Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск
06 февраля 2019

Виды третейских судов и порядок образования

Виды третейских судов в РФ отличаются по периоду их действия. Возможно формирование судебного органа как для решения конкретного спора, так и постоянно действующего.

Понятие третейского суда

Виды третейских судов

Третейские суды после 1 ноября 2017 года в РФ

Состав третейского суда

Понятие третейского суда 

Третейские суды в РФ появились в 1990-е годы, их создание регулировалось Временным положением о третейском суде, утв. постановлением ВС РФ от 24.06.1992 № 3115-1. Усиление правового регулирования института выразилось в принятии закона «О третейских судах в РФ» от 24.07.2002 № 102-ФЗ (далее — закон № 102-ФЗ). В ст. 2 закона № 102-ФЗ давалось следующее определение третейского суда: это постоянно действующий третейский орган или орган, созданный сторонами для решения конкретного спора.

С момента принятия закона РФ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ» от 29.12.2015 № 382-ФЗ (далее — закон № 382-ФЗ) нормы закона № 102-ФЗ применяются только в части арбитражей, не завершенных до начала действия закона № 382-ФЗ. В п. 16 ст. 2 последнего предлагается иное определение третейского суда: суд как единоличный арбитр или их коллегия, чаще всего состоящая из трех человек. 

Виды третейских судов 

В зависимости от срока действия выделяются 2 вида третейских судов (п. 16 ст. 2 закона № 382-ФЗ):

  • постоянно действующие;
  • создаваемые для решения конкретных споров (суды Ad hoc).

Избранные самими участниками споров суды в настоящее время продолжают использоваться в отдельных коммерческих направлениях, особенно во внешнеторговых сделках. Здесь можно выделить такой вид суда, как созданный для разрешения внешнеторговых споров на основании специального закона.

Среди основных постоянно действующих органов, имеющих право работать в России:

  • Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ (МКАС при ТПП, старейший арбитражный орган, действующий на основании закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 07.07.1993 № 5338-I);
  • Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ, действующая на основании этого же закона;
  • Арбитражный центр при РСПП (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.04.2017 № 798-р). 

Третейские суды имеют только один уровень, поскольку предполагается, что стороны примут решение выбранного ими арбитра. Уровень судов апелляционной или кассационной инстанции в третейской системе не предусмотрен, этим они отличаются от государственной судебной системы. 

Третейские суды после 1 ноября 2017 года в РФ 

Созданные в качестве постоянных судебные третейские органы после 01.11.2017 претерпели ряд изменений. Завершился переходный период реформирования арбитража. С 01.11.2017 для работы третейского суда необходимо наличие специального права на работу в качестве постоянного судебного органа (п. 1 ст. 44 закона № 382-ФЗ).

Существует 2 суда, которым это право дано по закону: МКАС при ТПП и Морская арбитражная комиссия. Остальные теперь могут администрировать эту деятельность только после получения распоряжения Правительства РФ (например, см. выше – об Арбитражном центре при РСПП), а с 29.03.2019 — акта уполномоченного органа.

Отсутствие права на администрирование означает невозможность:

  • назначать арбитров;
  • собирать арбитражные сборы;
  • вести делопроизводство. 

Реформа способствовала фактической передаче большинства предпринимательских споров в МКАС при ТПП, что привело к принятию приказа ТПП РФ от 11.01.2017 № 6, утвердившего Правила арбитража внутренних споров (далее — Правила) для МКАС при ТПП (а также ряд других правил арбитража). 

Состав третейского суда

Способы формирования состава третейского суда определяются ст. 11 закона № 382-ФЗ. Арбитр должен быть физическим лицом, избираемым сторонами или назначаемым в порядке, предусмотренном арбитражной оговоркой или законом. В ст. 11 закона № 382-ФЗ устанавливается, что при отсутствии иного соглашения и выборе трех судей каждая из сторон определяет своего арбитра, третий же выбирается уже назначенными.

Если спор разрешается одним судьей и стороны не в состоянии договорится о его кандидатуре, при этом речь идет о судьях из состава постоянно действующего органа, этот орган и выбирает арбитра. Он должен основываться и на требованиях сторон, и на своем понимании беспристрастности арбитра (ст. 5 ч. 11 закона № 382-ФЗ).

В случае если стороны не смогли договориться о назначении арбитров для суда Ad hoc, встречаются ситуации, когда по их ранее принятому соглашению дело передается на рассмотрение МКАС при ТПП (см. постановление 9-го ААС от 18.09.2017 по делу № А40-47977/2015). 

*** 

Третейские суды в РФ после завершения реформы стали регулироваться более жестко. Понятие третейского суда изменилось с принятием нового закона в сфере третейского разбирательства — теперь оно рассматривается с организационной стороны. Предполагается, что большинство споров в итоге будут передаваться на рассмотрение уже получившим специальное разрешение органам, за исключением ситуаций, когда стороны будут готовы подчиниться решениям назначенных ими арбитров по конкретному спору.

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить