Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
С вами
с 2015 года
Рубрикатор
Поиск

Организация местных выборов

Местные выборы назначаются для определения кандидатур депутатов или иных лиц на выборные должности на уровне муниципалитета. В статье разберемся, как организуются и проводятся муниципальные выборы, кто может в них участвовать и в каких ролях, каким образом они финансируются.

Местные выборы: законодательная основа

Выборы в органы местного самоуправления процедура, проводимая в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления (далее — МСУ), выборных должностных лиц МСУ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Муниципальные выборы — одна из форм осуществления населением местного самоуправления.

Правовое регулирование местных выборов

Правовое регулирование выборов органов местного самоуправления осуществляется на основе:

  • Конституции РФ;
  • закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ;
  • закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26.11.1996 № 138-ФЗ;
  • устава МО;
  • местного и регионального законодательства (например, региональных избирательных кодексов и т. д.).

Подробно о реализации избирательных прав граждан читайте в системе КонсультантПлюс. Если вы еще не пользуетесь онлайн-версией системы в полном объеме, подключите пробную версию на 2 дня.

 Особенности местных выборов, как мы отметили выше, определяются в каждом муниципалитете своими НПА, поэтому мы разберем в статье общие принципы организации таких выборов и будем приводить конкретные примеры со ссылками на НПА отдельных МО.

Рекомендуем! Чем местные выборы отличаются от референдума, читатель узнает из нашей статьи «Порядок проведения местного референдума».

Кто назначает местные выборы

Муниципальные выборы могут назначаться:

  • Местным представительным органом власти (городской думой, советом депутатов городского округа и др.). Например, выборы депутатов городской думы назначаются городской думой и т. д.
  • Избирательной комиссией МО, если уполномоченный орган / должностное лицо (указаны в пункте выше) не назначит выборы в установленные законом сроки или такой уполномоченный орган / должностное лицо отсутствует в муниципалитете.
  • Судом, если избирательная комиссия не назначила в установленные сроки выборы или такую комиссию не представляется возможным создать. Другой вариант: суд может обязать избирательную комиссию (при ее существовании в МО или возможности ее создать) назначать выборы в установленном порядке. Процедура инициируется по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов МСУ, прокурора.

 

Кто может быть избирателем на местных выборах

Стандартные требования к лицам, обладающим избирательным правом на местных выборах, таковы:

  • наличие гражданства РФ;
  • достижение 18 лет;
  • место жительства в пределах избирательного округа.

Местным/региональным законодательством могут быть предусмотрены некоторые послабления для отдельных групп граждан.

Например, в местных выборах в Тюменской области могут принять участие физлица, не имеющие постоянной регистрации по месту жительства в РФ, но зарегистрировавшиеся по месту пребывания на территории избирательного округа не менее чем за 3 месяца до дня голосования и подавшие заявление о включении в список избирателей по месту нахождения (п. 1.1 ст. 6 Избирательного кодекса (закона) Тюменской области от 03.06.2003 № 139, далее — Избирательный кодекс ТО) и т. д.

Граждане, находящиеся в момент голосования за пределами соответствующего избирательного органа, не лишаются своего права голосования. Они могут реализовать его через информационные каналы связи или иным способом, предусмотренным местными НПА.

Организация и проведение местных выборов

Организацией местных выборов и их проведением занимаются избирательные комиссии. Вмешиваться в их деятельность государственным органам власти, органам МСУ, организациям, должностным лицам или гражданам запрещено.

Решения комиссий, касающиеся подготовки и проведения выборов, подлежат публикации в государственных или муниципальных СМИ или доведению до сведения избирателей иным способом.

В МО формируются следующие виды избирательных комиссий (по уровням):

  • избирательная комиссия МО;
  • окружные;
  • территориальные;
  • участковые.

Обратите внимание! Избирательная комиссия МО является самостоятельным муниципальным органом и не входит в структуру органов МСУ, срок ее полномочий регламентируется уставом муниципалитета. Формирует такую комиссию представительный орган МО.

Рассмотрим далее общий порядок выборов органов местного самоуправления.

Дата выборов

Уставом муниципального образования установлен день проведения выборов в органы МСУ: указана постоянная конкретная дата или порядок ее определения. Например, днем голосования на выборах в органы МСУ в Тюменском городском муниципальном образовании является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов (п. 2 ст. 6 Избирательного кодекса ТО).
День голосования назначается на воскресенье. Не разрешается назначать голосование на нерабочий праздничный день, на предшествующий ему день, на последующий день и на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.

Обратите внимание! По решению избирательной комиссии голосование на выборах в органы МСУ может происходить в течение не одного, а нескольких дней.

Сроки назначения выборов

Срок принятия уполномоченным органом решения о назначении выборов в органы МСУ закреплен местными НПА. Например, такое решение может быть принято не ранее 90, но не позднее 80 дней до дня голосования и т. д.

Решение о назначении выборов должно быть официально опубликовано в СМИ. При назначении досрочных выборов общие сроки могут быть сокращены в установленных пределах.

Обратите внимание! Если уполномоченный орган не принимает решение в указанные сроки или такой орган в муниципалитете вообще отсутствует, обязанность назначить выборы переходит к избирательной комиссии или их назначает соответствующий суд общей юрисдикции (этот вопрос мы подробно рассмотрели выше).

Подготовка к выборам

Непосредственная подготовка к местным выборам включает в себя следующие мероприятия:

  1. Формирование/уточнение границ избирательных участков.
  2. Составление списков избирателей. Занимается этим территориальная избирательная комиссия, после чего списки передаются для уточнения главе МО. Далее списки отправляются в избирательную комиссию — после назначения дня голосования и формирования избирательной комиссии.
  3. Формирование бюллетеней для голосования. Бюллетени печатаются на русском языке типографским способом. Они изготавливаются исключительно по распоряжению соответствующей избирательной комиссии.
  4. Передача сформированного списка избирателей участковым избирательным комиссиям. На участках такие комиссии могут дополнительно разбить полученные списки избирателей на отдельные книги для удобства организации выборов. Списки избирателей по обращениям самих избирателей могут быть уточнены (например, в случае невключения гражданина, обладающего активным избирательным правом, в такой список).
  5. Извещение избирательной комиссией населения о контактных данных участковой избирательной комиссии, режиме ее работы, дне, времени и месте голосования.
  6. Подготовка избирательными комиссиями помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования.
  7. Оповещение избирательными комиссиями избирателей о кандидатах, прошедших регистрацию.
  8. Проведение зарегистрированными кандидатами предвыборной агитации, контроль за правилами ее проведения со стороны избирательных комиссий.

Порядок голосования

О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии должны известить избирателей не позднее чем за установленное местным законодательством количество дней до даты голосования через СМИ или иным способом.

В дату выборов непосредственно перед открытием для избирателей помещений, в которых будет проводиться голосование, председатель участковой комиссии обязан предъявить к осмотру членам участковой комиссии пустые ящики для голосования. Емкости для бюллетеней далее опечатываются и подлежат опломбированию.

Бланк избирательного бюллетеня для местных выборов Скачать

Каждый избиратель голосует самостоятельно и делает выбор в соответствии с собственными убеждениями, голосование за других избирателей запрещено. Бюллетени выдаются избирателям по предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина.

Бюллетень заполняется избирателем лично в специально оборудованной кабине, где вместе с голосующим не могут одновременно присутствовать другие граждане.

Далее заполненные бюллетени опускаются избирателями в опломбированные емкости для голосования либо в специальные техсредства подсчета голосов.

Подведение итогов голосования

Подсчет полученных голосов должен быть начат сразу после завершения времени голосования и не может прерываться до момента установления итогов выборов, о которых должны быть уведомлены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.

Решение об итогах проведения выборов на соответствующем избирательном участке должно быть оформлено специальным протоколом.

Бланк протокола избиркома по итогам голосования Скачать

Финансирование местных выборов

Средства на подготовку и проведение выборов, покрытие сопутствующих данным мероприятиям расходов, обучение организаторов выборов и избирателей выделяются на эти цели из местного бюджета. Выделение финансов происходит по утвержденной бюджетной росписи о распределении расходов бюджета в регламентированный срок со дня обнародования решения о назначении выборов (этот срок также определен НПА муниципалитета).

Главным распорядителем средств является избирательная комиссия МО.

Финансирование муниципальных выборов происходит за счет средств местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели НПА органа МСУ о местном бюджете на очередной фингод.

Избирательная комиссия МО и территориальные комиссии обязаны направлять отчеты об использовании бюджетных средств, выделенных на обеспечение их деятельности, проведение выборов, в высший представительный орган региона или представительные органы МО.

Обратите внимание! Организации, доля участия РФ, субъектов РФ и МО в уставном капитале которых превышает 30% на день официального опубликования решения о назначении выборов, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий. Например, предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения и т. п.

Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов, создаются контрольно-ревизионные службы.

***

Итак, мы выяснили, какие выборы относятся к выборам местного уровня, в чем основные особенности региональных и местных выборов при их организации и проведении. Также мы рассмотрели законодательную базу, регламентирующую данную процедуру.

 

Источники:
Закон Тюменской области от 20 декабря 2013 года №100 "О внесении изменений в Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области"
Комментировать 0
Назад Вперед
Читайте по теме
Оставить комментарий
Отправить