Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
С вами
с 2015 года
Рубрикатор
Поиск

Правила продажи отдельных видов товаров в 2021 году

Правила продажи отдельных видов товаров 2021 года регламентируют вопросы взаимодействия покупателей и продавцов в процессе реализации продовольственной и непродовольственной продукции. Контролирующим органом в указанной сфере экономических отношений выступает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Правила продажи отдельных видов товаров 2021
Фото: Фотобанк Лори

Правила продажи отдельных видов товаров: основные сведения и новые правила

Взаимоотношения между организациями, реализующими товар, и гражданами, приобретающими такую продукцию (покупателями), регулируются ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (далее — ЗоЗПП).

В соответствии с этим законом постановлением Правительства РФ  введены специальные нормы, обязательные для выполнения организациями, занимающимися розничной торговлей продовольственными и непродовольственными товарами, перечисленными в данных Правилах.

С 2021 года Правительство РФ ввело постановлением от 31.12.2020 № 2463 новые правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи.

Несоблюдение данных Правил влечет вынесение предупреждения или применение административного штрафа:

  • для физических лиц — в сумме от 300 до 1 500 руб.;
  • для должностных лиц — от 1 000 до 3 000 руб.;
  • для юридических лиц — от 10 000 до 30 000 руб. (ст. 14.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях).  

Обязательства продавца по организации продажи отдельных видов товаров 

Согласно постановлению № 2463 Правила продажи отдельных видов товаров обязывают продавца:

  • иметь в предназначенном для торговли помещении оборудование для осуществления измерений, в т. ч. для оценки с помощью такого оборудования покупателем правильности веса, меры и цены приобретаемого товара;
  • своевременно и в наглядной форме предоставлять покупателям сведения о товарах, их свойствах, изготовителях;
  • осуществить четкое и единообразное оформление ценников на товарах;
  • выдавать кассовый или товарный чек (если обязаность его выдачи предусмотрена законом);
  • давать покупателю ответы на претензии. 

Особенность новых Правил розничной купли-продажи в том, что они детально регулируют особенности розничной торговли для разных способов торговли (в т.ч. дистанционно, через автомат и т.п.), а также для разных видов товаров (продукты, бытовая техника, автомобили, растения и т.п.)

Общие права покупателя 

В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров покупатель имеет право

  • получать информацию о товарах и их производителях в установленном Правилами, федеральным законодательством и другими нормативно-правовыми актами РФ порядке и объеме, а также знакомиться с товарно-сопроводительной документацией на товар;
  • обменять или вернуть продавцу приобретенный непродовольственный товар надлежащего качества в соответствии с условиями, установленными законодательством РФ ;
  • вернуть или обменять товар несоответствующего качества на условиях, установленных законодательством РФ. 

Узнать больше о правах покупателя по договору розничной купли-продажи вы можете в системе КонсультантПлюс: оформляйте бесплатный доступ на 2 дня и знакомьтесь с системой.

Продажа товара ненадлежащего качества 

Продавец обязан передать покупателю товар установленного качества, т. е. товар, отвечающий одному или нескольким из следующих требований:

  • качество которого соответствует договору (п. 1 ст. 4 ЗоЗПП);
  • соответствующий стандартным требованиям к аналогичным товарам и пригодный к использованию в обычных целях (п. 2 указанной статьи);
  • соответствующий обязательным требованиям, установленным законом (п. 4 ст. 469 Гражданского кодекса РФ). 

В противном случае качество товара можно считать ненадлежащим.

Продавец должен известить покупателя о наличии у товара недостатков в устной и письменной форме — с помощью отметок на ярлыке товара, чеке и т. д. (п. 11 Правил). В некоторых ситуациях доказательством получения покупателем информации о недостатках товара считается сам факт продажи (например, приобретение в магазине комиссионных и уцененных товаров).

Согласно п. 27 Правил, п. 1 ст. 18 ЗоЗПП покупатель, которому были озвучены недостатки товара, не имеет права обращаться в суд с требованиями относительно указанных недостатков (решение Советского районного суда г. Тулы от 21.01.2015 по делу № 2-48/2015).  

Права покупателя при продаже товара ненадлежащего качества 

В ситуации покупки товара несоответствующего качества, если недостатки такого товара не были заранее озвучены продавцом, покупатель имеет право потребовать от продавца в т. ч.:

  • его замены аналогичным товаром установленного качества;
  • адекватного снижения цены при выявлении недостатков товара, устранить которые невозможно в связи с его определенными свойствами (парфюмерия и косметика, продукты питания, бытовая химия и т. д.);
  • ликвидации недостатков приобретенного товара продавцом на безвозмездной основе и в незамедлительном порядке;
  • компенсации расходов, возникших у покупателя или иного лица при самостоятельной ликвидации недостатков товара;
  • компенсации всех убытков, полученных покупателем вследствие приобретения товара ненадлежащего качества. 

Кроме того, покупатель вправе отказаться от купленного товара и требовать возврата продавцом уплаченной суммы (пп. 1, 3 ст. 18 ЗоЗПП). О срока возврата товаров читайте в статье Каков срок возврата товара ненадлежащего качества?

Продавец, у которого был приобретен товар ненадлежащего качества, обязан принять его у покупателя и при наличии необходимости проверить качество товара. Покупатель имеет право принимать участие в такой проверке (п. 28 Правил). О том, когда производится независимая экспертиза, читайте в материале Независимая экспертиза товара ненадлежащего качества  

Сроки ответственности продавца и изготовителя 

Срок службы:

  • период, на протяжении которого товар может быть использован потребителем по назначению;
  • период, в который предусмотрена ответственность за существенные недостатки товара (п. 1 ст. 5 ЗоЗПП);
  • устанавливается изготовителем;
  • устанавливается в строгом порядке для товаров длительного использования, которые по истечении некоторого времени могут нести определенную опасность (п. 2 ст. 5 ЗоЗПП); в остальных случаях — по усмотрению производителя;
  • начинается с момента продажи товара, а если эту дату установить невозможно — с даты изготовления (п. 30 Правил);
  • ответственное лицо — изготовитель.

Срок годности:

  • отрезок времени, по окончании которого товар считается непригодным к использованию;
  • устанавливается изготовителем на основании госнормативов;
  • устанавливается для товаров, которые полностью потребляются при использовании и потребительские свойства которых ухудшаются со временем, в т. ч. могут стать опасными: пищевых продуктов, парфюмерии и косметики, лекарственных средств, бытовой химии и т. д. (п. 4 ст. 5 ЗоЗПП).

Продавать товары с прошедшим сроком годности и товары, срок годности которых не определен, хотя должен быть установлен, запрещено (п. 5 той же статьи). 

Гарантийный срок:

  • временной отрезок, на протяжении которого потребитель при выявлении недостатка в товаре может выставить требования, регламентированные ст. 18 и 29 ЗоЗПП;
  • не является обязательным условием для любых видов товара (п. 6 ст. 5 ЗоЗПП);
  • устанавливается изготовителем или продавцом (п. 7 указанной статьи);
  • по общему правилу начинается с момента покупки товара (п. 30 Правил), если иное не указано в договоре купли-продажи;
  • ответственное лицо — изготовитель, продавец, уполномоченное лицо или импортер (п. 6 ст. 5 ЗоЗПП). 

Права покупателя в течение срока ответственности 

В соответствии с п. 30 Правил покупатель может выставить продавцу товара требования, предусмотренные п. 27 Правил, в случае выявления недостатков товара до окончания срока гарантии или годности.

Поскольку речь идет о претензиях конкретно к продавцу, то упоминаются именно эти сроки. Кроме того, требования к изготовителю в течение срока службы товара принимаются только при выявлении существенных недостатков (п. 1 ст. 5 ЗоЗПП), а предусмотренное законодательством определение термина «гарантийный срок» такого уточнения (существенные) не содержит.

Если срок гарантии или годности на товар не установлен, требования по поводу выявленных недостатков могут быть предъявлены покупателем в разумный срок, ограниченный 2 годами с момента продажи товара. Однако законодательством или условиями договора этот срок может быть увеличен (п. 31 Правил).

Если предусмотрен гарантийный срок менее 2 лет, то по истечении такого срока гарантии, но в пределах 2 лет с даты его начала покупатель также может выставить требования к продавцу относительно обнаруженных недостатков.

Соблюдение правил продажи отдельных видов товаров 

Правила продажи отдельных видов товаров помимо общих требований к организации процесса содержат нормы реализации конкретных групп продовольственной и непродовольственной продукции. Зачастую продавцы (организации, ИП) положениями глав II–XIX указанных Правил пренебрегают, за что привлекаются к административной ответственности.

Например, дополнительное взвешивание расфасованной продовольственной продукции может быть расценено судом как нарушение ст. 14.7 закона № 195-ФЗ — обман потребителей. Новое значение веса может в большую сторону отличаться от указанного на маркировке, что приводит к обвесу и завышению цены (решение АС Свердловской области от 07.09.2010 по делу №А60-22265/2010-С9).

Если реализация какой-либо продукции допустима только после оформления необходимых сертификатов соответствия, то такие документы должны не только иметься у организации-продавца, но и предоставляться для изучения покупателям в случае пожелания последних (постановление ФАС Уральского округа от 12.01.2011 № Ф09-10914/10-С1 по делу № А76-10013/2010-59-335, Апелляционное определение Самарского областного суда от 25.04.2019 по делу № 33-5081/2019 ).

Особенно часто в судебной практике рассматриваются вопросы обжалования постановлений, вынесенных в связи с ненадлежащим исполнением требований главы I Правил. Так, реализация товаров без размещения на ценнике наименования продукта (Постановление 16-го ААС от 24.04.2019 по делу № А15-4835/2018) или доведение сведений о продукте до покупателя путем представления документации только в сети интернет (постановление ФАС Уральского округа от 11.11.2010 по делу № А60-23171/2010-С6) являются нарушением Правил.  

Правила продажи товаров дистанционным способом 

Правила продажи товаров дистанционным способом содержатся в п.п. 12-27 Правил продажи товаров по договорурозничной купли-продажи.

Процесс продажи в данном случае имеет определенные особенности:

  • продавец заключает договор купли-продажи с любым покупателем, принявшим его предложение в Интернете,
  • товары, в отношении которых требуются предварительные переговоры с менеджером по наличию товара, его количеству и т.п. не подлежат продаже в розницу,
  • на сайте магазина обязательно указываются реквизиты юридического лица (название и фирменное наименование, адрес, контактные телефоны)

***

Таким образом, положения Правил продажи отдельных видов продуктов коррелируют с положениями ЗоЗПП. Пренебрежение Правилами, в т. ч. ненадлежащее выполнение их требований, может повлечь для продавца административную ответственность. Перечень групп товаров, на которые распространяют свое действие Правила, размещен в самих Правилах.

Источники:
Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить