Минфин РФ и ФАС высказали совместную позицию в отношении проверок в сфере госзакупок, регулируемых законом «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (совместное письмо Минфина России № 24-04-06/55025 и ФАС России № РП/59080/17 от 25.08.2017). Контроль в сфере закупок осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок:
- федеральным контрольным органом исполнительной власти (ФАС РФ);
- контрольным органом исполнительной власти субъекта РФ;
- контрольным органом местного самоуправления (ч.3 ст.99 закона № 44-ФЗ).
При этом каждый контрольный орган вправе проводить плановые проверки в отношения закупок соответствующего уровня. При проведении внеплановых проверок ФАС может проверять закупки для обеспечения любых нужд, контрольный орган исполнительной власти субъекта РФ – закупки для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, контрольный орган местного самоуправления – только закупки для обеспечения муниципальных нужд. Контроль закупок при проведении электронных аукционов, а также в отношении операторов электронных площадок возложен исключительно на федеральный контрольный орган исполнительной власти (ФАС) (ч.4 ст.99 закона № 44-ФЗ).
Таким образом, в период с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта, проверки может проводить только ФАС РФ. Контрольные органы исполнительной власти субъекта РФ и местного самоуправления вправе проводить проверки до начала и после окончания этого периода.
Помимо этого в письме высказана позиция, что контрольные органы местного самоуправления не вправе, на основании ч.1 ст.23.66 КоАП РФ:
- составлять протоколы об административных правонарушениях;
- рассматривать дела об административных правонарушениях.
О работе ФАС по вопросам применения законодательства о контрактной системе рассказывает статья «Решения ФАС по 44-ФЗ - судебная практика».