Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Местное самоуправление - что это и как соотносится с государственной властью

Местное самоуправление и государственная власть — один из ключевых вопросов конституционного и муниципального права. Расскажем, что изменилось с принятием поправок к Конституции РФ, отделены ли органы местного самоуправления от органов госвласти и как муниципалитеты могут осуществлять отдельные государственные полномочия.

Что такое местное самоуправление

Понятие местного самоуправления дано в п. 2 ст. 1 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее — закон № 131-ФЗ):

Местное самоуправление — это одна из форм осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения. Местное самоуправление может осуществляться непосредственно (например, путем проведени местного референдума) или через муниципальные органы. Оно организуется исходя из интересов жителей с учетом исторических и других местных традиций.

Согласно п. 1 ст. 1 закона № 131-ФЗ местное самоуправление — это одна из основ конституционного строя РФ. Ему посвящена глава 8 Конституции РФ.

Также понятие местного самоуправления дано в Европейской хартии местного самоуправления. Хартия принята в 1985 году и с 1998 года обязательна для Российской Федерации. В документе отмечено:

Местное самоуправление — это не только право, но и реальная способность муниципалитетов регламентировать значительную часть публичных дел, управлять ею. Органы местного самоуправления должны действовать в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

К вопросам местного значения относится, например:

  • организация транспортного сообщения для местных жителей;
  • организация муниципальных библиотек;
  • создание условий для деятельности народных дружин;
  • борьба с коррупцией на уровне поселения.

Муниципалитеты вправе проводить местные референдумы по отдельным вопросам. Подробнее об этом читайте в статье "Порядок проведения местного референдума".

Как местное самоуправление соотносится с госвластью

Изначально Конституция РФ 1993 года и законодательство о местном самоуправлении исходили из того, что органы государственной власти и местного самоуправления отделены друг от друга и как минимум организационно не связаны. Процитируем первую редакцию Конституции (полностью - смотрите в КонсультантПлюс, кликнув на текст в рамке)

При этом взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления не отрицалось. Оно происходит, например, если муниципалитеты осуществляют переданные им государственные полномочия.

Вместе с тем в законодательстве все чаще стали появляться нормы о разных формах участия органов госвласти в формировании органов местного самоуправления. Например:

  • Глава муниципалитета может выбираться как населением, так и конкурсной комиссией. При этом половина членов конкурсных комиссий городских округов и ряда других муниципалитетов назначается губернатором региона.
  • Аналогичные правила предусмотрены для назначения главы местной администрации по контракту, заключаемому после проведения конкурса.

Летом 2020 года была изменена Конституция РФ, в которой появились следующие положения о взаимодействии государства и муниципалитетов:

  • Теперь в Конституции прямо закреплено, что органы госвласти могут участвовать в формировании муниципальных органов, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц органов местного самоуправления.
  • Законодательство может установить особенности осуществления власти в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, в региональных столицах и на иных территориях.
  • Органы местного самоуправления и госорганы — это единая система публичной власти.
  • Взаимодействие государства и муниципалитетов осуществляется для эффективного решения задач в интересах местного населения.

Рекомендуем прочитать также нашу статью "Система органов муниципального управления".

Откроем текст Конституции в системе КонсультантПлюс и прочитаем подробнее:

Как органы местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномочия

Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий происходит в соответствии со ст. 19–21 закона № 131-ФЗ.

Основной принцип: передать муниципалитетам решение государственных задач можно только в установленном порядке и сопроводив передачу необходимыми ресурсами.

О передаче госполномочий нужно издать:

  • федеральный закон, если передаются вопросы, находящиеся в федеральном ведении;
  • региональный закон, если передаются отдельные полномочия субъекта РФ.

Пример такого акта — закон Московской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями…» от 12.12.2013 № 147/2013-ОЗ.

Если полномочия находятся в совместном ведении России и ее субъектов, то регионам разрешено своими законами передавать полномочия муниципалитетам. Но в этом случае нужно проверить, чтобы не нарушались федеральные нормы.

Обратите внимание! Во исполнение законов о передаче полномочий можно издавать и другие нормативные акты. Однако передать полномочия, например, распоряжением губернатора нельзя. Нарушение установленной процедуры позволяет муниципалитету отказаться от реализации таких полномочий. Но предварительно город или поселок должен доказать свою позицию в суде.

В законе о передаче полномочий должны быть прописаны:

  • вид или наименование муниципалитета, которому передаются полномочия;
  • перечень прав и обязанностей муниципалитетов и госорганов, которые нужны для реализации полномочий;
  • порядок расчета субвенции для реализации полномочий;
  • перечень передаваемых материальных средств;
  • порядок отчета муниципалитетов по рассматриваемым вопросам;
  • процедура осуществления госконтроля;
  • случаи прекращения осуществления муниципалитетами госполномочий.

Обратите внимание! Ответственность муниципалитеты будут нести только в пределах выделенных средств. Нельзя требовать от них больше, чем исходя из тех финансовых возможностей, которые предоставили.

Полномочия можно передать:

  • на неограниченный срок;
  • определенный срок.

Обратите внимание! Если РФ или регион обнаружат, что муниципалитеты нарушают законодательство по осуществлению ими госполномочий, то они вправе выдавать письменные обязательные предписания. Городские или поселковые власти вправе обжаловать такие предписания в суд.

Помимо передачи полномочий от государства городам и другим поселениям возможна их совместная деятельность по непереданным полномочиям. Она также должна быть законодательно прописана.

***

Итак, местное самоуправление — самостоятельная деятельность населения для решения вопросов местного значения. И хотя органы местного самоуправления не входят в систему органов госвласти, совместно они образуют единую публичную власть, и доля участия государства в деятельности муниципалитетов в настоящее время возрастает. Помимо общих вопросов мы рассмотрели и частный случай — как муниципалитетам передаются отдельные государственные полномочия.

***

Подробнее об органах госвласти читайте в наших статьях:

О поправках к Конституции РФ смотрите следующие материалы:

Также о деятельности органов местного самоуправления и муниципальной службе мы рассказывали в статьях:

 

Источники:
закон Московской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере образования» от 12.12.2013 № 147/2013-ОЗ
Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить