Общая схема структуры и полномочий Верховного суда РФ
Структура Верховного суда РФ (далее — ВС РФ), его функции и компетенция закреплены в таких источниках права, как:
- Конституция РФ, ст. 126;
- закон «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (далее — закон № 1-ФКЗ), ст. 19;
- закон «О ВС РФ» от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (далее — закон № 3-ФКЗ).
Общая схема структуры Верховного суда РФ и его правомочий, исходя из положений данных документов, выглядит следующим образом.
Согласно ст. 126 Конституции РФ ВС РФ:
- является высшим судебным органом по различным категориям дел;
- осуществляет судебный надзор;
- дает разъяснения по вопросам практики судов.
Структура ВС РФ, исходя из ч. 2 ст. 3 закона № 3-ФКЗ, заключается в том, что в данном органе госвласти образуются:
- Пленум ВС РФ;
- Президиум ВС РФ;
- апелляционная коллегия ВС РФ (далее — апелл. коллегия ВС РФ);
- судебные коллегии по отдельным категориям дел;
- дисциплинарная коллегия ВС РФ (далее — дисцип. коллегия ВС РФ).
Отдельно выделяется судебный департамент при ВС РФ, действующий на основании закона «О судебном департаменте при ВС РФ» от 08.01.1998 № 7-ФЗ, и аппарат ВС РФ, функции и структура которого определяются ст. 17 закона № 3-ФКЗ, а также документами Президиума ВС РФ.
О другом высшем судебном органе, Конституционном суде РФ (далее — КС РФ), и его актах изложено в материалах по ссылкам:
- «Виды решений Конституционного суда РФ и их юридическая сила»;
- «Какова роль постановления Конституционного суда РФ?»;
- «Определение Конституционного суда РФ – значение».
Состав Верховного суда РФ
Итак, состав и структура Верховного суда РФ определены законом № 3-ФКЗ. Структура Верховного суда Российской Федерации в общем виде была обозначена в предыдущем разделе.
Согласно ч. 1 ст. 3 закона № 3-ФКЗ ВС РФ состоит из 170 судей. При этом не во всех странах число судей высшего судебного органа является определенным изначально в правовых документах. Так, в Республике Казахстан численность судей ВС определяется главой страны по представлению председателя суда.
Закон № 3-ФКЗ определяет структуру и полномочия Верховного суда Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 3 данного акта изменить состав ВС РФ можно, только изменив этот документ.
Согласно ч. 1 ст. 4 закона № 3-ФКЗ в формировании ВС РФ задействованы верхняя палата парламента и Президент РФ, причем сенаторы принимают окончательное решение о назначении судей ВС РФ, а глава государства предлагает кандидатов на эти должности.
Состав ВС РФ подробно определен в ч. 2 ст. 4 закона № 3-ФКЗ и включает в себя:
- председателя ВС РФ, его первого заместителя, шесть заместителей — председателей дисцип. коллегии и коллегий по отдельным категориям дел;
- председателя и зампредседателя апелл. коллегии ВС РФ;
- судей.
Председателем ВС РФ в настоящее время является В. М. Лебедев. Информацию о персональном составе его заместителей можно изучить на сайте ВС РФ по ссылке: Заместители председателя ВС РФ. Также на сайте ВС РФ представлена схема руководства и состава ВС РФ, с которой можно ознакомиться по ссылке: Руководство и состав ВС РФ.
Полномочия Верховного суда РФ по осуществлению судебного надзора
Согласно ч. 2 ст. 19 закона № 1-ФКЗ ВС РФ осуществляет надзор, рассматривая дела в качестве суда надзорной инстанции, а также является органом, осуществляющим апелляционное и кассационное слушание дел.
Функции, компетенция ВС РФ и порядок подачи жалоб применительно к отдельным видам судопроизводства раскрыты, в частности, в следующих нормах:
- По гражданским делам — в разд. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ).
- Экономическим спорам — в разд. 6 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
- Уголовным делам — в разд. 15 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
- Административным делам — в гл. 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, разд. 6 и 7 Кодекса административного судопроизводства РФ.
На примере гражданско-правовых споров правомочия ВС РФ по разрешению дел в качестве второй и последующих инстанций заключаются, в частности, в следующем:
- рассмотрение апелляций на решения судов регионального уровня, принятых ими по первой инстанции (п. 3 ст. 320.1 ГПК РФ);
- кассационное слушание в отношении решений судов регионального уровня и на ряд других судебных актов (подп. 3 п. 2 ст. 377 ГПК РФ);
- надзорное рассмотрение дел (ст. 391.1 ГПК РФ).
О подаче кассационной жалобы в ВС РФ, особенностях кассационного и надзорного производства подробнее читайте в наших материалах по ссылкам:
- «Что такое кассация?»;
- «Кассационная жалоба в Верховный суд - образец»;
- «Производство в суде надзорной инстанции»;
- «Судебная ошибка и ее последствия».
Полномочия Верховного суда РФ по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции
В соответствии с ч. 3 ст. 2 закона № 3-ФКЗ ВС РФ рассматривает подсудные ему дела в порядке суда первой инстанции, по новым и вновь открывшимся основаниям.
Данный документ также относит к сфере ВС РФ в качестве суда первой инстанции ряд административных дел и экономических споров. Так, согласно ч. 5 ст. 2 рассматриваемого нормативного правового акта ВС РФ разрешает экономические конфликты:
- между федеральными и региональными госорганами;
- высшими госорганами регионов.
К административным делам, рассматриваемым ВС РФ как судом, первоначально слушающим дело, отнесены, в частности, следующие категории споров.
Категории дел |
Нормативное обоснование — положения закона № 3-ФКЗ |
Оспаривание нормативных актов госкорпораций, госвнебюджетных фондов (например, Пенсионного фонда РФ), федеральных госорганов и Президента РФ
|
П. 1 ч. 4 ст. 2 |
Оспаривание актов федеральных госорганов и ряда других субъектов, разъясняющих положения законодательных актов
|
П. 1.1 ч. 4 ст. 2 |
Оспаривание ненормативных актов ряда федеральных госорганов, включая Госдуму РФ и Правительственную комиссию по иностранным инвестициям
|
П. 2 ч. 4 ст. 2 |
Оспаривание ненормативных актов федеральных органов госвласти, касающихся военной службы
|
П. 2.1 ч. 4 ст. 2 |
Оспаривание решений о приостановлении и прекращении статуса судей, обжалование которых в ВС РФ установлено законодательством
|
П. 3 ч. 4 ст. 2 |
Дела о расформировании Центризбиркома РФ
|
П. 10 ч. 4 ст. 2 |
Ряд других административных дел |
|
Прочие полномочия Верховного суда РФ
Помимо собственно функций по отправлению правосудия, ВС РФ также выполняет ряд других задач, в частности осуществляет следующие действия.
Полномочия |
Нормативное обоснование — положения закона № 3-ФКЗ |
Может инициировать законотворческий процесс по вопросам своего ведения
|
Ч. 6 ст. 2 |
Разрабатывает предложения по изменению правового регулирования
|
Ч. 6 ст. 2 |
Дает разъяснения относительно судебной практики
|
П. 1 ч. 7 ст. 2 |
Может направлять в КС РФ запросы относительно конституционности применяемых источников права
|
П. 2 ч. 7 ст. 2 |
Устанавливает наличие или отсутствие в действиях Президента РФ признаков госизмены или другого преступления, если Госдума инициирует такую процедуру
|
П. 3 ч. 7 ст. 2 |
Дает заключение о наличии признаков преступления в действиях генпрокурора или председателя Следственного комитета РФ
|
П. 4 ч. 7 ст. 2 |
Осуществляет информационное обеспечение своей деятельности, в частности публикует акты ВС РФ
|
П. 6 ч. 7 ст. 2 |
Решает вопросы, связанные с международными соглашениями, с учетом своей компетенции, а также иные вопросы |
П. 5 ч. 7 ст. 2, п. 7 ч. 7 ст. 2 |
Подробнее об осуществлении деятельности ВС РФ читайте в наших материалах по ссылкам:
- «Верховный суд вносит в Госдуму законопроект о примирительных процедурах»;
- «Верховный суд утвердил порядок проведения трансляций судебных заседаний»;
- «Верховный суд утвердил обзор практики разрешения споров, связанных с защитой иностранных инвесторов».
Пленум Верховного суда РФ
В соответствии с ч. 1 ст. 5 закона № 3-ФКЗ Пленум ВС РФ состоит из всех судей ВС РФ. Он функционирует следующим образом (приведены ссылки на закон № 3-ФКЗ):
- правомочен при явке 2/3 от состава ВС РФ (ч. 4 ст. 5);
- решения принимаются ½ от числа присутствующих судей ВС РФ (ч. 5 ст. 5);
- решения подписывает председатель ВС РФ и секретарь Пленума (ч. 5 ст. 5);
- на заседании Пленума могут присутствовать такие лица, как председатель КС РФ, генпрокурор РФ и министр юстиции РФ, а также иные приглашенные председателем ВС РФ субъекты (ч. 2 ст. 5).
ВАЖНО! Особенности работы Пленума также установлены Регламентом ВС РФ, утв. постановлением Пленума ВС РФ от 07.08.2014 № 2 (далее — Регламент).
Пленум ВС РФ решает, в частности, такие вопросы (приведены ссылки на закон № 3-ФКЗ), как:
- дача разъяснений по вопросам судебной практики (п. 1 ч. 3 ст. 5);
- инициирование законотворческого процесса (п. 2 ч. 3 ст. 5) и направление запроса в КС РФ (п. 3 ч. 3 ст. 5);
- формирование судебных КЛ (пп. 5–8 ч. 3 ст. 5).
С позицией Пленума ВС РФ по актуальным вопросам можно ознакомиться, изучив наши материалы по ссылкам:
- «Пленум ВС РФ дал разъяснения по вопросам, связанным с ОСАГО»;
- «Пленум ВС РФ дал разъяснения по вопросам, связанным со взысканием алиментов»;
- «Пленум ВС РФ дал разъяснения по вопросам, связанным с переменой лиц в обязательстве»;
- «Пленум ВС РФ дал разъяснения в области возмещения вреда окружающей среде»;
- «Пленум ВС РФ - о конфискации имущества в уголовном процессе».
Президиум Верховного суда РФ
Состав Президиума ВС РФ следующий:
- по должности — председатель суда и его заместители (чч. 1, 2 ст. 6 закона № 3-ФКЗ);
- иные судьи ВС РФ после прохождения процедуры, в которой задействованы верхняя палата парламента, Президент РФ и другие органы (ч. 1, 3 ст. 6 закона № 3-ФКЗ).
Деятельность Президиума организована следующим образом (чч. 4, 5 ст. 6 закона № 3-ФКЗ):
- периодичность заседаний — не реже одного раза в месяц;
- на заседании должны присутствовать не менее ½ членов Президиума;
- решение Президиума принимается не менее чем ½ голосов присутствующих.
В соответствии с чч. 2, 3 ст. 7 закона № 3-ФКЗ нормативное регулирование деятельности Президиума осуществляется:
- процессуальными нормами права, если его деятельность связана с рассмотрением дел;
- Регламентом ВС РФ — по иным вопросам.
К кругу вопросов Президиума среди прочих отнесены следующие (приведены ссылки на закон № 3-ФКЗ):
- разрешение судебных дел (п. 1 ч. 1 ст. 7);
- запросы в КС РФ о конституционности правовых источников, применяемых в конкретном деле (п. 2 ч. 1 ст. 7);
- координация деятельности КЛ ВС РФ (п. 3 ч. 1 ст. 7).
В 2018 году Президиумом ВС РФ утверждены, в частности, следующие обзоры:
- Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса РФ…, утв. 04.07.2018;
- Обзор судебной практики ВС РФ № 2 (2018), утв. 04.07.2018;
- Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением закона «О закупках товаров, работ, услуг…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, утв. 16.05.2018.
Апелляционная коллегия Верховного суда РФ
Как было указано, в составе ВС РФ имеется специальная коллегия по апелляционным вопросам (апелл. коллегия ВС РФ). В целом об особенностях подачи апелляций и специфики их рассмотрения читайте в материалах по ссылкам:
- «Апелляционная жалоба на решение суда - особенности и виды»;
- «Полномочия суда апелляционной инстанции в гражданском процессе»;
- «Образец апелляционной жалобы по административному делу».
В соответствии с ч. 1 ст. 8 закона № 3-ФКЗ апелл. коллегия ВС РФ формируется в следующем составе:
- председатель апелл. коллегии ВС РФ;
- зампредседателя апелл. коллегии ВС РФ;
- 10 судей ВС РФ, которые включаются в апелл. коллегию ВС РФ решением Пленума ВС РФ по представлению председателя ВС РФ сроком на 5 лет.
Согласно ч. 3 ст. 8 закона № 3-ФКЗ деятельность апелл. коллегии ВС РФ организуется ее председателем. В настоящее время председателем апелл. коллегии ВС РФ является Г. В. Манохина. С полным персональным составом апелл. коллегии ВС РФ можно ознакомиться на официальном сайте ВС РФ по ссылке: Апелляционная коллегия ВС РФ.
Деятельность апелл. коллегии обозначена в ч. 2 ст. 8 закона № 3-ФКЗ и заключается в том, что она:
- Действует как апелляционная инстанция по отношению к делам, рассмотренным в ВС РФ по первой инстанции.
- Рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.
- Обращается в КС РФ с запросами о конституционности актов, применяемых при рассмотрении конкретной ситуации в суде.
- Осуществляет иную компетенцию согласно федеральному нормативному правовому регулированию.
Судебные коллегии Верховного суда РФ и дисциплинарная коллегия
Помимо апелл. коллегии ВС РФ в составе ВС РФ функционируют судебные коллегии для рассмотрения отдельных категорий дел и дисцип. коллегия. Состав указанных структурных подразделений ВС РФ следующий:
- Коллегии для рассмотрения отдельных категорий создаются в составе председателей коллегий и судей ВС РФ, которые могут привлекаться руководителем ВС РФ для рассмотрения дел в других коллегиях (ч. 1, 2 ст. 9 закона № 3-ФКЗ). В рамках КЛ формируются судебные составы сроком на 3 года, в которых также имеются председатели, назначаемые также сроком на 3 года (ч. 3–5 ст. 9 закона № 3-ФКЗ).
- Дисцип. коллегия в составе председателя и 6 судей формируется сроком на 3 года (ч. 2 ст. 11 закона № 3-ФКЗ).
Функции и компетенция коллегий по рассмотрению определенных категорий дел определены в ст. 10 закона № 3-ФКЗ, а полномочия дисцип. коллегии — в ч. 1 ст. 10 указанного нормативного правового акта.
Помимо закона № 3-ФКЗ, вопросы дисцип. коллегии ВС РФ также обозначены в нормах других правовых актов. В частности, это:
- п. 3 ст. 8 закона «Об арбитражных судах в РФ» от 28.04.1995 № 1-ФКЗ о возможности обжалования в рассматриваемую коллегию решения о прекращении статуса судьи арбитражного суда;
- п. 7 ст. 12.1 закона «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 № 3132-I об обжаловании в рассматриваемую коллегию решения квалификационной коллегии судей.
Также деятельность коллегии регламентируется положением «О дисцип. коллегии ВС РФ», утв. постановлением Пленума ВС РФ от 07.08.2014 № 5.
Председатель, его заместители и другие судьи Верховного суда РФ
Председатель ВС РФ и его заместители назначаются сроком на 6 лет (ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 закона № 3-ФКЗ). Они могут неоднократно переназначаться (ч. 2 ст. 12, ч. 2 ст. 13 закона № 3-ФКЗ). Более того, не установлено верхних возрастных пределов для занятия должности председателя ВС РФ (ч. 2 ст. 12 закона № 3-ФКЗ).
Судьи ВС РФ в соответствии со ст. 14 закона № 3-ФКЗ осуществляют следующие функции:
- рассматривают дела и осуществляют иные процессуальные полномочия;
- занимаются обобщением практики;
- участвуют в работе Пленума ВС РФ;
- выполняют иные функции, в частности исходя из положений Регламента ВС РФ.
Зампредседателя ВС РФ, которые также являются председателями коллегий, помимо прочего осуществляют руководство соответствующими коллегиями (ч. 4 ст. 13 закона № 3-ФКЗ).
Ч. 3 ст. 12 закона № 3-ФКЗ устанавливает обширный неисчерпывающий перечень функций председателя ВС РФ, среди которых, в частности, организация деятельности ВС РФ и системы судов (п. 1 ч. 3 ст. 12 закона № 3-ФКЗ) и представительские функции (п. 20 ч. 3 ст. 12 закона № 3-ФКЗ).
Информация о кадровом составе, порядке отбора кандидатов на должность судьи ВС РФ, возможности трудоустройства в аппарат ВС РФ размещена на официальном сайте ВС РФ по ссылке: Кадровое обеспечение ВС РФ.
Согласно п. 4 ст. 3 закона «Об органах судейского сообщества в РФ» от 14.03.2002 № 30-ФЗ судьи ВС РФ формируют:
- общее собрание судей ВС РФ;
- совет судей ВС РФ.
Структура и полномочия верховных судов зарубежных стран
Для сравнения приведем примеры отдельных элементов внутренней организации и вопросов деятельности высших судебных органов иностранных государств:
- Великобритания. Реформой 2005 года полномочия высшей судебной инстанции переданы от Палаты лордов ВС. В первый состав ВС вошли 12 судебных лордов. Основная задача ВС — развитие общего права, поэтому данный орган выбирает для слушания только споры со существенным общественным резонансом.
- Канада. Действующий ВС был учрежден в XIX в. Эволюция его сферы деятельности заключается в переходе из статуса обычного апелляционного суда к статусу высшего судебного органа государства.
- Украина. ВС состоит из палат по отдельным категориям дел, осуществляет функцию приведения к единообразию практики судов, а также отдельные конституционные полномочия.
- Франция. Судебная система возглавляется кассационным судом, состоящим из 85 судей, около 40 их заместителей, подразделенных на шесть дивизионов: три гражданских дивизиона, коммерческий, трудовой и уголовный дивизионы.
***
Итак, в настоящей статье были освещены структура и полномочия ВС РФ, включая внутреннее строение и круг деятельности отдельных структурных единиц рассматриваемого судебного органа.