Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
С вами
с 2015 года
Рубрикатор
Поиск

Правила оказания услуг общественного питания в 2021 году

Правила оказания услуг общественного питания – 2021 — это только один нормативный акт из целого комплекса официальной документации, регламентирующей правоотношения в сфере предоставления услуг общепита. Обращаем внимание, что Правительство меняет все правила, касающиеся общепита (правила торговли, СанПиН), с 2021 года и кратко рассказываем, что изменится.
Правила оказания услуг общественного питания 2020
Фото: Фотобанк Лори

Правила оказания услуг общественного питания: основные положения

Указанные правила регламентируют правоотношения между потребителями и исполнителями в области предоставления услуг общепита (п. 1 Правил оказания услуг общественного питания, утв. постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036, далее — Правила).

Сторонами таких правоотношений являются:

  • Потребитель — физлицо, использующее услуги общепита или намеревающееся это сделать. При этом цель получения услуг не должна иметь связи с предпринимательской деятельностью такого лица.
  • Исполнитель — юрлицо любой организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю услуги общепита за определенную плату.
Профстандарт повара Подробнее

Помимо услуг общепита в части изготовления продукции и организации условий ее потребления на месте, обслуживания потребителей, Правила регламентируют изготовление и реализацию полуфабрикатов, готовых блюд. В этих ситуациях к правоотношениям, образующимся между исполнителем и потребителем, в части, не урегулированной Правилами, применяются Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (подробнее о них – в статье Правила продажи отдельных видов товаров.

Защита интересов потребителей в названной сфере производится на основании закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I (далее – закон № 2300-I). 

Правила оказания услуг общественного питания 1997 года прекратили действовать 31.12.2020: с 01.01.2021 вступили в силу новые Правила для общепита (утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515).

Полный текст новых Правил общепита, действующих с 2021 года, ищите в системе КонсультантПлюс: рекомендуем оформить здесь бесплатный доступ на 2 дня, который позволит читать все материалы системы.

Предоставление информации об услугах

Одним из ключевых моментов, урегулированных Правилами, является регламент предоставления потребителю всей необходимой информации, к которой законодателем отнесены:

  1. Сведения о самом исполнителе, режиме его работы и т.п. согласно ст. 10 закона"О защите прав потребителей" (п. 11 Правил).
  2. Полностью состав блюда с указанием способов приготовления, объем или масса порций
  3. Пищевая ценность блюда (аналогично упаковкам товаров в магазинах - содержание белкой, жиров, углеводов, количество калорий, а также содержание микро и макроэлементов, если блюдо ими специально обогащали).
  4. Прейскуранты и условия обслуживания.

Эти сведения размещаются в свободном для потребителя доступе по правилам закона "О защите прав потребителей", т.е. в наглядной и доступной форме, на русском языке (п. 12 Правил).

Важно! Новые Правила 2021 требуют обязательно довести до потребителя намного больше сведений: к вышеперечисленным добавляются наименование и рецептура блюд, перечень калорийности и входящих в них витаминов и микроэлементов, масса готовой еды и объем бокалов и стопок с алкоголем. Всю эту информацию разрешается разместить в меню или прейскуранте.
Цена блюда должна зависеть от цены использованных продуктов.

Исполнителю надлежит завести книгу отзывов и предложений, которая также должна быть размещена в доступном для потребителя месте или быть предоставлена по его запросу (п. 8 Правил).

Пренебрежение указанными выше требованиями является нарушением и влечет применение к нарушившему их исполнителю мер административной ответственности (см. постановление АС Западно-Сибирского округа от 22.07.2015 по делу № А03-18409/2014). 

Запрет чаевых

Еще одно новшество правил оказания услуг общепита - запрет молчаливого включения в заказ "чаевых". "комиссионных" и любых других доплат (п. 19 новых Правил). Чаевые взимаются только с согласия клиента и, по мнению Роспотребнадзора (письмо от 30.09.2020 N 02/20213-2020-27), могут быть отражены в кассовом чеке в качестве выручки.

Почему запретили включать чаевые в счет? Это прямо отражение нормы ст. 16 Закона о защите прав потребителей, которая запрещает обусловливать покупку одних товаров или услуг приобретением других. 

Предприятия общепита

Услуги общепита должны предоставляться населению в специальных заведениях, именуемых местами общепита, типы и классы которых, а также требования к ним определяются исполнителем на основании государственного стандарта.

Важно! ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания…», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 № 475-ст, в данный момент не действует. Вместо него с 01.01.2016 введен новый ГОСТ «Межгосударственный стандарт. Услуги…», утвержденный приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст (далее — ГОСТ 30389-2013).

В соответствии с п. 3.1 ГОСТ 30389-2013 предприятием общепита признается имущественный комплекс, который используется юрлицом или ИП для оказания услуг общепита, в т. ч.:

  • производства продукции общепита;
  • организации условий для употребления и продажи названной продукции как на месте ее производства, так и на других территориях (например, посредством выполнения заказов);
  • а также предоставления иных дополнительных услуг. 

Еще одно новшество с 2021 года - СанПиН 2.3/2.4.3590-20, который меняет санитарные правила к организациям общепита. Старые санитарные правила (СП 2.3.6.1254-03; СанПиН 2.3.2.1940-05; СП 2.3.6.2202-07) отменяются также с 01.01.2021.
Например в 2021 уже нельзя будет заправлять соусом блюда "на вынос" - соус необходимо упаковать отдельно. Узнать, что еще нового принесут СанПин в 2021 году можно из нашего материала "С 01.01.2021 действуют новые санитарные требования для общепита".

Классификация предприятий общепита по характеру деятельности и типам

Актуальная в 2021 году классификация (п. 4.1 ГОСТ 30389-2013) объектов общепита по характеру деятельности предприятия выглядит следующим образом:

  1. Предприятия, занимающиеся производством продукции общепита с возможностью осуществления ее доставки до потребителя:
  • заготовочные фабрики;
  • цехи по изготовлению полуфабрикатов и изделий кулинарии;
  • специализированные кулинарные цехи;
  • предприятия бортового питания и т. д.
  1. Предприятия, занимающиеся производством продукции, ее продажей, а также предоставляющие условия для потребления продукции на месте или на вынос с возможностью доставки:
  • рестораны;
  • кафе;
  • бары;
  • столовые;
  • предприятия (объекты) быстрого обслуживания;
  • закусочные;
  • кафетерии;
  • буфеты.
  1. Предприятия, занимающиеся продажей продукции и предоставляющие условия для ее потребления на месте:
  • магазины;
  • отделы.
  1. По типам (т. е. специфическим условиям предоставления услуг, ассортименту продукции и техоснащенности) объекты общепита делятся:
  • на рестораны;
  • кафе;
  • бары;
  • столовые;
  • предприятия быстрого обслуживания;
  • буфеты;
  • кафетерии;
  • магазины (отделы) кулинарии.

Внутри каждого типа предприятий общепита также производится дифференциация в зависимости от предлагаемого ассортимента продукции, интересов потребителей, месторасположения, методов и форм обслуживания (см. пп. 4.2–4.3 ГОСТ 30389-2013). 

Оплата дополнительных услуг предприятий общепита

Исполнитель может предлагать потребителю и дополнительные возмездные услуги (п. 19 Правил). Предоставить некую дополнительную услугу по собственной инициативе без согласования с потребителем, а потом требовать платы за нее исполнитель не может: потребитель правомочен отказаться от ее оплаты или потребовать возврата уже уплаченных за нее денег. Аналогичная норма закреплена и в п. 2 ст. 16 закона № 2300-I.

Предприятие общепита может по собственному усмотрению определить спектр оказываемых услуг. К дополнительным услугам относятся (п. 5.16 ГОСТ 30389-2013):

  • организация и осуществление кейтеринга;
  • музыкальное сопровождение или иные мероприятия развлекательной направленности;
  • обслуживание банкетов и спецмероприятий;
  • услуги консалтингового характера;
  • вызов такси по заказу (просьбе) потребителей;
  • предоставление парковочных мест или охраняемая стоянка для транспорта на территории предприятия.

Таким образом, включение в счет потребителя дополнительных строк (сумму чаевых, отдельную плату за обслуживание, оплату шоу-программ и т. д.) можно считать правомерным, только если их содержание было объявлено потребителю до заключения  с ним договора.

Информация о предоставлении заведением дополнительной оплачиваемой услуги, например живой музыки, должна быть доступна потребителю для ознакомления: размещена на видном месте или озвучена представителем предприятия. Узнавая об услуге по факту, потребитель лишается законного права выбирать, пользоваться допуслугой или нет (п. 24 Правил).

Запрещено обусловливать получение одних услуг приобретением некоторых других (п. 2 ст. 16 закона № 2300-I). Так, заказ 1 блюда не может связывать потребителя обязательством заказать к нему другое и т. д. 

Отказ в предоставлении услуг общепита

П. 4 Правил 2021, закрепляющий право исполнителя на свое усмотрение устанавливать правила поведения для потребителей, не вступающие в противоречие с нормами законодательства РФ, может быть истолкован толкуется исполнителем неверное и влечет ущемление прав потребителей. Например, установление т. н. фейс-контроля и дресс-кода и т. д.

Такие правила, установленные исполнителем, незаконны по следующим основаниям:

  • Правила, устанавливаемые предприятием общепита, не должны противоречить закону. Вместе с тем договор оказания услуг общепита по своей сути является публичным и подлежит заключению со всяким лицом, обратившимся к данному предприятию за названной услугой (п. 16 Правил, п. 3 ст. 426 Гражданского кодекса РФ). То есть, гражданин может быть не допущен в заведение, лишь если он нарушает общественный порядок или несет угрозу жизни и здоровью других посетителей.
  • Формулировка внутренних правил поведения посетителей предприятия общепита «отказать в предоставлении услуг без объяснения причин» нарушает положения п. 14 Правил о том, что посетитель имеет право ознакомиться с условиями обслуживания как в зале, так и вне его границ.

Важно! Новые Правила оказания услуг общепита не разрешают исполнителю на свое усмотрени ограничивать потребителя в услугах: отказать потребителю можно только по основаниям, установленным в Гражданском кодексе и Законе о защите прав потребителей. Правила оказания услуг, установленные исполнителем, не должны противоречит законодательству РФ.

Ответственность исполнителя за несоответствующее предоставление услуги

К исполнителю, нарушившему Правила, могут быть применены меры административной или уголовной ответственности в зависимости от вида нарушения.

Так, в рамках Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) упомянутое лицо может быть привлечено к ответственности в т. ч.:

  • за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к организации общепита (ст. 6.6 КоАП РФ).
  • Предоставление гражданам услуг несоответствующего качества или с несоблюдением требований нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления работ или оказания услуг населению. В рассматриваемом случае — Правил (ст. 14.4 КоАП РФ).
  • Обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ).
  • Нанесение ущерба ряду других прав потребителей (ст. 14.8 КоАП РФ).
  • Реализацию товаров, предоставление услуг при отсутствии регламентированной информации для ознакомления потребителя, а также неиспользование обязательной к применению контрольно-кассовой аппаратуры (ст. 14.5 КоАП РФ). Когда такое использование обязательно, можно выяснить из статей Применение ККМ при ЕНВД  и ККТ для ИП - регистрация и применение.

Уголовный кодекс РФ (далее –УК РФ) также предусматривает ответственность за несоблюдение закона в сфере общепита. Так, за предоставление услуг, не соответствующих требованиям безопасности, могут быть назначены меры уголовной ответственности — от штрафа до лишения свободы с максимальным сроком 10 лет (ст. 238 УК РФ). 

***

Итак, участниками правоотношений в рамках предоставления услуг общепита, регламентированных Правилами, выступают исполнитель (всегда юрлицо или ИП) и потребитель (всегда физлицо). При этом цель получения названных услуг не должна быть связана с предпринимательской деятельностью последнего.

Право исполнителя установить свои правила поведения потребителей на территории предприятия общепита не должно идти вразрез с действующим законодательством и ущемлять права граждан. Требование платы за дополнительные услуги, предоставленные без согласия потребителя, неправомерно. За нарушения в сфере предоставления услуг общепита могут быть назначены меры как административной, так и уголовной ответственности.

Источники:
Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить