Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск
07 сентября 2017

Как осуществляется посредничество в коммерческом подкупе?

Посредничество в коммерческом подкупе нередко ошибочно признается одним из вариантов соучастия в преступлении, но оно образует самостоятельный состав преступления. В предложенном материале рассмотрены особенности этого уголовно наказуемого деяния и возможная уголовная ответственность за него.

Нормативная база и понятие посредничества при коммерческом подкупе

Состав преступления

Коммерческий подкуп и посредничество в его осуществлении: возможные меры уголовной ответственности

Нормативная база и понятие посредничества при коммерческом подкупе 

Для правильного понимания посредничества в коммерческом подкупе необходимо сначала определить, что представляет собой сам такой подкуп. Ст. 204 УК позволила сформулировать определение коммерческого подкупа как противоправной передачи материальных благ или оказания имущественных услуг лицам, осуществляющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые взамен соглашаются осуществить действия или бездействовать в интересах лица, передающего такие блага или оказывающего услуги, а равно лиц, интересы которых оно представляет.

Кроме того, получение таких благ или услуг управленцем негосударственной организации также подпадает под определение коммерческого подкупа.

Очевидно, что не всегда передача таких благ происходит непосредственно между заинтересованными лицами. Нередко в этом участвует посредник. Под посредничеством в коммерческом подкупе нужно понимать действия лица по поручению одной из сторон коммерческого подкупа, направленные на непосредственную передачу предмета коммерческого подкупа или достижение соглашения между его сторонами.

В УК РФ достаточно конкретно сформулировано понятие подкупа и посредничества при нем, однако некоторые вопросы правоприменения остались неосвещенными, и потребовались разъяснения Пленума ВС, которые он дал в постановлении от 09.07.2013 № 24. В нем можно найти пояснения о терминологии и учете различных значимых для дела обстоятельств при назначении наказания. 

Действия, формирующие посредничество в подкупе 

Субъектом может выступать любое дееспособное лицо, достигшее 16-летнего возраста. Оно может представлять интересы как физических, так и юридических лиц. Ст. 204.1 УК сформулирована таким образом, что это лицо только привлекается к преступлению одной из сторон, не обладая статусом специального субъекта по ст. 204. Более того, должностное лицо, получающее подкуп, впоследствии действует в интересах не посредника, а только лиц, которых оно представляет.

Посредничество в коммерческом подкупе совершается исключительно с умыслом. Посредник понимает, кому и с какой целью передает материальные ценности, и желает их передать. Посредничество выражается:

  • в непосредственной передаче предмета коммерческого подкупа;
  • обещании или предложении посредничества в коммерческом подкупе;
  • иных действиях, направленных на достижение соглашения между сторонами подкупа или передачу его предмета. 

Если одно лицо выступает в качестве посредника при коммерческом подкупе одного должностного лица сразу несколькими лицами, которых не объединяет общий умысел на совершение подкупа, такие действия не могут рассматриваться как одно преступление.

Само деяние считается оконченным с момента получения предмета преступления должностным лицом, за исключением деяний, квалифицируемых по ч. 4 ст. 204.1 УК. В остальных случаях речь может идти только о покушении на преступление. 

Коммерческий подкуп и посредничество в его осуществлении: возможные меры уголовной ответственности 

Части ст. 204.1 в зависимости от наличия квалифицирующих признаков позволят отнести посредничество в коммерческом подкупе к преступлениям различной степени тяжести. Так, ч. 1 указывает на преступления небольшой тяжести, чч. 2 и 4 говорят о деяниях средней тяжести, а ч. 3 относится к тяжким составам.

Необходимо отметить, что виды ответственности за посредничество в подкупе почти аналогичны тем, которые могут применяться к участникам самого подкупа. Однако размеры наказаний за подкуп несколько меньше. Это демонстрирует меньшую степень общественной опасности посредничества по сравнению с подкупом.

При определении меры наказания судьи могут назначить:

  • Штраф. Это наиболее распространенная мера ответственности за рассматриваемые преступления. Он позволяет компенсировать причиненный экономический ущерб и нацелен на исправление осужденного без изоляции от общества. Применяется в качестве как основной, так и дополнительной меры ответственности.
  • Лишение права занимать определенные должности или вести некоторые виды деятельности. Исключительно дополнительная мера наказания, призванная защитить интересы службы от лица, осужденного за коррупционное преступление. Может применяться на срок до 5 лет.
  • Исправительные работы. Применяются только по ч. 1 рассматриваемой статьи на срок до 2 лет.
  • Ограничение свободы. Мера, позволяющая не изолировать в полной мере осужденного от общества. Применяется на срок до 2 лет.
  • Лишение свободы. Применяется, если исправление осужденного вне изоляции от общества не представляется возможным. Срок лишения свободы по таким делам может составлять до 7 лет, но на практике в большинстве случае судьи выбирают более мягкие меры наказания, особенно когда речь не идет о коммерческом подкупе в крупном размере. 

Допускается освобождение от уголовной ответственности за посредничество в коммерческом подкупе, если виновный одновременно:

  • добровольно сообщил о преступлении в правоохранительный орган, уполномоченный возбудить уголовное дело по нему;
  • способствует раскрытию преступления; 

*** 

Итак, участие в коммерческом подкупе в виде посредничества образовало отдельный состав преступления. Лица, его совершающие, преследуют цели, отличные от тех, которые значимы для сторон коммерческого подкупа, и самостоятельно несут уголовную ответственность по ст. 204.1 УК. Квалификация посредничества в подкупе по ст. 203 со ссылкой на ст. 33 УК ошибочна.

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить