Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Порядок пересмотра Конституции РФ

Пересмотр Конституции РФ — сложная и продолжительная процедура, которую следует отличать от внесения правок в главный закон страны. В статье мы рассмотрим оба этих процесса и сравним их.

Пересмотр и внесение поправок в Конституцию РФ: в чем разница

Такие термины, как пересмотр Конституции и внесение поправок в Конституцию, не нужно путать, они не являются тождественными. Выделим главные различия между ними:

  • Пересмотр Конституции РФ означает изменение наиболее важных ее положений, что потребует принятия новой Конституции. Именно о пересмотре говорят, когда требуется изменить положения глав 1, 2 или 9 Конституции. Это закреплено в ст. 135 Конституции РФ (далее — КРФ), которая гласит, что содержание названных частей КРФ не может быть изменено по решению только Федерального собрания. Подробно порядок пересмотра Конституции РФ мы рассмотрим далее.
  • Внесение же правок в главный закон страны предполагает изменение некоторых конституционных положений, что, однако, не требует принятия новой Конституции. Изменения, вносимые в положения глав 3–8, считаются именно правками, а не пересмотром (ст. 136 КРФ). Дальше разберем подробнее и этот процесс.

В целом глава 9 КРФ устанавливает правила изменения:

  • глав 1, 2, 9 КРФ (т. е. пересмотра Конституции);
  • глав 3–8 КРФ (внесение правок);
  • ст. 65 КРФ в части изменения состава РФ по субъектам (внесение правок);
  • ст. 65 КРФ в части переименования региона РФ (внесение правок).

Порядок пересмотра Конституции РФ

Порядок пересмотра Конституции

Выше мы разобрались, что пересмотр Конституции означает принятие, по сути, новой Конституции. Эта процедура достаточно сложна. Рассмотрим этапы пересмотра Конституции РФ.

Этап 1. Инициатива

С такой инициативой могут выступить (ст. 134 КРФ):

  • Президент РФ;
  • Совет Федерации (далее — Совфед);
  • Государственная дума (Госдума);
  • Правительство РФ;
  • законодательные (представительные) органы субъектов РФ (парламенты, региональные думы, советы депутатов и т. д.);
  • инициативная группа численностью не менее 1/5 членов Совфеда или депутатов Госдумы.

Предложение, содержащее конституционную инициативу, должно быть оформлено в виде специального акта. Например, указа Президента РФ, постановления Правительства РФ и т. д. — в зависимости от статуса инициатора.

Предложение может быть первоначально внесено как в Госдуму, так и в Совфед.

Этап 2. Рассмотрение инициативы Федсобранием

Далее предложение рассматривается Федеральным собранием.

Обратите внимание! В состав Федсобрания входят две палаты: Совет Федерации и Государственная дума.

Если предложенные изменения будут одобрены не менее чем 3/5 от общего числа членов Федсобрания, то на следующем этапе процесса пересмотра Конституции созывается Конституционное собрание. Оно должно быть созвано в соответствии со специальным федеральным конституционным законом (ФКЗ). Этот закон призван регламентировать собственно процедуру созыва, состав данного госоргана, должен содержать иные положения, определяющие особенности деятельности Конституционного собрания. Однако к настоящему моменту такого ФКЗ нет.

Этап 3. Принятие решения Конституционным собранием

Данный госорган по итогам рассмотрения конституционной инициативы должен принять одно из двух решений:

  • старая КРФ не может быть изменена и должна остаться в действующей редакции;
  • предлагаемые изменения одобряются и в соответствии с ними разрабатывается проект новой КРФ.

Этап 4. Принятие новой Конституции РФ

Проект КРФ считается принятым, если его поддержит не менее 2/3 от численности состава Конституционного собрания либо по итогам всенародного голосования (референдума).

Конституция считается принятой по итогам референдума, если за нее проголосовало более половины избирателей, пришедших на всенародное голосование. При этом референдум называют состоявшимся, если в нем участвовало более 50% всех лиц, обладающих избирательным правом на момент его проведения.

Внесение правок в Конституцию РФ

Выше мы уже рассмотрели, чем отличается поправка от пересмотра Конституции по своей юридической сути, кто осуществляет пересмотр Конституции РФ и как. Теперь настало время разобраться в процедуре внесения правок в главный закон страны и сравнить ее с регламентом пересмотра Конституции.

Этап 1. Инициатива

Право вносить предложения по правкам в Конституцию РФ имеют те же субъекты, которым предоставлено правомочие предлагать ее пересмотр (ст. 134 КРФ). Мы уже упоминали их выше.

На рассмотрение Федсобранию предлагаемые изменения передаются в форме проекта закона о внесении правок. Предложение может быть сформулировано:

  • как текст новой статьи (или ее части) в КРФ;
  • как текст новой редакции уже существующей статьи (или ее части) КРФ;
  • как положение об исключении определенной статьи КРФ или ее части.Порядок пересмотра Конституции РФ

Этап 2. Принятие правок Федсобранием

Правки к главам 3–8 КРФ принимаются по правилам, предусмотренным для принятия ФКЗ. То есть эти новшества считаются одобренными Федеральным собранием, если за них проголосовало не менее ¾ от общего числа членов Совфеда и не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы.

Сначала их рассматривает Госдума в трех чтениях. Если нововведения были поддержаны, в течение 5 дней они передаются далее — Совету Федерации.

После этого принятые Федсобранием правки должны быть рассмотрены законодательными органами каждого субъекта РФ в срок не более 1 года (ст. 9 закона «О порядке принятия и вступления в силу правок к КРФ» от 04.03.1998 № 33-ФЗ, далее — закон № 33).

Этап 3. Вступление правок в силу

Закон о внесении правок в Конституцию РФ вступает в силу после одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов РФ. Этот закон обретает юридическую силу в момент его опубликования, если им же не установлена другая дата.

Этап 4. Внесение правок в текст

Принятые правки в текст КРФ вносит сам Президент (ст. 14 закона № 33). Обновленный текст КРФ должен быть опубликован в течение месяца после изменений.

Рекомендуем! Изучить процесс прохождения правок от стадии законопроекта до опубликования закона на всех этапах гораздо удобнее на конкретных примерах. Найти их можно в т. ч. в базе законопроектов Госдумы. Предлагаем для наглядности закон РФ о поправке к КРФ «О контрольных полномочиях Госдумы в отношении Правительства РФ» от 30.12.2008 № 7-ФКЗ. По этой ссылке можно проследить историю рождения закона о правках в Конституцию РФ.

Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ: схема

Для удобства представим схемы обеих процедур ниже.Порядок пересмотра Конституции РФ

Изменение состава субъектов РФ

В ст. 65 КРФ поименно перечислены все субъекты, входящие в состав РФ. И если происходят какие-либо преобразования в составе этих субъектов (в т. ч. изменяются их названия), это уже требует внесения изменений в ст. 65 КРФ.

Рекомендуем! Вопрос об административно-территориальном устройстве РФ мы детально рассматриваем в другой нашей статье.

Часть 1 ст. 137 КРФ регламентирует особый порядок изменения состава РФ по субъектам. В ней указано, что в данном вопросе необходимо руководствоваться специальным ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17.12.2001 № 6-ФКЗ.

Выделяют 2 возможных способа изменения состава субъектов РФ:

  • Принятие в РФ нового региона. Когда к российской территории присоединяется другое государство или его часть.
  • Образование в составе РФ нового субъекта. Когда состав субъектов РФ изменяется без вхождения в состав страны иностранных территорий. Например, если происходит объединение двух и более субъектов или, наоборот, их разделение и т. д.Порядок пересмотра Конституции РФ

Принятие в РФ нового субъекта

В законе указывается, что новый субъект принимается в состав РФ по инициативе иностранного государства, желающего войти в состав РФ. Президент РФ уведомляет об этом Совфед, Госдуму и Правительство, проводит с ними необходимые консультации.

Далее составляется международный договор, регулирующий порядок включения нового субъекта РФ в состав России. Конституционный суд РФ проверяет этот договор на предмет соответствия КРФ. При положительном итоге далее договор вносится в Госдуму на ратификацию одновременно с проектом ФКЗ о принятии в состав РФ нового субъекта.

После подписания этих двух документов в ст. 65 Конституции РФ вносятся соответствующие изменения.

Образование нового субъекта

Субъекты РФ, из состава которых планируется образование нового, выходят со своей инициативой на Президента РФ. Их предложение должно содержать в т. ч. наименование нового субъекта, порядок его правопреемства, функционирования госорганов, экономическое обоснование.

Далее Президент РФ уведомляет о полученном предложении Совфед, Госдуму и Правительство РФ.

Окончательное решение по вопросу образования нового субъекта в составе РФ принимаемся на референдумах, проводимых в заинтересованных регионах. По итогам этих референдумов издается ФКЗ об образовании нового субъекта. И уже на основании такого ФКЗ вносятся изменения в ст. 65 Конституции РФ.

Изменение названия субъекта РФ

Решение об изменении наименования субъекта РФ отнесено к исключительной компетенции регионов. То есть последние самостоятельно определяют, каким образом будет звучать название субъекта. Решение, принятое на региональном уровне, направляется Президенту РФ.

Далее глава страны издает указ, на основании которого в ч. 2 ст. 65 Конституции РФ вносится изменение, касающееся названия соответствующего субъекта РФ.

***

Итак, мы сравнили 2 понятия: конституционные поправки и пересмотр Конституции. Так, первые связаны с внесением изменений в главы 3–8 КРФ, не требуют принятия новой Конституции. Второе же предполагает внесение кардинальных изменений в этот закон, а именно в главы 1, 2 и 9 КРФ, и принятие новой Конституции. Кроме того, мы разобрались, каков порядок пересмотра Конституции РФ, кому принадлежит право пересмотра Конституции РФ, каким образом вносятся правки в главный закон страны.

Источники:
  • закон «О порядке принятия и вступления в силу правок к КРФ» от 04.03.1998 № 33-ФЗ
  • закон РФ о поправке к Конституции РФ «О контрольных полномочиях Государственной думы в отношении Правительства Российской Федерации» от 30.12.2008 № 7-ФКЗ
  • Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17.12.2001 № 6-ФКЗ
Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить