Обстоятельства дела
Работающий пенсионер из Нижнего Новгорода не смог вовремя расплатиться по кредитам и задолжал банкам крупную сумму. По решению суда приставы обратили взыскание на 30% пенсии и 50% зарплаты должника.
Нижегородец с такой долей удержания не согласился и обратился в суд с административным иском. Должник утверждал, что после удержаний у него остается сумма ниже прожиточного минимума, тогда как он является единственным кормильцем семьи из 4 человек, 2 из которых — несовершеннолетние дети.
Три инстанции: семья не малоимущая, поэтому удержания правомерны
Суд признал размер удержаний из пенсии и зарплаты должника обоснованным и правомерным. В основу своего решения судья заложил положение ч. 2 ст. 99 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ, согласно которому максимально допустимый размер удержаний составляет 50% от доходов должника.
Помимо этого, суд отметил, что семья должника не признана малоимущей, поэтому оснований для освобождения пенсии и зарплаты от взыскания нет: это нарушило бы конституционный принцип исполнимости судебных решений.
Апелляция и кассация поддержали решение суда первой инстанции.
ВС: размер удержаний превышен
Верховный суд со своими предшественниками не согласился. По мнению судебной коллегии, нижестоящие суды не учли многие правовые нормы и позиции высших судов. В частности, позицию Конституционного суда, который неоднократно указывал на неприкосновенность минимума имущества должника, необходимого для нормального существования его самого и членов его семьи.
Определяя размер удержаний из пенсии и заработной платы, судебным приставам следует учитывать, что после выплаты периодических платежей в счет долга у должника должен оставаться доход в размере не ниже прожиточного минимума (для самого должника и его иждивенцев).
В рассматриваемом деле этот принцип соблюден не был: после всех вычетов доход семьи должника, состоящей из 4 человек, трое из которых нетрудоспособны, оказывался равен сумме существенно ниже прожиточного минимума.
Судебная коллегия ВС отменила все решения нижестоящих судов. Теперь суду первой инстанции предстоит рассмотреть административный иск заново.