Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск
23 ноября 2018

Высшие суды в РФ

Высший суд РФ — последняя инстанция во всей судебной системе России, главный судебный орган государства, гарантия соблюдения и исполнения прав граждан. В настоящий момент высшими судами в РФ являются Конституционный Суд и Верховный Суд России. Круг полномочий, структуру, процедуру подачи обращений, условия и порядок выборности судей, а также иные особенности функционирования высших судов РФ рассмотрим в настоящей статье.

Правовое регулирование высшей инстанции судебной системы РФ

Некоторые особенности высших судов РФ

Конституционный Суд РФ — суд высшей инстанции РФ по вопросам конституционного контроля

Высшим судебным органом судов общей юрисдикции является Верховный Суд РФ

Право законодательной инициативы Верховного Суда РФ

Порядок обращения в Верховный Суд РФ

Правовое регулирование высшей инстанции судебной системы РФ

Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом. Значимость правового положения судебной ветви власти прослеживается в правовом регулировании: основополагающие нормативно-правовые акты, регулирующие структуру судебной системы, приняты в форме федеральных конституционных законов, особенностью которых является специфический порядок принятия, изменения и отмены (ст. 108 Конституции РФ).

Судебная система РФ на настоящий момент выглядит следующим образом (ст. 4 ФКЗ от «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ):

Как видно из представленной схемы, помимо территориального принципа деления градация судебных инстанций происходит также по типу судопроизводства. Так, гражданское, уголовное и административное направления входят в сферу деятельности Верховного Суда РФ, а оставшаяся конституционная ветвь ограничивается Конституционным Судом РФ. Указанное деление на виды судопроизводства также прослеживается в структуре высших судов, о чем будет рассказано далее.

Некоторые особенности высших судов РФ

Наравне с законодательной и исполнительной ветвями власти судебная власть самостоятельна и подчиняется только закону. Вступившие в законную силу постановления любого из судов государства являются обязательными для исполнения на всей территории страны и для всех субъектов права. Неисполнение решений суда, а также проявление неуважения к суду влекут ответственность по ст. 297 Уголовного кодекса РФ.

 

Отличительной особенностью решений высших судов РФ является их окончательность и непреодолимость юридической силы. Ни решения Конституционного Суда, ни решения Верховного Суда обжалованию не подлежат, а потому имеют особую юридическую силу сродни силе закона. Именно поэтому судебная практика в зарубежных странах носит законодательный характер и применяется как источник права. Однако в России мнение суда высшей инстанции может рассматриваться как источник права только после его оформления в виде изменения в соответствующий закон, о чем будет рассказано далее.

Помимо особого порядка создания и регулирования деятельности высших судов РФ специфику имеет также процесс их упразднения: Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, в отличие от остальных элементов судебной системы, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ (ст. 17 закона о судебной системе). Примером служит Высший арбитражный суд. Он функционировал на основании ст. 127 Конституции и ФКЗ от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ст. 9–23), упразднен на основании закона РФ о поправке к Конституции РФ «О ВС РФ и прокуратуре РФ» от 05.02.2014 № 2-ФКЗ.

Конституционный суд РФ — суд высшей инстанции РФ по вопросам конституционного контроля

Высший суд РФ по вопросам конституционного контроля — Конституционный Суд РФ (далее — КС):

  • самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть в рамках своих полномочий;
  • решает исключительно вопросы права;

  • состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, при этом срок их деятельности не ограничен (ст. 4 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ);
  • правомочен осуществлять свою деятельность при наличии 2/3 от общего числа судей;
  • функционирует по самостоятельно разработанному и принятому внутреннему регламенту (последняя редакция от 10.10.2017).

В отличие от предшествующей редакции закона о КС, на настоящий момент КС структурно не разделяется на палаты. Однако помимо судей в КС функционирует аппарат КС, который осуществляет организационное, информационное, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение деятельности КС.

Аппарат КС состоит:

  • Из секретариата. Рассматривает в предварительном порядке поступающие в КС обращения и осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационное и иное возложенное на него обеспечение деятельности КС (положение о секретариате КС, утв. решением КС от 13.07.2000). Общее руководство деятельностью секретариата возложено на председателя КС, текущее — на руководителя секретариата.
  • Управления государственной службы и кадров.
  • Финансового управления.
  • Управления делами.

Также в целях взаимодействия КС с научными организациями создается научно-консультативный совет (параграф 75 Регламента КС).

Полномочия Конституционного Суда РФ

Выделим некоторые из многочисленных полномочий КС (ст. 3 закона о КС РФ):

  1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
    • федеральных законов, нормативных актов высших государственных органов;
    • региональных нормативных актов, изданных в сферах ведения РФ и совместного ведения РФ и регионов;
    • договоров между органами государственной власти;
    • не вступивших в силу международных договоров РФ.
  2. Разрешает споры о компетенции:
    • между федеральными органами государственной власти;
    • федеральными и региональными органами государственной власти;
    • высшими государственными органами субъектов РФ.
  3. Дает толкование Конституции РФ (например, постановление КС «По делу о толковании ст. 91 и 92 (ч. 2) Конституции…» от 11.07.2000 № 12-П).
  4. Дает заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
  5. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Следует отметить, что право законодательной инициативы использовалось КС несколько раз — при инициировании принятия закона о КС и соответствующих изменений к нему.

Учитывая особую направленность своей деятельности, Конституционный Суд РФ не вправе отходить от заданных Конституцией РФ направлений устройства и функционирования государства. Так, разрешая споры о компетенции, КС обязан исходить из установленного Конституцией РФ разделения власти на судебную, законодательную и исполнительную, не допускать двойственности или смешения полномочий.

Высшим судебным органом судов общей юрисдикции является Верховный Суд РФ

Верховный Суд РФ (далее — ВС) является высшим судебным органом судов общей юрисдикции по делам по разрешению экономических споров, гражданским, уголовным, административным и иным делам, не отнесенным к компетенции КС (ст. 19 ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» от 05.02.2014 № 3-ФКЗ).

ВС осуществляет свою длительность в качестве суда надзорной, апелляционной и кассационной инстанций, а также суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Кроме того, ВС дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в форме:

  • постановлений — обобщенного анализа судебной практики по специальной тематике без ссылки на конкретные дела (например, постановление Пленума ВС «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» от 26.06.2018 № 27);
  • обзоров — подборки актуальных, требующих особого внимания судебных дел с разъяснениями ВС (например, Обзор судебной практики ВС № 2 (2018), утв. Президиумом ВС 28.03.2018).

Деятельность ВС в части разъяснения и обобщения судебной практики направлена на приведение к единообразию позиции судов государства и минимизации двойственности толкования закона.

Разъяснения ВС РФ могут даже стать причиной пересмотра судебного акта, если точка зрения суда высшей инстанции на разрешенный судом вопрос разъяснилась, был сформирован иной подход (например, п. 5 ч. 4 ст. 392 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Всего в ВС работают 170 судей, которые назначаются Советом Федерации Федерального собрания РФ по представлению Президента РФ.

В целях слаженного функционирования ВС формируется аппарат ВС. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики при ВС действует научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом ВС (постановление Пленума ВС от 03.10.2017 № 36).

Структура Верховного Суда РФ

Структура ВС выглядит следующим образом (ст. 3 закона о ВС):

  1. Пленум (постановление Пленума ВС «Об утверждении Регламента Верховного суда РФ» от 07.08.2014 № 2).
  2. Президиум.
  3. Судебные коллегии.
  4. Апелляционная коллегия.
  5. Дисциплинарная коллегия (постановление Пленума ВС «Об утверждении Положения о Дисциплинарной коллегии Верховного суда РФ» от 07.08.2014 № 5).

Как отмечалось ранее в настоящей статье, разделение полномочий КС и ВС происходит по типу судопроизводства. И если к ведению КС относится одно направление, конституционное, то ВС регулирует остальные направления, что без должной организации было бы проблематично.

В этой связи в структуре ВС выделены судебные коллегии по административным, гражданским и уголовным делам, экономическим спорам и делам военнослужащих. Именно они вправе рассматривать дела, отнесенные к ведению ВС в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме того, коллегии дают обобщения судебной практики по вопросам своего ведения и реализуют иные полномочия. Каждая коллегия состоит из председателя, который вместе с тем является заместителем председателя Пленума ВС, а также судей соответствующей коллегии.

Апелляционная коллегия ВС выступает в качестве суда второй инстанции в отношении дел, рассматриваемых в судебных коллегия ВС в качестве суда первой инстанции, а также рассматривает дела по новым и вновь открывшимся фактам. Состоит из председателя, заместителя председателя и 10 судей ВС, избираемых Пленумом ВС по представлению председателя ВС сроком на 5 лет.

Руководящие структуры Верховного Суда РФ — Пленум и Президиум

Пленум ВС состоит из председателя, первого заместителя председателя, заместителей председателя — председателей судебных коллегий и судей. При этом стоит отметить, что по приглашению председателя в заседаниях Пленума вправе принимать участие председатель КС, генеральный прокурор, министр юстиции и другие лица.

Помимо прочих Пленум осуществляет следующие полномочия:

  • рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики;
  • обращается с запросами в КС РФ;
  • утверждает Регламент ВС.

Постановления Пленума принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Пленума, при условии что присутствовало более 2/3 от числа действующих судей ВС, подписываются председателем и секретарем Пленума.

Президиум же состоит из председателя, его заместителей — председателей судебных коллегий и судей и выполняет следующие функции:

  • рассматривает дела в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, вступившие в силу судебные акты;
  • обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий ВС;
  • утверждает положение об аппарате ВС, его структуру и штатное расписание;
  • рассматривает отдельные вопросы судебной практики;
  • осуществляет иные полномочия.

Заседание Президиума проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума.

Постановления Президиума принимаются большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании.

Право законодательной инициативы Верховного Суда РФ

Наряду с высшими органами государственного управления право законодательной инициативы принадлежит КС и ВС в рамках осуществляемой ими деятельности. Как было указано ранее в настоящей статье, КС несколько раз использовал право законодательной инициативы — при внесении закона о КС и поправок к нему.

Деятельность ВС по вопросу законодательной инициативы значительно шире. Так, на настоящий момент за 2018 год ВС внес в Государственную думу РФ 9 проектов федеральных законов (например, постановление Пленума ВС от 21.06.2018 № 25). К постановлению по вопросам законодательной инициативы прикладывается проект изменений соответствующего закона, пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование.

Так, на основании постановления Пленума ВС от 15.03.2016 № 4 был принят ФКЗ «О внесении изменений в статьи 37 и 39 ФКЗ “О военных судах РФ”» от 03.07.2016 № 7-ФКЗ; на основании постановления Пленума ВС от 13.07.2017 № 28 — ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации” и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» от 29.07.2018 № 1-ФКЗ.

Порядок обращения в Верховный Суд РФ

При подаче документов в ВС к ним предъявляются специальные требования для соответствующей категории дел:

  1. По административным делам — гл. 12, 21–23, 26, 27, 34, 35, 36, 37 Кодекса административного судопроизводства РФ.
  2. Гражданским делам — гл. 1, 39, 41, 41.1, 42 Гражданского процессуального кодекса РФ.
  3. Уголовным делам — гл. 45.1, 47.1, 48.1, 49, 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
  4. Делам по разрешению экономических споров — гл. 35, 36.1, 37 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
  5. Делам об административных правонарушениях — гл. 30 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Как и при обращении в иные судебные инстанции, при обращении в ВС заявителем уплачивается госпошлина (ст. 333.17–333.22, 333.36–333.37, 333.40, 333.41 Налогового кодекса РФ).

К подаваемым в ВС документам, которые различаются в зависимости от того, является документ электронным образом оригинального документа на бумажном носителе или изначально созданным в электронный форме, предъявляются следующие требования:

***

В международной практике сложилось два подхода к формированию высших судов страны:

  • моносистемность — один высший суд для всех категорий дел (например, в США);
  • полисистемность — несколько высших судов, рассматривающих соответствующие категории дел (например, в Германии).

Судебная система РФ служит примером второго подхода. Высшие суды РФ разделены по сферам деятельности: ВС, рассматривающий споры, и КС, проверяющий законы на соответствие Конституции. А также существует структурное деление ВС на коллегии по характеру рассматриваемых дел.

***

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить