Понятие муниципального права
Существует несколько определений муниципального права. Так, все зависит от того, в каком контексте рассматривать понятия.
Муниципальное право как отрасль права — это совокупность норм, регулирующих правоотношения в области местного самоуправления. Их основу составляют нормы конституционного и административного права.
Список не является исчерпывающим. Система норм муниципального права дополнительно включает нормы следующих отраслей оправа:
- коммерческого;
- экологического;
- финансового;
- земельного;
- налогового;
- корпоративного.
Муниципальное право как наука — это более широкое понятие. Оно представляет собой совокупность идей, знаний и теорий о правовом регулировании местного самоуправления. Наука не только занимается рассмотрением общепризнанных норм, но и учитывает новые выдвигаемые концепции и гипотезы.
Место в правовой системе РФ
Муниципальное право вошло в состав российского законодательства относительно недавно. Определение «муниципалитет» применяется к городским и сельским поселениям. Именно на этом уровне осуществляется местное самоуправление. Фактически понятия «местный» и «муниципальный» идентичны. Они применимы к структурам, которые связаны с местным управлением.
В силу разнообразия вопросов, которые регулирует муниципальное право России, оно является комплексной отраслью. Разнообразие вопросов позволяет использовать методы из других отраслей, привлекать из них целые институты.
Поэтому в юридической науке принято считать, что муниципальное право — вторичный институт.
Назвать муниципальное право самостоятельной отраслью можно благодаря следующим особенностям:
- Самоуправление исключено из системы государственной власти. Его рассматривают в качестве элемента противовеса и сдерживания.
- Местное самоуправление рассматривается как одна из форм единой публичной власти.
- В Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление выступает одним из каналов народовластия.
- Власти муниципалитетов призваны решать вопросы местного значения. Их реализация необходима для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения.
Источники муниципального права
Источниками муниципального права являются формы его выражения и закрепления норм, которые исходят от государства или официально признаются им. С помощью источников удается донести информацию до лиц, обязанных соблюдать установленные нормы.
Дополнительно уполномоченные лица получают инструменты, позволяющие придать нормам муниципального права обязательный характер.
К источникам муниципального права относятся:
- Федеральные нормативно-правовые акты. Главные из них — Конституция РФ. В эту же категорию включают федеральные законы.
- Нормативно-правовые акты, принятые субъектами РФ. К этому виду источников муниципального права относят конституции республик, уставы субъектов, их законы, акты высших должностных лиц, постановления законодательных органов местного уровня.
- Нормативно-правовые акты, принятые путем волеизъявления населения.
Подробно тема источников муниципального права раскрыта в монографии Гринченко К.А. «Источники муниципального права Российской Федерации». Прочитать ее могут пользователи системы КонсультантПлюс: рекомендуем использовать ссылку на бесплатный двухдневный доступ в систему. Если вы поняли, что Консультант Пллюс необходим для работы и учебы постоянно, оформите постоянный доступ (для этого нужно заказать прайс)
Предмет муниципального права
Предметом муниципального права являются отношения в сфере осуществления местного самоуправления. Так называют деятельность, которая соответствует следующим условиям:
- направлена на решение вопросов местного значения;
- выполняется исходя из интересов населения;
- осуществляется населением самостоятельно;
- признается и гарантируется Конституцией РФ.
Предмет муниципального права неоднократно изучали правоведы. Фактически общественные отношения, которые регламентирует муниципальное право, можно представить в виде нескольких групп.
Методы муниципального права
Изучив понятие и предмет муниципального права, обратите внимание на методы регулирования. У каждой профилирующей отрасли они свои. Однако муниципальное право в эту категорию не входит. Оно представляет собой комплексную отрасль. Из-за этой особенности муниципальное право заимствует методы из разных отраслей. Правовое регулирование выполняется с помощью:
- Саморегулирования.
- Частноправового регулирования. Иногда его называют диспозитивным.
- Публично-правового регулирования. Другое название — императивное.
- Гарантий. Государство признает местное самоуправление и берет на себя его защиту от нарушения прав.
Местное самоуправление считается публично-правовым институтом. Для него характерно преобладание публично-правовых методов. Однако если рассматривать предметную деятельность органов местного самоуправления, то выяснится, что в этой ситуации могут быть применены частноправовые методы.
Методы правового регулирования ориентированы на способы правового регулирования. Их всего 3:
- Обязывание.
Иногда способ называют предписанием. В этом случае на лицо возлагаются обязанности по соблюдению определенных норм поведения или выполнению тех или иных действий.
- Запрещение.
В этом случае лицо ограничивают в выполнении тех или иных действий.
- Дозволение.
Человек или организация получают право совершать те или иные действия или придерживаться определенного поведения.
Если рассматривать современную отрасль муниципального права, выяснится, что для нее характерны дозволения и обязывание. Запрещение применяют значительно реже.
Система муниципального права
Система муниципального права представляет собой совокупность правовых институтов. Все их можно отнести к общей или особенной части. Первая представляет собой совокупность предписаний, которые действуют в отношении всего муниципального образования.
К общей части относят нормы, которые закрепляют территориальную основу местного самоуправления, фиксируют правила взаимодействия с другими субъектами права.
Система муниципального права включает в себя и особенную часть.
К особенной части относят предписания, созданные для конкретных должностных лиц, положения о компетенции органов местного самоуправления, особенностях их работы, статусе и прочих нюансах.
Однако вышеуказанный подход не единственный. Существует более четкая градация общей и особенной части. В этом случае к общей части относят:
- гарантии местного самоуправления;
- ответственность местного самоуправления;
- организационные, правовые, финансово-экономические и территориальные основы.
Аналогичная градация существует и для особенной части. К ней относят нормы, которые регулируют полномочия органов местного самоуправления в социокультурной сфере при обеспечении законности и правопорядка, управлении муниципальным хозяйством.
Местное самоуправление в РФ осуществляется на всей территории государства. Причем процессы выполняются с учетом культурных, национальных и исторических особенностей. Особое влияние на процесс оказывают региональные нюансы. Во всех областях РФ существует своя специфика. Этот нюанс находит отражение в особенной части системы муниципального права.
Принципы муниципального права
Принципами муниципального права называют основополагающие идеи, которые легли в основу отрасли. Они имеют общеобязательный характер. Это значит, что их должны соблюдать все лица, живущие и работающие на территории муниципалитета. В основу принципов муниципального права легли принципы общего права. Они обязательны для соблюдения на всей территории РФ.
Принципы права выполняют довольно много функций. Они состоят в следующем:
- демонстрируют суть политического строя, которого придерживается государство;
- закрепляют модель публичной власти, особенности ее взаимодействия с государством и обществом в целом;
- определяют перспективы дальнейшего развития общества;
- могут быть использованы для поиска неточностей в законодательстве и устранения пробелов.
Принципы закрепляются в нормативно-правовых актах. Если речь идет о муниципальном праве, ему присущи такие принципы, как:
Народовластие
Он вытекает из положений Конституции РФ. В ней говорится, что единственным носителем власти на территории муниципального образования выступает народ, который живет на ней. Реализация своих прав на управление происходит посредством референдумов, выборов, сходов, а также через органы местного самоуправления. О местных референдумах рекомендуем прочитать нашу статью "Порядок проведения местного референдума".
Демократизм
Сочетание форм представительной и непредставительной демократии. Это значит, что граждане могут участвовать выборах, принимать свои решения по обсуждаемым вопросам, выражая свою волю. Они решают важные задачи для территории при помощи представителей в местных инстанциях.
Самостоятельность
Решения, принимаемые на местном уровне, необязательно согласовывать с федеральными инстанциями. Однако принимаемые меры не должны противоречить нормам общероссийского законодательства.
Соподчиненность решений
Речь идет о решениях референдумов, должностных лиц, органов местного самоуправления, сходов.
Юридическое равенство субъектов
Юридическое равенство муниципально-правовых и гражданско-правовых субъектов. При этом применяют принцип административной соподчиненности.
Судебная защита и ответственность
Ее несут субъекты муниципально-правовых отношений.
Повсеместно есть развитие местного самоуправления. Это значит, что подобный способ управления территории действует во всех субъектах РФ.
Нельзя путать принципы местного самоуправления и муниципального права. Это не одно и то же. Муниципальное право представляет собой совокупность норм, а местное самоуправление — вид публичной власти.
Функции муниципального права
Муниципальному праву присуща совокупность функций. Такое название носят основные направления воздействия норм на общественные отношения, которые складываются в системе местного самоуправления. Их делят на 2 крупные группы: общую и специальную. Первая из них самая обширная.
Общие функции муниципального права:
- финансово-экономическая;
- организационно-политическая;
- коммуникативная;
- организационно-идеологическая.
Специальных функций значительно меньше. В эту группу включают охранительную и регулятивную функции. Они тесно связаны между собой. Регулятивная функция первичная. Дело в том, что муниципальное право предназначено для содействия в развитии и совершенствовании организационных, социально-экономических и управленческих правоотношений. Охранительная функция фиксирует основные направления воздействия для обеспечения гарантий местного самоуправления.
***
Таким образом, муниципальное право — отдельная отрасль, которая включает в себя совокупность норм, регулирующих правоотношения в области местного самоуправления. Она не входит ни в одну из систем государственной власти, однако помогает выполнять управление на местах.