Отказ от товара в интернет-магазине: основные особенности
Выделим основные положения, на которые надлежит опираться при отказе от товара без дефектов, заказанного в интернет-магазине:
- Сроки, в течение которых покупатель может отказаться от такого товара (ст. 26.1 закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I, далее — закон «О ЗПП», п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом», утв. постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612. далее — правила № 612). Условия применения соответствующих положений отражены в таблице.
- Требования к характеристикам возвращаемой вещи:
- Обеспечена сохранность товарного вида и потребительских характеристик такой вещи.
- Обеспечена сохранность документа, с помощью которого можно подтвердить приобретение данного товара у соответствующего продавца. Если такой документ отсутствует, у заказчика есть право привести иные доказательства в подтверждение свершения данной покупки (см. ст. «Можно ли осуществить возврат товара без чека (нюансы)?»).
- Товар не относится к категории вещей с индивидуально-определенными характеристиками, которые могут быть применены по своему назначению только конкретно заказавшим их субъектом.
Если покупатель совершил отказ от заказанного им в интернет-магазине товара, то продавец должен возвратить ему внесенную по договору купли-продажи сумму, за исключением стоимости доставки товара от покупателя продавцу. Срок исполнения требования — 10 дней с момента предъявления покупателем упомянутого требования.
Возможно, читателю также будет полезен наш материал «Законопроект об ужесточении правил интернет-торговли».
Отказ от товара ненадлежащего качества
Покупатель может отказаться от заказанного в интернет-магазине и уже оплаченного и полученного товара в т. ч. по причине того, что в нем выявлены определенные недостатки. В этом случае закон определяет, что необходимо руководствоваться общими положениями ст. 18–24 закона «О ЗПП» (п. 5 ст. 26.1 указанного закона).
Если в купленной вещи был выявлен дефект, то потребитель может требовать у продавца в общем случае:
- замены на аналогичный товар этой же марки или иной фирмы, но с перерасчетом цены;
- пропорционального снижения цены;
- исправления дефектов за счет продавца или компенсации за их исправление собственными силами покупателя;
- расторжения договора купли-продажи с возвратом покупателю уплаченных за товар средств.
Общий срок предъявления указанных требований ограничивается гарантийным сроком на такой товар или сроком годности (п. 1 ст. 19 закона «О ЗПП»). Если такие сроки не установлены, то покупатель правомочен обратиться к продавцу с вышеперечисленными требованиями в разумный срок, но до истечения 2 лет с момента передачи товара покупателю.
ВАЖНО! При продаже товаров через интернет-магазин срок годности или гарантийный срок исчисляется с момента доставки товара покупателю (п. 2 ст. 19 закона «О ЗПП»).
Помимо этого, покупатель может требовать от продавца:
- возмещения всех убытков, связанных с наличием в товаре дефектов;
- выплаты неустойки;
- компенсации морального вреда (см. ст. «Моральный вред по закону о защите прав потребителей»).
С продавца в случае неисполнения им на добровольной основе требований покупателя может быть взыскан и штраф, равный половине суммы удовлетворенных в судебном порядке требований покупателя (об этом — в нашей статье «Размер штрафа по закону о защите прав потребителей»).
Действия покупателя при отказе от товара
Рассмотрим возможные ситуации отказа от купленного в интернет-магазине товара.
Существует и еще одна достаточно распространенная ситуация: заказ получен, оплачен, но имеет недостатки. Данная ситуация в деталях рассмотрена в статье «Как происходит процедура возврата товара в интернет-магазин?».
***
Итак, покупатель может отказаться от купленного в интернет-магазине товара соответствующего качества в любой момент до получения такого товара и в течение 7 дней с момента его получения. Отказ от товара с дефектами происходит по общим правилам закона «О ЗПП».
Покупатель может отказаться от вещи надлежащего качества, купленной в интернет-магазине, без объяснения причин.
Подписывайтесь на канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!