Изменение адреса в ЕГРЮЛ

Сведения о недостоверности адреса организации

Ответственность за непредставление в ФНС достоверных сведений о юридическом адресе фирмы

Изменение адреса в ЕГРЮЛ 

Организация может изменить/уточнить адрес в ЕГРЮЛ 2 способами:

  • Путем фиксации изменений непосредственно в ЕГРЮЛ, в случае если изменение адреса юрлица производится в пределах одного населенного пункта, что не предполагает внесения изменений в учредительную документацию и/или адрес не прописан полностью в уставе. При этом используется форма Р14001 заявления, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.
  • Посредством регистрации изменений в уставе юрлица, в случае если адрес организации полностью прописан в уставе (хотя закон и не требует фиксировать адрес в уставе именно таким образом, п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ) и/или смена адреса происходит со сменой населенного пункта (этот вопрос мы разъясняем в статье Что указать в уставе о месте нахождения ООО?). В этой ситуации должна быть использована форма Р13001 заявления. 

Помимо заявления юрлицо, сменившее адрес, должно направить в регорган установленный комплект документов согласно положениям (для ситуаций, когда внесение изменений в устав требуется и когда оно не нужно, соответственно):

ВАЖНО! Сведения о смене юрадреса организации, при которой меняется также ее местонахождение, могут быть внесены в ЕГРЮЛ только по прошествии 20 дней с момента фиксации в госреестре данных о принятии организацией решения сменить юрадрес (п. 6 ст. 17 закона «О госрегистрации», п. 9 письма ФНС России от 11.01.2016 № ГД-4-14/52). 

Сведения о недостоверности адреса организации 

Проверка на предмет соответствия истине информации, вносимой или уже зафиксированной в ЕГРЮЛ, производится регорганом при наличии мотивированных сомнений в ее достоверности (п. 4.2 ст. 9 закона «О госрегистрации»).

При этом если наличествуют регламентированные законом «О госрегистрации» основания, регорган производит такую проверку информации, зафиксированной в ЕГРЮЛ, вне зависимости от даты ее внесения в госреестр (письмо ФНС России от 06.03.2017 № ГД-4-14/3980@).

Такая проверка может быть проведена и в отношении данных об адресе юрлица (п. 6 ст. 11 закона «О госрегистрации»). Например, основанием для контроля достоверности информации об адресе юрлица сам по себе выступает факт указания юрлицом адреса, по которому уже зарегистрировано 5 и более иных юрлиц (см. письма Минфина РФ от 14.11.2017 № 03-12-13/75024, 03-12-13/75027).

С перечнем и порядком проведения мероприятий, направленных на выявление налоговым органом недостоверной информации, можно ознакомиться в приказе ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@. Если обнаружено несоответствие действительности уже имеющихся в ЕГРЮЛ данных об адресе организации, регорган разместит в ЕГРЮЛ сведения о недостоверности адреса такого юрлица (абз. 2 п. 6 ст. 11 закона «О госрегистрации», письмо ФНС России от 02.09.2016 № ЕД-3-14/4045@).

На данный момент регламент аннулирования уже внесенной записи о недостоверности адреса юрлица из ЕГРЮЛ законодательно не определен. Представляется допустимым для исключения указанной записи из госреестра направление в налоговый орган сведений, подтверждающих достоверность этого адреса. При наличии в дальнейшем споров решение налоговой может быть обжаловано в суд (гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, ответ на вопрос 4 в письме ФНС России от 06.03.2017 № ГД-4-14/3980@). 

Ответственность за непредставление в ФНС достоверных сведений о юридическом адресе фирмы 

Непредставление или ненадлежащее представление юрлицом достоверных сведений в ФНС РФ о юрадресе организации может повлечь для последней следующие неблагоприятные правовые последствия:

  • исключение юрлица из ЕГРЮЛ по решению регоргана — по истечении 6 месяцев с момента размещения в данном госреестре сведений о недостоверности адреса этой организации (подп. «б» п. 5 ст. 21.1 закона «О госрегистрации»);
  • возникновение риска необходимости возмещения убытков другим субъектам, участвующим в соответствующих гражданских правоотношениях, в связи с непредставлением достоверных сведений в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК РФ);
  • возникновение риска неполучения юридически значимых сообщений (ст. 161.1 ГК РФ);
  • привлечение к административной ответственности (ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях);
  • возникновение имиджевых рисков для хозсубъекта и т. д. 

*** 

Таким образом, уточнение/смена юрадреса организации может быть произведена путем:

  • внесения изменений непосредственно в ЕГРЮЛ;
  • регистрации изменения соответствующих сведений в учредительной документации юрлица. 

Установление налоговым органом факта регистрации в ЕГРЮЛ не соответствующих истинному положению дел сведений об адресе юрлица влечет внесение в этот госреестр записи о недостоверности данных, что может породить для организации ряд отрицательных правовых последствий, в т. ч. ее исключение из госреестра.