Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Средства индивидуализации юридического лица

Средства индивидуализации юридического лица направлены на то, чтобы потребитель выделил и запомнил производителя или его товар. Какими именно способами субъекты предпринимательской деятельности могут этого достичь, как охраняются их права, а также о грядущих нововведениях в этой сфере читайте в нашей статье.

Понятие средств индивидуализации и их функции

В гл. 76 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) называются 4 средства индивидуализации юридического лица, которым предоставляется защита со стороны государства. Два из них индивидуализируют само юридическое лицо:

  • фирменное наименование (параграф 1);
  • коммерческое обозначение (параграф 4).

Два других средства служат индивидуализации товаров, работ и услуг, оказываемых юридическим лицом:

  • товарный знак (параграф 2);
  • наименование места происхождения товара (параграф 3).

С 27.07.2020 к вышеназванным средствам добавится еще одно — географическое указание (закон «О внесении изменений…» от 26.07.2019 № 230-ФЗ, далее — закон № 230-ФЗ).

Обратите внимание! Данные средства индивидуализации характерны только для субъектов предпринимательской деятельности. То есть гражданин, не зарегистрированный в качестве ИП, а также некоммерческие организации не могут обладать средствами индивидуализации.

Вышеперечисленные способы индивидуализации юридического лица нужны для того, чтобы:

  • идентифицировать организацию на рынке;
  • вычленить ее из массы остальных организаций;
  • придать ей неповторимую индивидуальность;
  • сделать узнаваемой для потребителя;
  • донести до потребителя определенную информацию;
  • заставить обратить на себя его внимание;
  • рекламировать организацию и ее товар.

Далее подробно рассмотрим охраняемые ГК РФ средства индивидуализации и сравним их между собой по основным критериям.

Фирменное наименование

Фирменное наименование есть не что иное, как официальное название юридического лица. Оно не требует отдельной регистрации, а просто указывается в учредительных документах и вносится в ЕГРЮЛ при регистрации организации (п. 1 ст. 1473 ГК РФ).

Важно! Фирменное наименование как средство индивидуализации юридического лица присуще только коммерческой организации. У некоммерческих организаций их название не является средством их индивидуализации (п. 147 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.04.2019 № 10, далее — постановление № 10).

Существуют четкие правила составления фирменного наименования:

  1. Оно должно обязательно включать указание на организационно-правовую форму и собственно название (п. 2 ст. 1473 ГК РФ), например: «Общество с ограниченной ответственностью «Универсал», «Открытое акционерное общество «Волжский пекарь» и т. д.
  2. У организации может быть не только полное, но и сокращенное наименование, например ООО «ВП» (п. 3 ст. 1473 ГК РФ).
  3. Оно должно быть уникальным, то есть не совпадать с иными уже зарегистрированными фирменными наименованиями. В то же время наличие такого совпадения не является основанием для отказа в регистрации юрлица.
  4. Нельзя включать в него следующие слова: банк, кредитная организация, Россия, российский (но не русский), названия госорганов, общественных организаций и т. д. (п. 4 ст. 1473 ГК РФ).

Таким образом, фирменным наименованием обладает каждая зарегистрированная коммерческая организация.

Коммерческое обозначение

Коммерческое обозначение также является средством индивидуализации юрлица.

Оно имеет много сходств с фирменным наименованием, то есть это тоже его название. Однако оно не вносится в учредительные документы и ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 1538 ГК РФ), а используется организацией в процессе ее деятельности и обычно направлено на то, чтобы сообщить потребителю информацию о себе. Например, общество с фирменным наименованием «Универсал» осуществляет деятельность по оказанию парикмахерских услуг в заведении под названием «Салон красоты «Анюта». Последнее и будет коммерческим обозначением.

Для признания права на это средство индивидуализации достаточно просто начать фактически его использовать. Например, путем его указания на вывесках, в рекламе, накладных, чеках и т. д. (п. 1 ст. 1539 ГК РФ).

Несмотря на то, что коммерческое обозначение как средство индивидуализации предприятия нигде не регистрируется, нельзя умалять его значение. Судебная практика свидетельствует о том, что приоритет в случае спора будет иметь то обозначение, исключительное право на которое возникло раньше, а не то, которое зарегистрировано. Так, арбитражными судами всех инстанций было признано право на коммерческое обозначение, применяемое ИП раньше, чем общество зарегистрировало сходное с ним фирменное наименование (постановление 1-го арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018 по делу № А79-11966/2017).

Товарный знак

Товарный знак призван придать индивидуальность не самому юрлицу, а товару, производимому им, либо оказываемой услуге или выполняемой работе.

Он может выглядеть как узнаваемое изображение, эмблема, надпись, комбинация цветов либо сочетание того и другого (ст. 1482 ГК РФ). Как правило, товарный знак размещают на самом товаре, упаковке, на вывесках, рекламных баннерах и т. д. Но он может иметь и нестандартную внешнюю форму. Например, форма бутылки у компании Coca-cola является самостоятельным товарным знаком. Обладатель может сообщить окружающим о том, что его товарный знак зарегистрирован, путем размещения рядом со знаком значка R в окружности (ст. 1485 ГК РФ).

Товарный знак должен быть абсолютно неповторимым и уникальным. Он подлежит обязательной регистрации в Роспатенте РФ и вносится в реестр товарных знаков (ст. 1480, 1481 ГК РФ).

Зарегистрировать его может не только юрлицо, но и ИП (ст. 1478 ГК РФ). Срок его действия — 10 лет с возможным продлением (п. 1 ст. 1491 ГК РФ).

ГК РФ не запрещает одному лицу зарегистрировать несколько товарных знаков, например на каждый вид продукции.

Наименование места происхождения товара

Самостоятельным средством индивидуализации служит наименование места происхождения товара. Оно представляет собой указание на местность, где товар был произведен, и благодаря которой он обладает особенными свойствами (п. 1 ст. 1516 ГК РФ). Например, тульский пряник, вологодское масло, краснодарский чай.

Право на него подлежит регистрации в Роспатенте, и зарегистрировать его могут сразу несколько субъектов, производящих аналогичный товар на данной территории (ст. 1518 ГК РФ). Таким образом, у субъекта не возникает монополии на его использование.

Наименование места происхождения товара вносится Роспатентом РФ в специальный реестр и действует 10 лет с возможностью продления. Процесс регистрации осложнен необходимостью получения заключения уполномоченного органа о том, что лицо производит на конкретной территории товар, особенности которого обусловлены именно местностью или человеческим фактором (п. 5 ст. 1522 ГК РФ).

Географическое указание

С 27.07.2020 в России появится новый вид средств индивидуализации — географическое указание (закон № 230-ФЗ).

Оно имеет много общего с наименованием места происхождения, так как тоже содержит в себе указание на географию места его происхождения (п. 10 ст. 1 закона № 230-ФЗ). Однако, в отличие от наименования места происхождения товара, такое обозначение не обязательно должно быть уникальным и товар может производиться не обязательно полностью в этой местности. Заключение уполномоченного органа для регистрации не требуется.

Сочетание и сравнение средств индивидуализации

Обратите внимание! Все средства индивидуализации могут переплетаться и сочетаться друг с другом. Например, фирменное наименование может включать в себя сразу и наименование места происхождения товара, а товарный знак может содержать коммерческое обозначение и т. д.

Сравним вышеуказанные средства индивидуализации между собой.

В целом можно сказать, что самой высокой степенью защиты со стороны государства обладает зарегистрированный товарный знак.

Исключительные права на средства индивидуализации

Владельцу средства индивидуализации принадлежит исключительное право на его использование. В таблице ниже указано, в какой момент оно возникает и прекращается у разных средств индивидуализации.

Важно! Исключительность права состоит в том, что иные лица (не правообладатели) не вправе использовать чужие средства индивидуализации.

Товарный знак, а также наименование места происхождения вправе использовать только то лицо, которое имеет на него свидетельство Роспатента.

При совпадении фирменного наименования правом его использования обладает то лицо, которое было зарегистрировано первым, но только при условии, что эти лица осуществляют одну и ту же деятельность. В таком случае первоначальный правообладатель вправе предъявить требование об изменении фирменного наименования и возмещении убытков (п. 4 ст. 1474 ГК РФ).

Обратите внимание! Нарушением исключительного права считается не только использование конкретно этого товарного знака, но и значительно похожего на него обозначения, которое может ввести потребителя в заблуждение (п. 3 ст. 1484 ГК РФ).

При обнаружении подобных нарушений правообладатель вправе требовать от нарушителя изъятия из оборота или уничтожения контрафактных товаров (удаления знака с товаров), а также возмещения убытков или выплаты компенсации в размере, предусмотренном п. 4 ст. 1515 ГК РФ. При этом необходимо, чтобы товары, производимые или реализуемые нарушителем и правообладателем, были однородными.

Пример

ИП зарегистрировал товарный знак в виде изображения и надписи macflowers и осуществлял производство и продажу пирожных и цветов. Его недобросовестный конкурент зарегистрировал в интернете доменное имя macflowersbox.ru и осуществлял точно такую же деятельность под данным товарным знаком. ИП удалось в судебном порядке признать незаконным использование конкурентом данного знака. Суд исходил из того, что товарный знак схож с оригинальным до степени смешения, а конкурент осуществляет продажу однородных товаров (постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019 № 09АП-52907/2019).

Нарушители исключительных прав на товарный знак или иные средства индивидуализации также могут быть привлечены к уголовной ответственности.

***

Таким образом, в настоящее время гражданским законодательством предусмотрена защита прав на 4 средства индивидуализации: фирменное наименование, товарный знак, наименование места происхождения товара, коммерческое обозначение.

Источники:
Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить