Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Представительные органы местного самоуправления

Представительный орган местного самоуправления является основным звеном в структуре органов муниципальной власти. В статье мы расскажем, как формируется данный орган, как организована его работа, а также какие функции выполняет в рамках местного самоуправления.

Организация местного самоуправления в РФ

Будучи одной из форм реализации народом принадлежащей ему власти, местное самоуправление в РФ позволяет гражданам осуществлять свои конституционные права непосредственно или через органы местного самоуправления в муниципально-территориальных образованиях.

Муниципальным (муниципально-территориальным) образованием (далее — МТО) является территория, зачастую состоящая из нескольких административно-территориальных единиц, в пределах которой население самостоятельно решает вопросы локального значения через единую для этой территории муниципальную власть.

Обратите внимание! МТО не является объектом административного деления, хотя и создается на определенной территории. То есть территория МТО не привязывается к административно-территориальному делению РФ.

Законодательство устанавливает основные виды МТО: поселения (городские, сельские), муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения.

Подробно о муниципально-территориальных образованиях читайте в статьях экспертов в системе КонсультантПлюс. Чтобы зайти в систему оформите бесплатный доступ на 2 дня.

Вопросы организации местного самоуправления регулируются законом «Об общих принципах…» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее — закон № 131-ФЗ). Нормы указанного правового акта определяют структуру местного самоуправления, его органов, закрепляют самые важные аспекты на уровне федерального законодательства.Представительные органы местного самоуправления

Вместе с тем значительная часть организационных вопросов (порядок и способ формирования органов, разграничение компетенций и пр.) решается в рамках законодательства субъектов РФ и уставов самих муниципальных образований.

Представительный орган местного самоуправления

Представительный орган МТО — это выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории этого образования. Обычно представительный орган местного самоуправления состоит из лиц, избранных на муниципальных выборах, или формируется иным способом (об этом ниже). Депутаты начинают совместную работу, когда представительный орган укомплектован на 2/3 состава.

Наименование органа (совет, собрание, дума и пр.) устанавливается законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций. Название должно быть зафиксировано в уставе МТО.

Согласно действующему законодательству наличие представительного органа обязательно для осуществления местного самоуправления.

Обратите внимание! Допускается отсутствие представительного органа в малочисленных сельских поселениях (не больше 100 человек). В этом случае его функции осуществляет сход жителей (п. 3 ст. 35 закона № 131-ФЗ).

Основными документами, регулирующими деятельность представительного органа МТО, являются:

  • устав муниципально-территориального образования;
  • регламент представительного органа — внутренний организационный документ, конкретизирующий порядок работы этого органа.

Срок полномочий представительного органа местного самоуправления определяется в уставе. Федеральным законом установлен только срок полномочий депутатов местных органов: не меньше 2 и не больше 5 лет. Как правило, сроки полномочий отдельных депутатов и всего органа идентичны.

Депутат представительного собрания

Депутатом представительного органа является гражданин:

  • достигший 18 лет;
  • избранный на основе всеобщего, равного и прямого голосования;
  • уполномоченный представлять в нем интересы избирателей, населения МТО.

Рекомендуем! Основные вопросы, связанные с проведением муниципальных выборов, регулируются законом «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ…» от 26.11.1996 № 138-ФЗ.

Избирают депутатов, как мы уже говорили, на срок не менее 2 и не более 5 лет. Конкретный период указывается в уставе МТО. Депутаты приступают к исполнению своих обязанностей с момента своего избрания (пп. 2, 3 ст. 40 закона № 131-ФЗ).

Согласно п. 5 ст. 40 закона № 131-ФЗ депутаты могут осуществляют свою деятельность:

  • На постоянной основе в совете депутатов и получать за это денежное вознаграждение.
  • Без отрыва от основной работы. В этом случае они получают зарплату по месту основной деятельности и, как правило, вознаграждение за исполнение депутатских обязанностей.

Важно! Законодатель устанавливает, что количество постоянно работающих депутатов не может превышать 10% от общего числа избранных граждан (если общее количество депутатов менее 10 человек, то это 1 депутат).

Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются с началом работы представительного органа в обновленном составе. В некоторых случаях депутат может быть лишен своего статуса досрочно (пп. 10, 10.1 ст. 40 закона № 131-ФЗ).

Больше узнать о депутатах можно в системе КонсультантПлюс: чтобы зайти в систему оформляйте бесплатный пробный доступ или подключайте систему на постоянной основе (здесь можно заказать прайс).

Формирование представительного органа

На сегодняшний день законодательство допускает 2 способа формирования представительных органов МТО.

Представительные органы местного самоуправления

Обратите внимание! Порядок создания представительного органа зависит от вида муниципально-территориального образования:

  • Собрание депутатов поселения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, внутригородского образования городов федерального значения формируется только в результате прямых выборов (п. 2 ст. 35 закона № 131-ФЗ).

  • Собрание депутатов муниципального района, городского округа с внутригородским делением может быть сформировано любым из указанных выше способов. Конкретный способ устанавливается в уставе МТО (пп. 4 и 5 ст. 35 закона № 131-ФЗ).

Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом МТО с учетом положений ст. 35 закона № 131-ФЗ. Данная статья устанавливает нижний предел количества депутатов МТО:Представительные органы местного самоуправления

Обратите внимание! Как уже было указано выше, если количество жителей поселения не выходит за пределы 100 человек, то функции представительного органа в нем осуществляет сход граждан.

Уставом МТО в поселениях с количеством жителей, не превышающим 300 человек, функции собрания депутатов также может осуществлять сход граждан (п. 3 ст. 35 закона № 131-ФЗ).

Полномочия представительного органа местного самоуправления

Компетенция представительного органа МТО в общих чертах определена в Конституции РФ (решение локальных вопросов), а подробнее регламентируется законами (федеральными и региональными).

В законе № 131-ФЗ устанавливается исключительная компетенция собрания депутатов независимо от вида МТО, т. е. перечисляются вопросы, которые вправе решать только этот и никакой другой орган. К исключительным правомочиям депутатов относят (п. 10 ст. 35 закона № 131-ФЗ):

Представительные органы местного самоуправления

Этот список является закрытым. Вопросы расширения компетенции представительного органа МТО в соответствии с п. 11 ст. 35 закона № 131-ФЗ могут разрешаться в нормативных актах субъектов РФ. Но такие вопросы нельзя будет отнести к исключительной компетенции.

Функции представительного органа

Представительный орган МТО кроме решения вопросов, относящихся к его исключительной компетенции, наделяется и иными полномочиями.

Собрание депутатов МТО принимает участие в формировании всех органов муниципальной власти. Так, депутаты:

  • выбирают главу МТО из своего состава или из числа кандидатов, предложенных конкурсной комиссией, если уставом не предусмотрено его избрание на муниципальных выборах (подп. 1 п. 2 ст. 36 закона № 131-ФЗ);
  • устанавливают структуру администрации МТО и назначают на должность главу администрации (пп. 6, 8 ст. 37 закона № 131-ФЗ);
  • создают контрольно-счетный орган МТО (п. 1 ст. 38 закона № 131-ФЗ).

Одной из задач представительного органа местного самоуправления является контроль за функционированием других органов МТО. Депутаты заслушивают ежегодные доклады главы МТО, главы администрации о результатах работы местной администрации и иных подведомственных главе МТО органов самоуправления (п. 11.1 ст. 35 закона № 131-ФЗ).

Вышеуказанные полномочия определяют ведущее положение собрания депутатов в структуре органов МТО.

Обратите внимание! Вместе с тем не следует забывать, что и сам представительный орган несет ответственность перед избравшим его населением и государством (ст. 71, 72 закона 131-ФЗ).

Структура представительного органа

Внутренняя структура представительного органа определяется уставом МТО и регламентом представительного органа.

Собрания депутатов небольших МТО могут функционировать с достаточно простой внутренней структурой, включающей в себя, как указано в п. 14 ст. 35 закона № 131-ФЗ, председателя и, возможно, его заместителя.Представительные органы местного самоуправления

В крупных МТО со значительным количеством депутатов структура представительного органа местного самоуправления сложнее и включает в себя:

  • Подразделения, деятельность которых носит постоянный или временный характер. Постоянные комиссии представительных органов местного самоуправления создаются на весь срок полномочий собрания депутатов и наделяются конкретными функциями (по организации заседаний, проработке вопросов к заседаниям и т. д.). Для подготовки специфических вопросов могут формироваться временные комиссии, а также рабочие группы, в которые включаются разные специалисты и представители заинтересованных организаций.
  • Аппарат представительного органа. В него могут входить организационный отдел, юридическая, аналитическая служба, отдел по работе с избирателями и пр. В небольших МТО данная работа может выполняться сотрудниками местной администрации.

Работа представительного органа

Порядок работы представительного органа определяется его регламентом — актом организационно-распорядительной направленности. Данный документ содержит все этапы работы представительного органа, начиная с планирования деятельности и заканчивая принятием решений и контролем за их исполнением. Как правило, в него включены следующие положения:

  • порядок созыва и периодичность проведения заседаний совета депутатов, в том числе внеочередных заседаний;
  • права и обязанности депутатов при подготовке и проведении заседания представительного органа, его постоянных комиссий и иных рабочих органов, а также в работе с избирателями;
  • порядок ведения заседаний, права и обязанности председателя;
  • порядок внесения проектов муниципальных правовых актов на рассмотрение представительного органа;
  • порядок рассмотрения отчетов должностных лиц МТО.

Основной формой работы представительного органа МТО являются заседания (сессии). Заседания данного органа носят открытый характер. Законодатель обязывает проводить их не реже 1 раза в 3 месяца. Конкретная периодичность депутатских заседаний устанавливается в регламенте.

Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не меньше половины избранных депутатов (п. 1.1 ст. 35 закона № 131-ФЗ). Решения, как правило, принимаются большинством голосов присутствующих. Но иногда требуется большинство списочного состава депутатов (например, для принятия нормативных актов, бюджета и решения других важнейших вопросов).

***

Таким образом, представительный орган местного самоуправления занимает особое, ведущее положение в системе органов МТО.

Данный орган власти наделен правом принимать решения по наиболее важным вопросам, касающимся всех людей, проживающих в конкретном месте. Решения представительного органа обязательны для исполнения на территории всего МТО.

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить