Система органов исполнительной власти РФ
Определение
Система органов исполнительной власти — это выстроенная по принципу иерархии совокупность госорганов, которые работают как единый механизм, чтобы поддерживать исполнительную власть по всей стране.
Напомним, что исполнительная власть — это одна из трех существующих в России ветвей власти (помимо законодательной и судебной). Основная цель деятельности всей системы федеральных органов исполнительной власти в РФ состоит в организации и обеспечении соблюдения Конституции РФ и других российских законов. Форма реализации властных полномочий — принятие различных подзаконных актов (например, постановлений, решений и др.).
Рекомендуем! Все о системе органов госвласти в нашей стране с подробными разъяснениями и примерами вы узнаете из нашей статьи «Органы государственной власти РФ: система, полномочия, виды».
Приведем общую классификацию органов исполнительной власти по нескольким признакам на схеме.
Хотите получить дополнительные знания об органах исполнительной власти, подготовить реферат на эту тему - поможет справочная информация КонсультантПлюс с рабочими ссылками на нормативные акты. Теоретические выкладки тоже найдутся в системе КонсультантПлюс - в учебниках и статьях ведущих правоведов. Документы не открываются? Переходите по ссылке на бесплатный пробный доступ.
Принципы построения системы органов исполнительной власти
Можно выделить следующие основные принципы:
- Федерализм. Применение этого принципа выражается в том, что в общую систему входят система федеральных органов исполнительной власти и система органов исполнительной власти субъектов РФ (т. е. власть представлена на двух уровнях). Сферы компетенции госорганов этих двух уровней власти разграничены на уровне Конституции РФ (ст. 71–72). Однако у данных властных субъектов есть право заключать административные соглашения, согласно которым они могут передавать друг другу часть своих полномочий.
- Сочетание централизации и децентрализации. Принцип централизации проявляется таким образом: подавляющее большинство предметов ведения и полномочий исполнительной власти сконцентрированы все же в сфере компетенции федеральных органов исполнительной власти. Однако у госорганов регионального уровня имеются свои властные полномочия, которые они могут реализовывать независимо от федеральных органов. Кроме того, федеральные органы могут также делегировать часть своих полномочий региональным органам, что позволяет говорить о смещении решения определенных задач от центра к регионам.
- Законность. Никакие действия или акты органов исполнительной власти (как федеральных, так и региональных) не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам нашей страны.
- Ответственность. За ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей и несоблюдение законодательства руководители и должностные лица органов исполнительной власти могут понести наказание.
Состав федеральных органов исполнительной власти
Система органов исполнительной власти РФ
Она состоит:
- из Правительства РФ;
- федеральных министерств;
- федеральных служб;
- федеральных агентств.
Руководит министерствами Правительство РФ, федеральными службами и агентствами — тоже Правительство РФ напрямую или федеральные министерства. Но бывают случаи, когда министерства, агентства и ведомства подчиняются непосредственно Президенту РФ (см. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21).
Министерства, подчиненные Президенту РФ: Министерство внутренних дел, Министерство чрезвычайных ситуаций, Министерство обороны, Министерство юстиции. Министерство иностранных дел.
Примеры служб и агентств, подчиненных Президенту РФ: Федеральная служба безопасности, Федеральное архивное агентство.
Правительство РФ
Систему органов исполнительной власти возглавляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции РФ). Этот орган является коллегиальным и состоит:
- из председателя;
- заместителей председателя;
- федеральных министров.
Со структурой Правительства РФ, актуальной на момент написания статьи, можно ознакомиться на схеме ниже. Действующий состав данного государственного органа и любые изменения в составе всегда отражаются на официальном сайте Правительства РФ по этой ссылке.
Федеральное министерство
Федеральное министерство — федеральный орган исполнительной власти, основные функции которого:
- разработка госполитики:
- издание на основании и во исполнение Конституции РФ федеральных конституционных и федеральных законов.
Во главе этой структуры находится федеральный министр (он входит в состав Правительства).
Примеры федеральных министерств в РФ: внутренних дел (МВД РФ), иностранных дел (МИД РФ), здравоохранения (Минздрав РФ) и др.
Федеральная служба
Федеральная служба — федеральный орган исполнительной власти, предназначенный для контроля и надзора. Например, федеральная служба может контролировать исполнение органами госвласти, местного самоуправления, их должностными лицами, юрлицами и гражданами законодательства РФ. Также в сферу компетенции отдельных федслужб входят функции по обеспечению обороноспособности страны, госбезопасности, защиты госграницы, общественной безопасности и др.
Возглавляет федеральную службу директор. Иногда во главе этой структуры стоит коллегиальный орган.
Примеры: Федеральная налоговая служба (ФНС РФ), Федеральная служба судебных приставов (ФССП РФ), Федеральная служба безопасности (ФСБ РФ) и др.
Федеральное агентство
Этот орган обычно создается для оказания государственных услуг, управления госимуществом и решения некоторых правоприменительных задач. Функции по контролю и надзору федеральное агентство обычно не исполняет.
Руководит федеральным агентством директор или коллегиальный орган.
Примеры: Федеральное агентство по делам молодежи, Федеральное медико-биологическое агентство и т. д.
Система органов исполнительной власти субъектов РФ
Структура исполнительных органов госвласти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (например, губернатором, президентом республики и т. д.) в соответствии с уставом или конституцией субъекта РФ (ч. 4 ст. 17 закона «Об общих принципах…» от 06.10.1999 № 184-ФЗ).
Высшими органами исполнительной власти в субъекте могут быть:
- Правительства — преимущественно в республиках (например, в Карелии или Татарстане). В республиках также имеются свои министерства, подчиняющиеся одновременно правительству республики и соответствующему федеральному министерству.
- Администрации — в иных субъектах (например, в Тюменской или Курганской области). При этом в структуре органов исполнительной власти выделяются департаменты, службы, отделы, комитеты, которые имеют двойное подчинение — и высшему органу исполнительной власти субъекта, и определенному федеральному министерству/службе/агентству.
В субъектах также работают территориальные органы федеральных министерств, служб, агентств (например, УФНС России по Тюменской области, УФССП по Пензенской области и т. д.). Однако к органам госвласти субъектов они не относятся.
Сфера компетенции территориального подразделения аналогична сфере федерального органа, но пределы ее распространения в пространстве ограничены территорией субъекта РФ.
Обратите внимание! Органы местного самоуправления (например, администрации населенных пунктов, районные администрации и т. д.) не относятся к системе органов исполнительной власти РФ. Местные органы власти взаимодействуют с федеральными и региональными. Например, на местный уровень могут быть делегированы отдельные властные полномочия, предоставлены средства.
Президент в системе органов исполнительной власти
Президент формально не является главой исполнительной власти. Однако он, как мы говорили выше, напрямую руководит рядом министерств и служб.
Кроме того, в отношении всех органов исполнительной власти глава государства осуществляет следующие полномочия:
- назначает Председателя Правительства РФ после утверждения его кандидатуры Госдумой;
- решает вопрос об отставке Правительства РФ;
- по предложению Председателя Правительства РФ утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти;
- производит назначение и освобождает от должности его заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров после утверждения Госдумой их кандидатур;
- издает указы и распоряжения;
- имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти (в т. ч. субъектов РФ) в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам страны и в других установленных законом случаях.
Вам может пригодиться статья на сайте КонсультантПлюс "Проблема осуществления полномочий: указы и распоряжения Президента Российской Федерации". Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.
Государственный совет
Для содействия реализации Президентом РФ своих полномочий в 2000 году был создан совещательный орган – Государственный совет. Перед оргнами поставлены задачи по обсуждению проблем, имеющих важное государственное значение, по содействию Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами власти и т.д.
Госсовет возглавляет глава государства. В состав органа входят также Председатели Совета Федерации и Госдумы, руководители фракций в Госдуме, главы субъектов РФ, полномочные представители главы государства в федеральных округах (п. 7 указа Президента РФ «О Государственном Совете РФ» от 01.09.2000 № 1602).
Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ ст. 83 основного закона была дополнена п. «е.5», в соответствии с которым Президент РФ формирует Госсовет. Ранее в Конституции РФ про этот орган не говорилось.
Важно! 11.11.2020 Госдума приняла в первом чтении законопроект о Госсовете. В соответствии с ним Госсовет не совещательный, а конституционный орган, созданный для взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики.
В его задачи входит:
- подготовка для главы государства предложений по вопросам госстроительства, укрепления основ федерализма и местного самоуправления;
- рассмотрение проектов законов и указов Президента РФ;
- обсуждение основных параметров проекта закона о федеральном бюджете и т.д.
Обратите внимание! В состав Госсовета войдут премьер-министр, руководитель администрации Президента, председатели Госдумы и СФ, руководители регионов. По решения Президента РФ в его состав могут быть включены представители партий, имеющих фракции в Госдуме и представители местного самоуправления. Возглавлять орган по-прежнему будет глава государства.
***
Итак, мы изучили систему и структуру органов исполнительной власти РФ, принципы их формирования. В России систему органов исполнительной власти возглавляет Правительство. Все органы данной ветви власти можно разделить на 2 уровня: федеральные и субъекта.
Органы МСУ не относятся к органам исполнительной власти, хотя активно с ними взаимодействуют и даже могут исполнять часть властных полномочий последних (при наличии соответствующего административного соглашения).