Что проверял Конституционный суд РФ?
Поправки в Конституцию проверены Конституционным судом на их соответствие:
- основам конституционного строя РФ;
- положениям о правах и свободах граждан;
- процедуре пересмотра Конституции.
Конституционный суд РФ не оценивал целесообразность поправок и не рассматривал, нужны они или нет.
На что влияет заключение Конституционного суда РФ?
Если бы заключение КС РФ было бы отрицательным, то поправки отклонили бы в момент дачи заключения и голосование бы не проводилось. Положительное заключение КС РФ означает, что внесение поправок в принципе возможно, в связи с чем проводится голосование.
Как КС аргументировал конституционность поправок?
Конституционный суд РФ аргументировал допустимость поправок следующим образом:
Поправка |
Обоснование конституционности |
Действующий Президент РФ может быть избран еще на два срока |
С одной стороны, должны быть жесткие ограничения по числу сроков избрания. С другой – есть право народа выбирать того кандидата, которого он считает достойным. Закрепление правила о возможности переизбрания действующего Президента еще не означает, что он будет переизбран. В этом контексте важно функционирование развитого парламентаризма, реальной многопартийности, наличия разделения властей, системы сдержек и противовесов, функционирование судов. |
Запрет призывов к отчуждению территории РФ |
Эта поправка ограничивает свободу слова, однако она преследует конституционную цель (защита РФ своей территории), поэтому допустима |
Вера в Бога |
Не отменяет светского характера государства и свободу совести, так как поправка не связана с конкретной конфессией, не объявляет религиозные убеждения обязательными, не ставит граждан в неравное положение |
Русский язык как язык государствообразующего народа |
Не умаляет достоинства других народов, указывает на роль русского народа в образовании государственности |
Брак — союз мужчины и женщины |
Не носит дискриминационного характера, а отражает сложившиеся социальные нормы, направленные на продолжение рода |
Решения международных органов, противоречащие Конституции РФ, не подлежат исполнению на территории России |
Не является отказом от исполнения международных обязательств |
Изменения в функционировании федеральных органов власти |
КС не рассматривал целесообразность изменений, возможны разные модели |
Президент осуществляет общее руководство Правительством РФ |
Правительство не утрачивает функции одного из высших органов власти. Роль Правительства в отдельных вопросах усиливается (кроме назначения ряда ключевых министров) |
Полномочия Президента РФ по формированию Госсовета |
Полномочия Госсовета не пересекаются с полномочиями других органов, указанных в Конституции РФ. У Президента РФ есть обязанности по согласованию действий органов госвласти |
Увеличение числа сенаторов, назначаемых в Совете Федерации Президентом РФ |
Численность представителей регионов принципиально больше, поэтому федерализм не нарушается |
Возможность Президента РФ, прекратившего свои полномочия, быть сенатором |
Аналогичное обоснование |
Возможность Президента РФ и Совета Федерации прекратить полномочия судей КС, ВС, других судов |
В процедуре участвует не только Президент РФ, но и палата парламента. К тому же решения не должны быть немотивированными. Основание — например, совершение поступка, порочащего часть и достоинство судьи |
Возможность для Президента РФ не подписывать законы, которые КС посчитает неконституционными |
Поддержит верховенство Конституции РФ, один из вариантов разрешения конфликтов между Президентом РФ и парламентом, механизм сдержек и противовесов |
Требование для граждан исчерпать другие средства защиты до обращения в КС |
Не нарушает право на судебную защиту, а наоборот, способствует его реализации — до КС нужно обжаловать решение в апелляции и кассации |
Сокращение числа судей КС с 19 до 11 |
Есть переходный период, поэтому «увольнения» судей не будет |
Ограничения для депутатов и чиновников на зарубежное гражданство, вид на жительство, счета за рубежом |
Защита суверенитета, поскольку при наличии гражданства другой страны или финансового интереса за границей значение гражданства РФ снижается. |
Увеличение времени проживания в РФ для кандидата в Президенты РФ с 10 до 25 лет |
Гарантирует правовую и эмоциональную (духовно-культурную) связь с РФ |
Органы местного самоуправления становятся с госорганами частью единой системы публичной власти |
Единство является функциональным и не означает, что органы местного самоуправления входят в систему органов госвласти |
Напомним, что согласно ч. 5 ст. 3 закона о поправках, если против изменений проголосует больше половины граждан, пришедших на голосование, то они не вступят в силу.
***
Голосование по поправкам завершится 1 июля.
Подробнее о процедуре принятия поправок мы писали здесь.
Сравнение поправок с действующей редакцией Конституции РФ можно посмотреть здесь.
Об изначально внесенных Президентом РФ предложениях по изменению Конституции РФ мы рассказывали здесь.
Также читайте нашу статью о конституционном строе РФ.