Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Осуществление защиты деловой репутации юридического лица

Защита деловой репутации юридического лица является одной из разновидностей защиты нематериальных благ, принадлежащих компании. Рассмотрим подробнее способы такой защиты и порядок, в котором она производится.
Осуществление защиты репутации юридического лица
Фото: RusЮрист

Понятие деловой репутации юридического лица

Деловая репутация, согласно положениям гражданского законодательства, относится к нематериальным благам и подлежит защите государством (ст. 150, 152 ГК РФ).

Деловая репутация организации представляет собой устоявшееся мнение третьих лиц о профессиональной деятельности компании (ее сотрудников), деловых качествах и деловом поведении на рынке. Это не осязаемый, но важный актив бизнеса, который во многом определяет отношения организации с ее клиентами и контрагентами.

Деловая репутация юридического лица, в отличие от репутации физлица, характеризуется экономической природой. Например, деловая репутация может быть внесена в качестве вклада в простое товарищество (ст. 1042 ГК РФ), а в случае продажи бизнеса она подлежит оценке как нематериальный актив компании (п. 4 ПБУ 14/2007, утв. приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н).

По своей природе деловая репутация неустойчива и способна меняться как в положительную, так и в отрицательную сторону. Любая внешняя оценка деловых качеств и профессиональной деятельности лица может повлиять на его репутацию.

В современных условиях надлежащая защита репутации хозяйствующих субъектов становится одним из условий успешного осуществления ими предпринимательской и иной экономической деятельности.

Законодательное регулирование вопроса защиты деловой репутации

Любое физическое и юридическое лицо вправе защищать свою репутацию всеми доступными ему правовыми способами и средствами.

Регулирование вопросов защиты репутации осуществляется в порядке ст. 152 ГК РФ. Правила о защите деловой репутации, изложенные в нашей статье, в равной степени применяются для защиты репутации граждан и юридических лиц, за исключением компенсации морального вреда (п. 11 ст. 152 ГК РФ).

Хотя в п. 1 ст. 152 ГК РФ указано, что всякое лицо вправе «требовать по суду» опровержения порочащих его деловую репутацию сведений, это не лишает пострадавших возможности защищаться во внесудебном порядке. Внесудебная защита деловой репутации регулируется в том числе:Осуществление защиты деловой репутации юридического лицаЗначительное количество вопросов, касающихся судебной защиты деловой репутации юридических лиц разъяснены:Осуществление защиты деловой репутации юридического лица

Способы защиты деловой репутации

Юридическая защита деловой репутации физических и юридических лиц осуществляется по правилам ГК РФ и других законов.Осуществление защиты деловой репутации юридического лица

Внесудебная защита

Внесудебный порядок — обращение непосредственно к распространителю или автору сведений. Суть обращения — предложение добровольно опровергнуть информацию, отозвать документ, уничтожить носитель информации. Порядок таких действий определяется согласно закону (ст. 43, 44 Закона о СМИ) или устанавливается соглашением сторон.

Потерпевший вправе выбрать любые комбинации способов защиты деловой репутации для наиболее действенного отстаивания своих прав и законных интересов.

Вопрос о необходимости соблюдения досудебного порядка разрешается в зависимости от выбора судебного процесса.

ВС РФ высказал мнение, что предварительное требование пострадавшего опубликовать опровержение необязательно (п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3).

Таким образом, если спор рассматривается в гражданском процессе, предварительное обращение к нарушителю с требованием восстановить деловую репутацию во внесудебном порядке необязательно.

Обязательный претензионный порядок был введен в АПК РФ позднее, чем вышло постановление Пленума ВС РФ № 3.

Поэтому, согласно ч. 5 ст. 4 АПК РФ, обязательно направление претензии. Есть практические примеры, когда по искам о восстановлении деловой репутации досудебный порядок признавался арбитражным судом обязательным: постановление АС МО от 01.11.2018 по делу № А41-41573/2017; постановление 9-го ААС от 24.07.2017 по делу № А40-35257/17.

Обратите внимание! Если в действиях лица, распространившего сведения, содержатся признаки преступления, предусмотренного ст. 129 УК РФ (клевета), потерпевший вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении виновного к уголовной ответственности (п. 6 ППВС № 3).

Как правильно выбрать компетентный суд – читайте далее.

Когда у компании появляются основания для защиты деловой репутации

Основанием для защиты деловой репутации компании является факт распространения о ней дискредитирующих сведений. Для успешной защиты пострадавший должен доказать наличие совокупности условий, указанных в п. 7 ППВС № 3:

  1. Факт распространения сведений. Речь идет о публикациях в печати, публичных выступлениях, трансляции по ТВ или радио, размещении в интернете.

    Обратите внимание! Не является распространением сведений сообщение их тому лицу, которого они касаются, при условии соблюдения конфиденциальности (абз. 2 п. 7 ППВС № 3).

  1. Порочащий характер распространенных сведений. Порочащими, согласно выводам ППВС № 3 (абз. 5 п. 7), являются сведения о фактах, содержащих отрицательную информацию правового или морального характера.
  2. Несоответствие действительности дискредитирующих сведений. Несоответствие действительности означает, что факты или события, о которых идет речь, не имели места в реальности.

Важно! Распространенные сведения должны касаться конкретных фактов. Оценочные суждения, субъективные мнения и убеждения не могут быть предметом судебного разбирательства в порядке ст. 152 ГК РФ, если только они не носят оскорбительный характер (п. 6 Обзора практики о деловой репутации).

Нередко дискредитирующие сведения распространяются о конкретном работнике или органе управления организации. Этот факт уже позволяет юрлицу требовать защиты деловой репутации.

Российский законодатель не разграничивает понятия деловой репутации юридических и физических лиц (ст. 152 ГК РФ).

Например, единоличный исполнительный орган компании действует от ее имени в гражданском обороте, поэтому его деловой имидж неизбежно ассоциируется с репутацией самой компании и влияет на оценку организации в целом. Тогда умаление профессионального имиджа руководителя имеет прямое отношение к умалению деловой репутации организации (п. 12 Обзора практики о деловой репутации, постановление 9-го ААС от 29.08.2019 по делу № А40-201722/2018).

Иск о защите деловой репутации юридического лица

Иски о защите деловой репутации юридических лиц, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью, рассматривает арбитражный суд. Субъектный состав спора в этом случае значения не имеет (п. 3 ППВС № 3, п. 2 Обзора практики о деловой репутации).

По общему правилу в исковом заявлении о защите деловой репутации необходимо описать и доказать те обстоятельства, на которых основаны требования, а именно:

  • Указать, какие конкретно сведения, по мнению истца, порочат его деловую репутацию. Причем важно назвать не суждение или мнение автора, журналиста, а положенные в основу этих суждений утверждения о фактах (даже если последние изложены как предположение).
  • Подтвердить факт распространения сведений. Необходимо конкретизировать, где и когда появилась дискредитирующая информация.
  • Обосновать, что распространенные сведений касаются именно истца и распространены они именно тем лицом, к которому предъявлены требования.
  • Доказать, что информация носит порочащий характер. Лучше всего для этого подходит заключение эксперта.

Истцу необязательно опровергать информацию. В данном случае действует презумпция, согласно которой распространяемые порочащие сведения считаются не соответствующими действительности (п. 9 ППВС № 3).

Все остальные факты должны быть подтверждены соответствующими доказательствами (аудио- и видеозаписи, нотариально удостоверенные протоколы осмотра, показания свидетелей, заключения экспертов).

Исковая давность на эту категорию дел не распространяется, за определенным исключением (ст. 208 ГК РФ).

Обратите внимание! Требования, связанные с публикацией в СМИ любых не соответствующих действительности сведений, могут быть оспорены в течение года со дня опубликования (п. 10 ст. 152 ГК РФ). Аналогичный срок предусмотрен для обжалования отказа СМИ в опубликовании опровержения или ответа (ст. 43, 44 Закона о СМИ).

К кому могут быть предъявлены требования

Согласно ст. 152 ГК РФ и п. 5 ППВС № 3 ответчиками по делам о защите деловой репутации выступают:

  • автор статьи и редакция соответствующего СМИ (солидарно);
  • лицо — источник дискредитирующих сведений, если сведения были распространены с указанием его как источника;
  • редакция СМИ, если сведения опубликованы без указания имени автора;
  • учредитель СМИ в случае, если редакция СМИ не является юрлицом;
  • администратор доменного имени (лицо, на чье имя зарегистрирован домен), на ресурсе которого размещена информация.

Обратите внимание! Редакция, главный редактор и журналист освобождаются от ответственности в случаях, перечисленных в ст. 57 Закона о СМИ. Приведенный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (п. 12 ППВС № 3).

Важно! Если невозможно установить лицо, распространившее дискредитирующие сведения, компания вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности. Такое заявление рассматривается в порядке особого производства (п. 2 ППВС № 3).

Какие требования можно выставлять

Требования, которые компания вправе заявить в иске о защите деловой репутации, перечислены в ст. 152 ГК РФ.Осуществление защиты деловой репутации юридического лицаИстец самостоятельно выбирает способ защиты, вид и объем требований. Он может прибегнуть сразу к нескольким способам или остановиться на каком-либо одном.

Кроме того, пострадавший вправе потребовать:

  • возмещения ущерба деловой репутации юридического лица в порядке ст. 15 ГК РФ;
  • компенсации репутационного вреда (п. 21 Обзора судебной практики ВС РФ № 1, утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017).

Причем даже в случае добровольного исполнения причинителем вреда требований потерпевшего о применении мер восстановительно-пресекательного характера последний не лишен права обратиться в суд за возмещением убытков или репутационного вреда.

Возмещение вреда, причиненного деловой репутации

Деловая репутация организации — это ценный актив хозяйствующего субъекта. Поэтому совершенно логично в случае ее умаления требовать денежной компенсации убытков и/или репутационного вреда.

К убыткам, в силу п. 2 ст. 15 ГК РФ, относят:

  • реальный ущерб — например, расходы на подготовку и размещение опровержения, на оплату экспертизы;
  • упущенную выгоду — доходы, которые лицо могло бы реально получить при обычных обстоятельствах, если бы его право не было нарушено.

Для возмещения убытков необходимо доказать основные условия деликтной ответственности (наличие противоправного деяния, неблагоприятные последствия, причинно-следственная связь между этими фактами).

Кроме убытков, истец вправе претендовать на возмещение репутационного вреда (п. 21 Обзора ВС РФ № 1). Для получения возмещения дополнительно необходимо подтвердить:

  • Наличие сформированной деловой репутации. В качестве доказательств можно использовать рекомендательные письма и справки из банка, от контрагентов. Образец справки о деловой репутации юридического лица представлен в статье «Отзыв о деловой репутации контрагента — образец».
  • Факт утраты доверия к репутации или ее снижение (сокращение числа клиентов, отказ партнеров от сотрудничества, отказ в предоставлении кредитов).

Однако нельзя не отметить, что не все суды считают возможным взыскание компенсации репутационного вреда, отмечая, что законом подобная возможность прямо не предусмотрена (решение АС Краснодарского края от 06.10.2017 по делу № А32-5736/2017).

Проблемы доказывания по спорам об ущербе деловой репутации

Анализ судебной практики, связанной с защитой деловой репутации юридических лиц, позволил выделить наиболее часто встречающиеся проблемы.

Основные сложности возникают с оценкой содержания распространенных сведений: не всегда удается разграничить утверждения о фактах и оценочные суждения, выражающие субъективное мнение, взгляды автора.

Также не просто определить, носят ли сведения порочащий характер. Например, суды не считают порочащими сведения, носящие неконкретный, субъективно-оценочный характер. Это, по их мнению, реализация права граждан на свободу слова.

Поэтому представляется, что предварительно проведенное истцом лингвистическое исследование может стать весомым аргументом в споре. В случае, если такого исследования недостаточно, оно тем не менее может послужить основанием для заявления ходатайства о назначении судебной экспертизы.

Еще одной часто встречающейся проблемой, повышающей риск отказа в иске, является отсутствие доказательств нанесения конкретной информацией ущерба именно истцу (решение АС Республики Башкортостан от 30.01.2020 по делу № А07-15714/2019).

И конечно, крайне сложно доказать репутационный ущерб — факт утраты (снижения) доверия к деловой репутации истца, равно как и наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и подрывом репутации истца.

***

Таким образом, защита деловой репутации фирмы — это категория споров, характеризующаяся непростым доказыванием обстоятельств дела. Для получения положительного результата следует внимательно отнестись к качеству доказательственной базы: документам, подтверждающим распространение сведений, переписке с контрагентами (действующими, потенциальными, бывшими), информации и документам, свидетельствующим о получении (неполучении) прибыли и пр.

Нельзя не отметить, что зачастую внесудебная защита деловой репутации позволяет быстрее решить проблемы, связанные с распространением дискредитирующей информации. Причем внесудебная процедура не лишает потерпевшего права обратиться в суд, например, за компенсацией репутационного ущерба.

Источники:
Комментировать 0
Оставить комментарий
Отправить