Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Что такое казенное учреждение

Все материалы сюжета «Справочник бюджетника»
Казенное учреждение - это учреждение, являющееся получателем бюджетных средств и исполнителем муниципальных и госуслуг. Чем эта организация отличается от бюджетных и автономных учреждений и зачем вообще создается, читатель узнает далее.

Казенное учреждение: основные сведения

Примеры казенных учреждений

Виды казенных учреждений

Создание казенного учреждения

Устав

Руководитель

Имущество казенного учреждения

Бюджетная смета казенного учреждения

Ликвидация казенного учреждения

Чем казенное учреждение отличается от автономного и бюджетного

Казенное учреждение: основные сведения

Казенным называется государственное/муниципальное учреждение, отвечающее совокупности признаков (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, далее — БК РФ):

  • оказывает государственные/муниципальные услуги или выполняет работы, занимается выполнением госфункций в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов госвласти или муниципалитетов;
  • финансируется за счет средств бюджетных средств на основании бюджетной сметы.

Обратите внимание! Основная цель создания казенного учреждения (предоставление госуслуг или работ) в общем схожа с целями создания бюджетных и автономных учреждений. Выбор организационно-правовой формы в данном случае зависит от доступного способа финансирования, характера распоряжения доходами, объема предоставляемых учредителем прав и обязанностей. Подробное сравнение читатель найдет далее.

Казенное учреждение относится к некоммерческим организациям (ч. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, далее — закон № 7-ФЗ).

Однако оно может получать доходы от некоторых видов деятельности (если это закреплено в его уставе). Казенное учреждение не имеет права распоряжаться полученными таким образом доходами по собственному усмотрению, они должны поступить в соответствующий бюджет (ч. 3 ст. 161 БК РФ).

Таким образом, казенное учреждение создают:

  • для предоставления населению государственных или муниципальных услуг;
  • пополнения бюджетной системы (если предоставление платных услуг предусмотрено уставом).

Примеры казенных учреждений

Приведем некоторые примеры таких юридических лиц:

  • федеральное казенное учреждение (ФКУ) «Военный комиссариат Тюменской области»;
  • ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ»;
  • ФКУ здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел РФ по Тюменской области» и др.

Виды казенных учреждений

В зависимости от категории учредителя выделяют:

  • Федеральные казенные учреждения. Их создание закрепляется решением Правительства РФ.
  • Государственные казенные учреждения субъекта РФ. Создаются решением регионального исполнительного органа.
  • Муниципальное казенное учреждение. По решению муниципалитета.

Можно также дифференцировать их по сфере деятельности, например:

  • государственное казенное учреждение здравоохранения;
  • муниципальное казенное общеобразовательное учреждение;
  • казенное учреждение «Уголовно-исправительная инспекция…»;
  • федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы» и т. д.

Создание казенного учреждения

Такой тип государственных учреждений создается по распоряжению федерального или регионального органа исполнительной власти, муниципалитета (ч. 2 ст. 13 закона № 7-ФЗ).

Обратите внимание! На федеральном уровне этот процесс регламентирован Порядком создания, реорганизации, изменения типа, ликвидации…, утв. постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539.

На уровне субъекта РФ или муниципалитета действуют уже свои акты.

Пример — Порядок, утв. постановлением правительства Тюменской области от 28.12.2010 № 393-П, и Порядок, утв. постановлением администрации Заводоуковского городского округа от 30.11.2010 № 1887.

Обычно процесс создания казенного учреждения включает следующие этапы:

  1. Принятие учредителем решения о создании юрлица.
  2. Оформление проекта распоряжения/постановления о создании учреждения. Он, как правило, содержит:
    • название учреждения, его тип;
    • основные виды и цели деятельности, функции казенного учреждения, разрешенные для данного казенного учреждения платные услуги и т. д.;
    • наименование учредителя;
    • перечень мероприятий, направленных на создание учреждения, с обозначением их сроков и ответственных за их реализацию структур.
  1. Составление пояснительной записки к проекту с обоснованием целесообразности создания учреждения.
  2. Согласование проекта с ответственными подразделениями учредителя (например, департаментом имущественных отношений и правовым департаментом).
  3. Издание постановления о создании учреждения.
  4. Утверждение устава учреждения путем издания распоряжения/ постановления.
  5. Направление документов в ФНС для государственной регистрации юрлица.

Рекомендуем! Как направить документы для госрегистрации юрлица через портал «Госуслуги», читайте в нашей статье «Регистрация юридического лица на портале госуслуг».

Устав

Учредительный документ казенного учреждения — устав — содержит сведения:

  • о названии юрлица, его типе (в названии учреждения обязательно должно быть указано, что оно казенное);
  • местонахождении юрлица;
  • учредителе и собственнике имущества;
  • видах деятельности, организации, управлении юрлицом, его структуре и т. п.;
  • имуществе и финансовом состоянии, в т. ч. порядке распоряжения имуществом, его передаче другим учреждениям, совершении крупных сделок и сделок с заинтересованностью и т. д.;
  • обособленных подразделениях юрлица и т. д.

Обратите внимание! Устав утверждает учредитель юрлица посредством принятия правового акта. Порядок согласования, утверждения и внесения изменений в устав обычно регламентирован. Например, для устава федерального государственного казенного учреждения порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539.

Руководитель

Единоличный исполнительный орган управления казенного учреждения — директор/руководитель. Его назначает собственник имущества учреждения, издав специальное распоряжение. Директора выбирают посредством проведения конкурса. Он подотчетен собственнику имущества.

Директор выполняет функции по организации деятельности учреждения в соответствии с целями последнего, совершает сделки от его имени, решает кадровые, административно-хозяйственные и прочие вопросы, возникающие в процессе работы юрлица.

Имущество казенного учреждения

Учредитель предоставляет казенному учреждению имущество на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ). Оно не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника (ч. 4 ст. 298 Гражданского кодекса РФ, далее — ГК РФ).

Рекомендуем! О том, как зарегистрировать право оперативного управления на имущество, читайте в нашей статье «Государственная регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости».

Бюджетная смета казенного учреждения

Финансирование казенного учреждения происходит за счет средств бюджета соответствующего уровня и на основании бюджетной сметы (ч. 2 ст. 161 БК РФ).

Бюджетную смету составляют, утверждают и ведут в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого данное учреждение находится (ч. 1 ст. 221 БК РФ).

Например, такой порядок определен приказом МИД России от 08.11.2019 № 23446 для подведомственных учреждений.

Общие требования к бюджетной смете казенных учреждений регламентированы приказом Минфина России «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» от 20.11.2007 № 112н.

Обратите внимание! Казенное учреждение имеет право по договору и при согласии главного распорядителя денежных средств передать ведение бюджетного учета и формирование отчетности другому муниципальному или госучреждению (ч. 10.1 ст. 161 БК РФ). Обычно эти функции передаются государственными или муниципальными казенными учреждениями централизованной бухгалтерии, которая ведет сразу несколько организаций.

Ликвидация казенного учреждения

Процедура ликвидации казенного учреждения включает следующие этапы:

  1. Принятие учредителем решения о ликвидации.
  2. Издание учредителем нормативного акта о ликвидации (в форме распоряжения) с обоснованием (пояснительной запиской). В пояснительной записке обозначают целесообразность ликвидации учреждения, сведения о кредиторской задолженности (в т. ч. просроченной), информацию о том, кому будет передана обязанность по исполнению государственных функций (п. 27 постановления № 539).
  3. Направление в ФНС уведомления о ликвидации (в течение 3 дней после издания распоряжения о ликвидации).
  4. Утверждение состава ликвидационной комиссии, определение порядка и сроков ликвидации (в течение 2 недель после издания распоряжения).
  5. Публикация в СМИ сведений о начале процедуры ликвидации.
  6. Составление промежуточного ликвидационного баланса и представление его учредителю (в течение 10 дней после окончания приема требований кредиторов).
  7. Расчет с кредиторами.
  8. Формирование окончательного ликвидационного баланса (в течение 10 дней после завершения расчета с кредиторами).
  9. Переход оставшихся после ликвидации денежных средств в бюджет соответствующего уровня.
  10. Завершение ликвидации, внесение записи в ЕГРЮЛ об исключении юрлица.

Рекомендуем! Гораздо больше об этой процедуре вы узнаете из нашей статьи «Пошаговая инструкция ликвидации юридического лица».

Важно! При ликвидации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения обязательства, его прекращения и возмещения связанных с ним убытков (ч. 2 ст. 19.1 закона № 7-ФЗ).

Чем казенное учреждение отличается от автономного и бюджетного

Ниже представлена таблица со сравнением автономных, бюджетных и казенных учреждений.Что такое казенное учреждение

***

Итак, казенное учреждение — некоммерческая организация, создаваемая государственным органом или муниципалитетом для предоставления государственных/муниципальных услуг населению. Собственник имущества такого учреждения — РФ, субъект РФ или муниципалитет.

Источники:
Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить