Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Может ли бюджетное или казенное учреждение оказывать платные услуги

Оказание платных услуг бюджетными учреждениями в каких случаях и при каких условиях возможно? Кто определяет цену за такие услуги и как оформляется их предоставление? На эти и другие вопросы отвечаем в нашей статье.

Право бюджетных и казенных учреждений оказывать платные услуги

Исходя из прямого указания закона (п. 1 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, далее — закон № 7-ФЗ), бюджетные учреждения создаются с определенной целью — для оказания услуг или выполнения работ по реализации функций государственных (муниципальных) органов. Большей частью они работают в таких сферах, как:

  • наука и образование (школы, вузы, другие учебные заведения);
  • здравоохранение и социальная защита (больницы, поликлиники, интернаты, санатории);
  • культура (музеи, театры, выставочные залы);
  • физкультура и спорт (спортивные школы, стадионы);
  • занятость населения и иные.

Схожими целями и функциями характеризуются и казенные учреждения (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, далее — БК РФ). Они отличаются от бюджетных учреждений особенностями финансирования, распоряжения доходами, объемом полномочий. Подробнее о казенных учреждениях и их отличии от бюджетных читайте в наших статьях «Что такое бюджетное учреждение» и «Что такое казенное учреждение».

Бюджетные и казенные учреждения относятся к некоммерческим организациям, и извлечение прибыли не является их основной целью. Например, граждане получают бесплатное медицинское обслуживание в поликлинике по месту жительства, дети проходят бесплатное обучение в школе и т. д. Могут ли казенные и бюджетные учреждения оказывать платные услуги? Да, закон разрешает им дополнительно к их основной функции предоставлять услуги на платной основе (п. 2 ст. 24 закона № 7-ФЗ). О том, когда это возможно, рассказываем ниже.

В «КонсультантПлюс» есть множество полезных материалов по теме. Например, статья о порядке оказания платных услуг бюджетными учреждениями. Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.

Условия, которые должны быть соблюдены для оказания платных услуг

Оказание платных услуг в бюджетных и казенных учреждениях возможно исключительно при одновременном соблюдении следующих условий (п. 2 ст. 24, п. 3 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 161 БК РФ):

  1. Услуги должны соответствовать целям создания и деятельности этих организаций, не противоречить им. Например, государственное бюджетное учреждение образования (школа) вправе помимо бесплатного традиционного обучения учеников оказывать дополнительные услуги платного характера, но в той же плоскости, то есть направленные на образование и просвещение (кружки, секции, курсы).
  2. В уставе конкретной организации должно содержаться указание на возможность предоставления платных услуг, а также четкий перечень видов деятельности, приносящих доход. Выходить за рамки уставной деятельности при оказании платных услуг бюджетные учреждения не вправе. Для казенных предприятий также необходимо получение согласия учредителя.

В нормативных правовых актах закрепление такой возможности не требуется.

Платные услуги бюджетных организаций можно условно разделить на 2 группы:

  • Основные. Они могут оказываться как сверх госзадания, так и в ряде случаев, предусмотренных законом, в его рамках (абз. 1 п. 4 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ).
  • Неосновные. Право оказывать платные услуги по неосновным видам деятельности прямо законом не предусмотрено, но и не запрещено.

В отношении казенных предприятий такое деление не предусмотрено.

Как и кто рассчитывает плату за услуги

Так как бюджетные организации не являются коммерческими, их руководители не могут определять плату за предоставляемые услуги произвольно. Этот процесс довольно строго регламентирован. По общему правилу порядок определения платы в отношении основных видов услуг устанавливается органом, на которого возложены функции учредителя (п. 4 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ).

Поэтому в каждой сфере соответствующим государственным органом исполнительной власти принят нормативный правовой акт об определении платы по договорам. Так, Минтрудом РФ установлено, что в подведомственных ему учреждениях размер платы за услуги определяет руководитель учреждения самостоятельно (п. 3 Порядка определения платы…, утв. приказом Минтруда РФ от 07.06.2013 № 247н).

Минтрансом РФ установлено, что учреждения также сами определяют размер платы за услуги, но с обязательным учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг, установленных тарифов на аналогичные платные услуги, размера расчетно-нормативных затрат и т. д. (п. 2 Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы)…, утв. приказом Минтранса России от 02.03.2017 № 78).

Минздравом РФ установлено, что при определении размера платы по договорам подведомственные ему учреждения должны учесть мнение выборного представительного или совещательного органа при его наличии (п. 5 Порядка определения платы…, утв. приказом Минздрава РФ от 18.11.2013 № 853н).

Росстандартом РФ установлено, что размер платы должен определяться с учетом тарифов, если они установлены, анализа объема спроса, размера расчетных затрат и т. д. (п. 3 Порядка определения платы…, утв. приказом Росстандарта от 19.10.2011 № 5479).

Что касается неосновных видов деятельности, то законодательство не устанавливает, кто и как определяет размер платы за них. Полагаем, что следует ориентироваться на правила, действующие для основных видов.

Калькуляция платных услуг в бюджетном учреждении

Большинство учреждений при определении размера оплаты за услуги используют метод прямого счета.

Приведем образец калькуляции платных услуг в бюджетном учреждении образования. Например, школа организовала курсы иностранного языка для взрослых:

  1. Прямые затраты.
    Зарплата педагога — 20 000 руб. в месяц. При средней нагрузке на одного педагога 54 часа в месяц оплата труда за час занятий составит 370 руб.
    Учащиеся занимаются индивидуально и в группах по 8 человек. Один курс обучения включает 25 часов групповых и 54 часа индивидуальных занятий. Фонд оплаты труда за курс обучения одного человека составит 21 136 руб. (25 × 370 / 8 + 54 × 370).
  1. Накладные расходы. Коэффициент накладных расходов возьмем 0,63. Накладные расходы составят 13 315 руб. (21 136 × 0,63).
  2. Себестоимость курса обучения для одного человека равна сумме прямых и накладных расходов — 34 451 руб.
  3. Прибыль при рентабельности 5% составит 1722 руб.

Итого: цена обучения одного человека на курсах с учетом прибыли — 36 173 руб.

Правила оказания платных услуг

Главное правило при оказании бюджетными учреждениями платных услуг состоит в том, что они должны предоставляться на тех же условиях, что и бесплатные (точнее, финансируемые из бюджета).

Услуги оказываются на основании договора, который заключается в письменной форме по общим правилам Гражданского кодекса РФ (гл. 25 ГК РФ).

Кроме того, на эти отношения распространяются нормы закона о защите прав потребителей в части информирования об услугах, качестве предоставляемых услуг, ответственности исполнителя и т. д. (ст. 13, 23, 23.1, 28, 30). В некоторых сферах действуют также особые правила, например:

  • Правила оказания услуг общественного питания (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036).
  • Правила оказания платных образовательных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706).
  • Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006) и др.

Кроме того, конкретные ведомства могут утверждать свои положения о предоставлении платных услуг бюджетным учреждением (см., например, приказ ФГБУ «ФКП Росреестра» «Об утверждении положения по оказанию услуг по выполнению кадастровых работ» от 25.07.2017 № П/263).

Некоторыми из указанных актов подробно регламентированы условия договора и порядок его заключения (например, п. 17 Правил предоставления медицинских услуг, п. 12 Правил оказания платных образовательных услуг), а в некоторых даже утверждена типовая форма договора (например, приказ Минобрнауки России «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования» от 13.01.2014 № 8).

В некоторых сферах помимо договора требуется оформить дополнительные документы. Например, информированное добровольное согласие (п. 28 Правил предоставления медицинских услуг), согласие на обработку персональных данных) и т. д.

Недопустимо вносить в договор условия, ущемляющие права потребителя.

***
Таким образом, бюджетные и казенные учреждения вправе оказывать услуги на платной основе. Такая возможность должна быть предусмотрена уставом организации. Характер предоставляемых услуг должен соответствовать целям и функциям учреждения.

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить