Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Правила продажи отдельных видов товаров в 2020 году

Правила продажи отдельных видов товаров 2020 года, так же, как и раньше, регламентируют вопросы взаимодействия покупателей и продавцов в процессе реализации продовольственной и непродовольственной продукции. Контролирующим органом в указанной сфере экономических отношений выступает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. А вот в 2021 году начинают действовать новые правила продажи отдельных видов товаров.
Правила продажи отдельных видов товаров 2020
Фото: Фотобанк Лори

Правила продажи отдельных видов товаров: основные сведения и новые правила

Взаимоотношения между организациями, реализующими товар, и гражданами, приобретающими такую продукцию (покупателями), регулируются ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (далее — ЗоЗПП).

В соответствии с этим законом постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования…» от 19.01.1998 № 55 (далее — постановление № 55, Правила) введены специальные нормы, обязательные для выполнения организациями, занимающимися розничной торговлей продовольственными и непродовольственными товарами, перечисленными в данных Правилах.

Важно! Срок действия Правил продажи, утв. Постановлением № 55 от 19.01.1998 ограничен 2020 годом - с 2021 года Правительство РФ введет новые правила, применимые к розничной купле-продаже, однако пока они не утверждены. Таким образом, все, что изложено далее о правилах продажи, действует только до окончания 2020 года. Посмотреть проект Правил продажи 2021 можно здесь.

Для обозначения сторон в Правилах применяется следующая терминология:

  • покупатель — физическое лицо, приобретающее или использующее конкретную продукцию (либо намеревающееся это сделать) в личных целях, не имеющих связи с предпринимательской деятельностью;
  • продавец — юридическое лицо любой организационно-правовой формы или ИП, реализующие продукцию по соглашению о розничной купле-продаже (п. 2 постановления № 55).

Несоблюдение данных Правил влечет вынесение предупреждения или применение административного штрафа:

  • для физических лиц — в сумме от 300 до 1 500 руб.;
  • для должностных лиц — от 1 000 до 3 000 руб.;
  • для юридических лиц — от 10 000 до 30 000 руб. (ст. 14.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях).  

Обязательства продавца по организации продажи отдельных видов товаров 

Согласно постановлению № 55 Правила продажи отдельных видов товаров обязывают продавца:

  • иметь в предназначенном для торговли помещении оборудование для осуществления измерений, в т. ч. для оценки с помощью такого оборудования покупателем правильности веса, меры и цены приобретаемого товара (п. 7 Правил);
  • иметь книгу отзывов и предложений для предоставления ее покупателю по его требованию (п. 8 Правил);
  • оформить вывеску организации таким образом, чтобы на ней наглядно отображались наименование юрлица, адрес и режим работы фирмы; ИП также размещает в доступных для покупателя местах сведения о госрегистрации и название регистрирующего органа (п. 10 Правил);
  • разместить в доступных для покупателей местах сведения о полученной лицензии (номер, срок действия, дата выдачи, название выдавшего органа), если его деятельность требует лицензирования (п. 10 Правил);
  • своевременно и в наглядной форме предоставлять покупателям сведения о товарах, их свойствах, изготовителях (пп. 11–12, 14–15 Правил);
  • осуществить четкое и единообразное оформление ценников на товарах, в том числе на бумажном или электронном носителе, например, в виде светового табло (п. 19 Правил);
  • принять у покупателя или обменять товар ненадлежащего качества с учетом установленного Правилами регламента (п. 28 Правил). 

Согласно п. 3 Правил продавец может самостоятельно определить режим своей работы (кроме государственных и муниципальных организаций, т. к. их режим зависит от решения органов исполнительной власти или местного самоуправления).

Торговая деятельность продавца должна осуществляться с обязательным соблюдением требований, предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ (п. 5 Правил). В противном случае он может быть привлечен к административной ответственности.  

Общие права покупателя 

В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров покупатель имеет право:

  • в случае необходимости требовать у продавца книгу отзывов и предложений (п. 8 Правил);
  • получать сведения о перечисленных в Правилах реквизитах продавца — организации или ИП, их режиме работы, имеющихся лицензиях (п. 10 Правил);
  • получать информацию о товарах и их производителях в установленном Правилами, федеральным законодательством и другими нормативно-правовыми актами РФ порядке и объеме, а также знакомиться с товарно-сопроводительной документацией на товар (пп. 11–16 Правил);
  • ознакомиться с предлагаемым для продажи товаром самостоятельно или посредством привлечения продавца (п. 17 Правил);
  • отказаться от дополнительных услуг, попутно предлагаемых продавцом при продаже основного товара; потребовать возврата уплаченных денежных средств за услуги, предоставленные покупателю без его согласия (п. 22 Правил);
  • обменять или вернуть продавцу приобретенный непродовольственный товар надлежащего качества в соответствии с условиями, установленными законодательством РФ (п. 26 Правил);
  • вернуть или обменять товар несоответствующего качества на условиях, установленных законодательством РФ (п. 27 Правил). 

Узнать больше о правах покупателя по договору розничной купли-продажи вы можете в системе КонсультантПлюс: оформляйте бесплатный доступ на 2 дня и знакомьтесь с системой.

Продажа товара ненадлежащего качества 

Продавец обязан передать покупателю товар установленного качества, т. е. товар, отвечающий одному или нескольким из следующих требований:

  • качество которого соответствует договору (п. 1 ст. 4 ЗоЗПП);
  • соответствующий стандартным требованиям к аналогичным товарам и пригодный к использованию в обычных целях (п. 2 указанной статьи);
  • соответствующий обязательным требованиям, установленным законом (п. 4 ст. 469 Гражданского кодекса РФ). 

В противном случае качество товара можно считать ненадлежащим.

Продавец должен известить покупателя о наличии у товара недостатков в устной и письменной форме — с помощью отметок на ярлыке товара, чеке и т. д. (п. 11 Правил). В некоторых ситуациях доказательством получения покупателем информации о недостатках товара считается сам факт продажи (например, приобретение в магазине комиссионных и уцененных товаров).

Согласно п. 27 Правил, п. 1 ст. 18 ЗоЗПП покупатель, которому были озвучены недостатки товара, не имеет права обращаться в суд с требованиями относительно указанных недостатков (решение Советского районного суда г. Тулы от 21.01.2015 по делу № 2-48/2015).  

Права покупателя при продаже товара ненадлежащего качества 

В ситуации покупки товара несоответствующего качества, если недостатки такого товара не были заранее озвучены продавцом, покупатель имеет право потребовать от продавца в т. ч.:

  • его замены аналогичным товаром установленного качества;
  • адекватного снижения цены при выявлении недостатков товара, устранить которые невозможно в связи с его определенными свойствами (парфюмерия и косметика, продукты питания, бытовая химия и т. д.);
  • ликвидации недостатков приобретенного товара продавцом на безвозмездной основе и в незамедлительном порядке;
  • компенсации расходов, возникших у покупателя или иного лица при самостоятельной ликвидации недостатков товара;
  • компенсации всех убытков, полученных покупателем вследствие приобретения товара ненадлежащего качества. 

Кроме того, покупатель вправе отказаться от купленного товара и требовать возврата продавцом уплаченной суммы (п. 27 Правил, пп. 1, 3 ст. 18 ЗоЗПП). О срока возврата товаров читайте в статье Каков срок возврата товара ненадлежащего качества?

Продавец, у которого был приобретен товар ненадлежащего качества, обязан принять его у покупателя и при наличии необходимости проверить качество товара. Покупатель имеет право принимать участие в такой проверке (п. 28 Правил). О том, когда производится независимая экспертиза, читайте в материале Независимая экспертиза товара ненадлежащего качества  

Сроки ответственности продавца и изготовителя 

Срок службы:

  • период, на протяжении которого товар может быть использован потребителем по назначению;
  • период, в который предусмотрена ответственность за существенные недостатки товара (п. 1 ст. 5 ЗоЗПП);
  • устанавливается изготовителем;
  • устанавливается в строгом порядке для товаров длительного использования, которые по истечении некоторого времени могут нести определенную опасность (п. 2 ст. 5 ЗоЗПП); в остальных случаях — по усмотрению производителя;
  • начинается с момента продажи товара, а если эту дату установить невозможно — с даты изготовления (п. 30 Правил);
  • ответственное лицо — изготовитель.

Срок годности:

  • отрезок времени, по окончании которого товар считается непригодным к использованию;
  • устанавливается изготовителем на основании госнормативов;
  • устанавливается для товаров, которые полностью потребляются при использовании и потребительские свойства которых ухудшаются со временем, в т. ч. могут стать опасными: пищевых продуктов, парфюмерии и косметики, лекарственных средств, бытовой химии и т. д. (п. 4 ст. 5 ЗоЗПП);
  • начинается с даты изготовления товара (п. 30 Правил).

Продавать товары с прошедшим сроком годности и товары, срок годности которых не определен, хотя должен быть установлен, запрещено (п. 5 той же статьи). 

Гарантийный срок:

  • временной отрезок, на протяжении которого потребитель при выявлении недостатка в товаре может выставить требования, регламентированные ст. 18 и 29 ЗоЗПП;
  • не является обязательным условием для любых видов товара (п. 6 ст. 5 ЗоЗПП);
  • устанавливается изготовителем или продавцом (п. 7 указанной статьи);
  • по общему правилу начинается с момента покупки товара (п. 30 Правил), если иное не указано в договоре купли-продажи;
  • ответственное лицо — изготовитель, продавец, уполномоченное лицо или импортер (п. 6 ст. 5 ЗоЗПП). 

Права покупателя в течение срока ответственности 

В соответствии с п. 30 Правил покупатель может выставить продавцу товара требования, предусмотренные п. 27 Правил, в случае выявления недостатков товара до окончания срока гарантии или годности.

Поскольку речь идет о претензиях конкретно к продавцу, то упоминаются именно эти сроки. Кроме того, требования к изготовителю в течение срока службы товара принимаются только при выявлении существенных недостатков (п. 1 ст. 5 ЗоЗПП), а предусмотренное законодательством определение термина «гарантийный срок» такого уточнения (существенные) не содержит.

Если срок гарантии или годности на товар не установлен, требования по поводу выявленных недостатков могут быть предъявлены покупателем в разумный срок, ограниченный 2 годами с момента продажи товара. Однако законодательством или условиями договора этот срок может быть увеличен (п. 31 Правил).

Если предусмотрен гарантийный срок менее 2 лет, то по истечении такого срока гарантии, но в пределах 2 лет с даты его начала покупатель также может выставить требования к продавцу относительно обнаруженных недостатков (п. 30 Правил). 

Соблюдение правил продажи отдельных видов товаров 

Правила продажи отдельных видов товаров помимо общих требований к организации процесса содержат нормы реализации конкретных групп продовольственной и непродовольственной продукции. Зачастую продавцы (организации, ИП) положениями глав II–XIX указанных Правил пренебрегают, за что привлекаются к административной ответственности.

Например, дополнительное взвешивание расфасованной продовольственной продукции может быть расценено судом как нарушение ст. 14.7 закона № 195-ФЗ — обман потребителей. Новое значение веса может в большую сторону отличаться от указанного на маркировке, что приводит к обвесу и завышению цены (решение АС Свердловской области от 07.09.2010 по делу №А60-22265/2010-С9).

Если реализация какой-либо продукции допустима только после оформления необходимых сертификатов соответствия, то такие документы должны не только иметься у организации-продавца, но и предоставляться для изучения покупателям в случае пожелания последних (постановление ФАС Уральского округа от 12.01.2011 № Ф09-10914/10-С1 по делу № А76-10013/2010-59-335, Апелляционное определение Самарского областного суда от 25.04.2019 по делу № 33-5081/2019 ).

Особенно часто в судебной практике рассматриваются вопросы обжалования постановлений, вынесенных в связи с ненадлежащим исполнением требований главы I Правил. Так, реализация товаров без размещения на ценнике наименования продукта (Постановление 16-го ААС от 24.04.2019 по делу № А15-4835/2018) или доведение сведений о продукте до покупателя путем представления документации только в сети интернет (постановление ФАС Уральского округа от 11.11.2010 по делу № А60-23171/2010-С6) являются нарушением Правил.  

Правила продажи товаров дистанционным способом 

Правила продажи товаров дистанционным способом утверждены постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612.

Процесс продажи в данном случае имеет определенные особенности:

  • покупатель не имеет возможности ознакомиться с товаром путем непосредственного осмотра, вся информация предоставляется продавцом в виде описания продукции, размещенной в каталогах, буклетах, на фотоснимках и т. д., распространяемых посредством почтовой связи, сети интернет, теле- и радиоканалов и др. (п. 2 указанных Правил);
  • продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товара (п. 3 Правил);
  • недопустима реализация алкоголя и иной продукции, свободная продажа которых ограничена или запрещена законами РФ (п. 5 Правил);
  • покупатель выражает свое намерение приобрести товар посредством отправки продавцу сообщения с необходимой информацией (п. 14 правил);
  • обязательства продавца, связанные с передачей товара, возникают с момента получения сообщения от покупателя (п. 18 Правил). 

В связи с особенностями средств дистанционной передачи товаров Правилами установлены специальные сроки:

  • отказа покупателя от товара — в любое время до его получения или в течение 7 дней после (п. 21 Правил);
  • передачи товара продавцом покупателю — в сроки, предписанные договором; при их отсутствии в договоре — в разумные сроки или в течение 7 дней после предъявления покупателем требований о предоставлении товара (п. 23 Правил).  

***

Таким образом, положения Правил продажи отдельных видов продуктов коррелируют с положениями ЗоЗПП. Пренебрежение Правилами, в т. ч. ненадлежащее выполнение их требований, может повлечь для продавца административную ответственность. Перечень групп товаров, на которые распространяют свое действие Правила, размещен в самих Правилах.

Источники:
Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить