Принятие антимонопольного законодательства в России
Антимонопольное законодательство РФ направлено на недопущение создания монополий, а также способствование формированию, развитию и поддержанию конкурентной среды.
Формирование российского антимонопольного законодательства началось не так давно, в конце XX века, тем не менее некоторые его элементы уже можно усмотреть в дореволюционный период и в советское время. Однако никакие существовавшие до этого правовые системы и уложения не оказали на него существенного влияния. Поэтому принято считать, что создание антимонопольного законодательства началось с нуля.
Обратите внимание! Отправной точкой в этой сфере стало принятие закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1, при помощи которого уже в том же году было приостановлено создание более 30 крупных концернов, наделенных властью по управлению государственным имуществом, созданию и ликвидации таких учреждений, а также назначению их руководителей.
В указанном акте были более четко определены задачи антимонопольной политики:
- Способствование образованию здоровых рыночных отношений путем содействия развитию конкуренции.
- Предупреждение, ограничение, пресечение становления монополистической деятельности.
- Контроль со стороны государства за исполнением указанных норм.
Важно! Этот закон действует в части определения понятий в данной области и в 2021 году (остальная часть закона отменена).
Любопытную статью о соотношении свободы предпринимательства и антимонопольного законодательства предлагает к прочтению КонсультантПлюс. Вы можете оформить бесплатный доступ к системе К+ на 2 дня по ссылке.
Российское антимонопольное законодательство
Антимонопольное законодательство России основано на Конституции и Гражданском кодексе РФ. Например, ст. 10 ГК РФ содержит положения, регламентирующие запрет применения гражданских прав в целях ограничения конкуренции.
Обратите внимание! Фундаментальным актом является закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ. В нём определены основы защиты конкуренции, а также методы подавления монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ регулирует отношения в условиях естественных монополий, формирование и создание которых иногда оправдано по причине возможности обеспечения рынка товарами лишь одним предприятием.
Помимо указанных актов, нормы антимонопольного законодательства РФ содержат:
- Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 в виде запрета, ограничения, дискриминации на пользование недрами.
- Закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 № 60-ФЗ указывает на недопущение отказа заключения государственного контракта с поставщиками, занимающими доминирующее положение на рынке.
- ФЗ «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ.
- Иные акты.
Важно! Отношения в этой сфере могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, а также актами антимонопольного органа. В качестве примера можно привести приказ ФАС РФ «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» от 25.04.2006 № 108.
Уровни антимонопольного законодательства
Уровни антимонопольного законодательства делятся на 3 вида:
- Принимаемые на федеральном уровне.
- Принимаемые на уровне субъектов РФ, так как на этом уровне возможно регулировать, формировать и применять цены в определенной отрасли экономики, в том числе в естественных монополиях.
- Принимаемые на уровне муниципальных образований, так как на этом уровне допускается оказание воздействия на деятельность локальной монополии, например предприятия тепло- и водоснабжения.
Об иерархии нормативных актов читайте в нашей статье Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА.
***
Российское антимонопольное законодательство включает в себя немалый перечень нормативных актов, которые совершенствуются, дополняются и изменяются с учетом развития экономических отношений. Формируется оно из документов, принимаемых не только на федеральном, но и на региональном уровне, а также путем издания актов самим антимонопольным органом.
Прекрасная статья !!
В соответствии со ст. 39.16 Земельного кодекса РФ администрация может отказать арендатору в выкупе земельного участка более чем по 26 основаниям. По какому из них отказано именно Вашей организации? Возможно именно в Вашей ситуации имеются законные препятствия для выкупа.
Если Вы не согласны с отказом, Вы вправе подать в арбитражный суд исковое заявление о признании незаконным решения органа местного самоуправления в предоставлении в собственность земельного участка за плату.