребителей.
Основные формы злоупотребления хозсубъектом рассматриваемым статусом перечислены в ст. 10 закона № 135-ФЗ. К ним относятся в т. ч.:
- определение и поддержание монопольно высокой или низкой цены на продукт;
- исключение товара с рынка, следствием чего стало повышение цены на него;
- уменьшение объемов или прекращение выпуска пользующегося спросом товара, если не имеется экономических, технологических или правовых обоснований таких действий;
Данный список не является закрытым. В разъяснении ФАС от 07.06.2017 № 8 приведена совокупность признаков такого нарушения:
- доминирующее положение хозсубъекта;
- осуществление им действия или бездействия;
- наступление негативных последствий в виде устранения конкуренции и т.п.;
- наличие связи между доминирующим положением субъекта, его действиями и возникшими негативными последствиями.
Обратите внимание! Как правило, злоупотребление совершается в форме действий (направление писем, заключение договоров, распространение информации, принятие управленческих решений). Бездействие должно содержать в себе 2 фактора: действия, которые не были совершены, и установленная законом обязанность такие действия совершить.
***
Итак, доминирующее положение на рынке - это статус хозсубъекта на некоем товарном рынке, который позволяет ему в значительной мере влиять на условия функционирования такого рынка и оборот товаров на нем.
Причем доминирующее положение на рынке - это не нарушение антимонопольного законодательства. Доминирование на рынке хозсубъектов не считается препятствием к развитию нормальной конкуренции между участниками рынка. Злоупотребление доминирующим хозсубъектом своим положением на рынке (т. е. применение такого статуса для препятствия развитию конкуренции и ущемления интересов других хозсубъектов) контролируется и пресекается государством.