Муниципальные правовые акты: основные сведения
Муниципальные правовые акты (далее — МПА) — это официально оформленные документы, содержащие решения, принятые непосредственно жителями муниципалитета по проблемам местного уровня, или решения органов местного самоуправления (МСУ) либо их должностных лиц:
- по вопросам местного уровня;
- проблемам реализации отдельных госполномочий, предоставленных органам МСУ федеральным и региональным законодательством;
- иным вопросам, входящим в компетенцию органов МСУ.
При этом МПА обязательны для исполнения на территории конкретного муниципального образования. Они могут устанавливать либо изменять общеобязательные правила или носить индивидуальный характер (ст. 2 закона «Об общих принципах организации МСУ в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, далее — закон № 131-ФЗ).
Рекомендуем! О признаках и иерархии нормативных правовых актов читайте в нашей статье «Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА».
Система МПА
В систему муниципальных правовых актов входят:
- устав муниципалитета;
- акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
- нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципалитета;
- правовые акты главы муниципалитета, органов МСУ и их должностных лиц.
Муниципальные нормативные правовые акты
Всю систему муниципальных правовых актов подразделяют на 2 категории: нормативные и ненормативные.
Так, первые регламентируют общественные отношения или изменяют/прекращают существующие правоотношения. Они рассчитаны на неоднократное использование и обязательны для применения неограниченным кругом лиц (в пределах муниципального образования). Это устав муниципального образования (МО), постановления и решения администрации МО в отношении всех лиц, находящихся на территории МО, и т. д.
Ненормативные правовые акты носят индивидуальный характер и направлены на урегулирование конкретных правоотношений, обязательны для применения определенным кругом лиц и рассчитаны на однократное применение. Например, предписание администрации города в отношении конкретной организации и т. п.
Еще больше полезной информации по теме есть в «КонсультантПлюс». Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.
Местные нормативные правовые акты должны быть включены в специальный регистр, который ведет Министерство юстиции РФ (ст. 43.1 закона № 131-ФЗ). Ведение этого реестра регламентировано постановлением Правительства РФ от 10.09.2008 № 657. На уровне субъекта или муниципалитета также могут вестись свои регистры МПА.
Обратите внимание! Методическими рекомендациями Министерства юстиции РФ от 15.12.2011 № 17/91789-ВЕ предусмотрен примерный перечень МПА исполнительно-распорядительного и индивидуального характера, которые не подлежат включению в регистр муниципальных НПА. Среди них, например, акты:
- о принятии проекта бюджета на очередной фингод;
- реализации имущества муниципалитета третьим лицам;
- присвоении адресов земельным участкам;
- установлении памятников, мемориальных досок;
- мерах соцподдержки, соцпомощи, предоставляемых конкретному лицу, и др.
Подготовка и принятие муниципального нормативного правового акта
Правотворческой инициативой на уровне муниципалитета обладают:
- депутаты представительного органа власти (например, местной думы);
- глава МО;
- иные выборные органы МСУ;
- глава местной администрации;
- органы территориального общественного самоуправления;
- инициативные группы граждан;
- иные субъекты, определенные уставом МО.
Порядок вынесения проектов МПА, список и форма приложений к ним определяются нормативной документацией органа МСУ или должностного лица МСУ, которым предстоит рассмотреть и проверить указанные проекты (ч. 2 ст. 46 закона № 131-ФЗ).
Обычно эти правила закреплены в уставе МО, в т. ч.:
- какой именно компетентный орган должен рассмотреть законодательную инициативу конкретного субъекта правотворчества, в какой срок, в каком порядке;
- ссылки на прочие МПА, определяющие регламент реализации правотворческой инициативы, принятия к рассмотрению и собственно рассмотрения проекта МПА.
Обратите внимание! Для обсуждения проектов МПА по вопросам местного значения с участием жителей МО представительным органом власти, главой или иными уполномоченными субъектами муниципалитета могут проводиться публичные слушания. Случаи и порядок проведения таких слушаний определяются МПА (чаще всего уставом).
Вступление в силу муниципальных правовых актов
МПА вступают в силу в порядке, регламентированном уставом муниципального образования. Например, может быть установлено, что МПА вступают в силу со дня их подписания, если в самом МПА не указано иное, и т. п.
Исключение составляют МПА о налогах и сборах: по общему правилу они обретают юридическую силу по истечении месяца с даты опубликования такого МПА и не ранее первого месяца очередного налогового периода по соответствующему налогу (ч. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ).
Вступают в силу после их официального опубликования (обнародования):
- МПА, касающиеся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
- МПА, устанавливающие правовой статус организаций, учрежденных муниципалитетом;
- соглашения, заключаемые между органами МСУ.
Порядок опубликования муниципальных правовых актов
Принятый в установленном порядке МПА передается на подписание и публикацию уполномоченному субъекту. Это может быть председатель городской думы, глава города или иное лицо, определенное уставом муниципалитета.
В определенный уставом МО срок данный МПА подлежит обнародованию в СМИ в официальном порядке.
Официальным опубликованием считается размещение текста МПА в распространяемом в муниципалитете печатном издании или на определенном уставом муниципалитета ресурсе в интернете (ч. 2 ст. 47 закона № 131-ФЗ). Зачастую в качестве такого ресурса используется сайт администрации муниципалитета (см., например, п. 4 ст. 61 устава г. Тюмени, принятого решением Тюменской городской думы от 16.03.2005 № 162).
Так или иначе, избранный способ публикации должен обеспечивать доступ неограниченного круга лиц, проживающих на территории муниципалитета, для ознакомления с текстом МПА.
Отмена и приостановление МПА
МПА могут быть отменены или приостановлены (ст. 48 закона № 131-ФЗ):
- органами МСУ или их должностными лицами, ранее принявшими такой МПА;
- органами МСУ или их должностными лицами, которым на момент отмены/приостановления МПА переданы полномочия по принятию соответствующих актов (например, если орган МСУ, издавший отменяемый акт, упразднен и т. д.);
- уполномоченным органом госвласти РФ в части, регулирующей осуществление органами МСУ отдельных госполномочий, переданных им федеральным и региональным законодательством.
- судом.
Для отмены/приостановления МПА издается отдельный акт.
Порядок обжалования муниципальных правовых актов
Правовые акты органов МСУ и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции или арбитражный суд в установленном законодательством порядке (ст. 78 закона № 131-ФЗ).
В зависимости от вида МПА (нормативный или ненормативный, какую сферу правоотношений он регулирует) определяется и порядок его обжалования: в рамках Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) или Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ). В этом блоке статьи мы будем использовать еще одно сокращение — НПА (нормативный правовой акт).
Обжалование МПА в рамках КАС РФ
Административное исковое заявление о признании НПА недействующим может быть представлено в судебный орган в течение всего срока действия этого акта (ч. 6 ст. 208 КАС РФ).
Подать такое исковое заявление могут любые лица, в отношении которых применяется этот акт, а также субъекты правоотношений, регулируемых оспариваемым НПА, если они считают, что данным НПА нарушаются их права (ч. 1 ст. 208 КАС РФ).
Иск об оспаривании муниципального НПА подается в верховный суд республики, краевой или облсуд, суд города федерального значения, суд автономной области или автономного округа (по первой инстанции, ч. 1 ст. 20 КАС РФ).
По общему правилу административный иск подается в суд в течение трех месяцев с того момента, как истцу стало известно об ущемлении его прав (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).
Заявление подается в письменном виде непосредственно в суд либо путем заполнения электронной формы на сайте суда. Оно должно включать (ч. 2 ст. 220 КАС РФ):
- название суда;
- сведения об истце;
- сведения об органе МСУ или его должностном лице, издавшем оспариваемый акт;
- реквизиты оспариваемого нормативного документа;
- информацию о том, что оспариваемый НПА применим к истцу, или о том, что истец попадает под действие правоотношений, регламентируемых этим актом;
- сведения о правах и интересах истца, которые, по его мнению, нарушаются спорным актом;
- реквизиты и конкретные положения другого НПА, обладающего большей правовой силой и на соответствие которому необходимо проверить спорный акт полностью или в части;
- ходатайства, связанные с невозможностью представить какую-либо документацию из требуемого перечня;
- требование признать спорный НПА недействующим (необходимо также обозначить, в чем именно этот документ противоречит законодательству РФ).
К административному иску должны быть приложены:
- документы, подтверждающие вручение другим участникам копий иска и приложений к нему (если соответствующие документы у них отсутствуют);
- документ об уплате госпошлины (может быть запрошен судом в порядке межведомственного взаимодействия);
- документ о наличии высшего юридического образования у физического лица, являющегося истцом и собирающегося лично вести данный спор (ч. 9 ст. 208 КАС РФ);
- документы, подтверждающие, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;
- копия оспариваемого НПА.
Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов муниципальных образований рассматриваются судом в срок, не превышающий 2 месяцев со дня подачи административного искового заявления.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании НПА суд принимает решение либо об удовлетворении заявленных требований (полностью или в части), либо об отказе в их удовлетворении.
Обратите внимание! В случае признания судом НПА не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты. Не могут также применяться НПА, имеющие меньшую юридическую силу и воспроизводящие содержание НПА, признанного не действующим полностью или в части (чч. 1–2 ст. 216 КАС РФ).
Обжалование ненормативных МПА в рамках КАС РФ
Граждане и юридические лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений органа МСУ, если считают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
При этом указанные требования могут быть направлены не только в суд, но и в вышестоящий в порядке подчиненности орган, организацию. Могут быть использованы иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Административный иск по общему правилу может быть подан в суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).
Заявление направляется (по первой инстанции) в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа (по первой инстанции, ч. 1 ст. 20 КАС РФ).
Заявление оформляется и подается в соответствии с правилами ст. 220 КАС РФ.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании ненормативного правового акта судом принимается решение удовлетворить заявленные требования (полностью или в части) или в удовлетворении отказать.
Обжалование ненормативных МПА в рамках АПК РФ
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства (ч. 1 ст. 197 АПК РФ).
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если считают, что такой акт:
- нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательства;
- вопреки закону возлагает на них какие-либо обязанности;
- создает прочие препятствия для ведения бизнеса.
Заявление может быть представлено в течение 3 месяцев со дня, когда субъекту стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено законодательством (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Исковое заявление составляется в соответствии с правилами ст. 199 АПК РФ.
По итогам рассмотрения заявления суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным полностью или в части или отказывает в удовлетворении таких требований.
***
Итак, муниципальный правовой акт — это документально оформленное решение населения или органа МСУ, обязательное для исполнения на территории муниципалитета. МПА подразделяются на нормативные (т. е. содержащие нормы права и направленные на урегулирование общественных отношений) и ненормативные (регламентирующие правоотношения между конкретными субъектами). Муниципальные правовые акты можно обжаловать. При этом нормативные обжалуются в порядке административного судопроизводства, ненормативные — в порядке КАС РФ или АПК РФ (если касаются вопросов предпринимательской деятельности).