Понятие и признаки мер административного принуждения
Административное принуждение — вид принуждения, регулируемый административным законодательством. Оно используется госорганами в связи с совершением правонарушения.
Меры административного принуждения (или виды административного принуждения) — комплекс мероприятий властных органов. Их целью служит предупреждение, пресечение правонарушения, привлечение виновного лица к ответственности.
Меры административно-правового принуждения регулируются КоАП, но не только: они также содержатся в других кодексах, законах: Таможенный кодекс, Налоговый кодекс, закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ и пр.
- урегулированы нормами административного права (КоАП РФ,);
- направлены на поддержание правопорядка и охрану общественных отношений;
- менее суровы по сравнению с мерами уголовного принуждения;
- предусмотрены как в отношении лиц, совершивших правонарушение, так и в качестве предупреждения его совершения, например в разгар стихийных бедствий.
Обратите внимание! Эти меры применяют в отношении как физических, так и юридических лиц. Их законность обеспечивает возможность обжалования и жесткий прокурорский надзор.
Классификация мер административного принуждения
Виды мер административного принуждения по способу обеспечения общественного порядка можно разделить на 5 групп:
- предупредительные;
- пресекательные;
- обеспечительные;
- меры административной ответственности;
- восстановительные меры.
Предупредительные меры
Предупредительные меры — мероприятия, направленные на предупреждение совершения правонарушения, возникновения неблагоприятных для общества либо конкретного лица обстоятельств. Их применяют при отсутствии факта правонарушения.
К административно-предупредительным мерам принуждения относят:
- объявление карантина (специального режима нахождения) на определенной территории с целью предупреждения распространения заболевания или прочих неблагоприятных эпидемиологических обстоятельств;
- досмотр вещей при перемещении через границу (таможенный досмотр) с целью предупреждения незаконного ввоза (вывоза) товаров и прочих запрещенных предметов;
- перекрытия участков дорог с целью обеспечения безопасности участников движения в случае аварии или участников массовых мероприятий при проведении митингов, шествий;
- принудительную эвакуацию граждан из аварийных домов или мест стихийных бедствий.
Пресекательные меры
Меры административного пресечения призваны прекратить правонарушение. В целях пресечения совершаемого противоправного деяния допустимы способы и средства принудительного воздействия.
Выделим следующие виды пресекательных мер:
- личного характера (задержание);
- имущественного характера (изъятие орудия правонарушения);
- технического характера (запрет на эксплуатацию);
- финансового характера (приостановка финансовых операций, арест счета);
- санитарно-эпидемиологического характера (остановка работы предприятия вследствие нарушения санитарных норм);
- лицензионно-разрешительного характера (аннулирование лицензии, разрешения на ведение деятельности).
Важно! К мерам пресечения, помимо общих, относят меры физического воздействия, применяемые непосредственно к личности:
- задержание;
- личный досмотр;
- отстранение от работы;
- помещение в медицинское учреждение;
- применение оружия.
Обеспечительные меры
Обеспечительные меры направлены на обеспечение возможности всестороннего рассмотрения правонарушения, изучения обстоятельств его совершения. Их цель — вынесение справедливого решения.
Их применение дает возможность лицу, в ведении которого находится рассмотрение административного дела:
- установить личность нарушителя;
- изучить обстоятельства дела;
- определить круг лиц, причастных к правонарушению;
- выявить обстоятельства, смягчающие вину нарушителя либо препятствующие рассмотрению дела.
К таким мерам, в частности, относят:
- доставление;
- изъятие товаров, предметов, вещей и документов;
- запрет деятельности (в т. ч. управления транспортным средством);
- привод;
- освидетельствование (в том числе медицинское) на состояние алкогольного опьянения;
- помещение иностранных граждан, подлежащих выдворению за пределы РФ, в специальное учреждение;
- арест имущества (в целях обеспечения исполнения наказания по ст. 19.28 КоАП РФ)
Обратите внимание! Одни и те же меры могут применяться как с пресекательной, так и с обеспечительной целью. Например, административное задержание, личный досмотр и изъятие предметов, причастных к совершенному правонарушению.
Меры административной ответственности
К мерам принуждения, обеспечивающим справедливое наказание за совершенное деяние, в административном праве относят меры административной ответственности.
Важно! Административное наказание назначается только в отношении лица, вина которого в правонарушении доказана с учетом гарантированной ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) презумпции невиновности.
КоАП РФ предусмотрены следующие виды наказания:
- предупреждение;
- штраф;
- возмездное изъятие или конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физлицу;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности.
Административно-восстановительные меры
Административно-восстановительные меры принуждения направлены на принудительное восстановление права, нарушенного в результате противоправного деяния. На лицо, совершившее деяние, накладывают обязанность выполнить определенное действие. Например:
- вернуть неправомерно растраченные денежные средства;
- снести незаконно возведенное строение;
- выселиться из незаконно занятого помещения;
- возместить причиненный ущерб.
Применение мер административного принуждения
Порядок применения мер административного принуждения можно разделить на следующие стадии:
- правовой анализ ситуации;
- выбор нужной меры;
- оформление выбранной меры в соответствии с процессуальным порядком;
- применение избранной меры;
- анализ эффективности использованной меры.
По субъекту применения меры подразделяют на внесудебные (административные) и судебные.
В ст. 23.1 КоАП РФ перечислены меры, применение которых относится к юрисдикции суда.
К примеру, суд выносит решение о лишении права управлять транспортным средством в отношении нарушителя, привлеченного по п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. В этом случае сотрудник ГИБДД, выявивший состав административного проступка, составляет протокол об административном правонарушении и передает дело в мировой суд по месту выявления проступка. На основании полученных материалов судья выносит мотивированное решение о привлечении лица к административной ответственности или его освобождении.
Применение таких мер ответственности, как штраф или предупреждение, относится к компетенции должностных лиц уполномоченных государственных органов.
Например, за курение табака в неположенном месте, в соответствии со ст. 6.24 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составит инспектор государственного пожарного надзора. Это право предоставлено ему ст. 23.34 КоАП РФ. А за нарушение правил подачи таможенной декларации (ст. 16.2 КоАП РФ) штраф наложат сотрудники таможни в соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ.
***
В нашей статье приведены 2 основные классификации. Какие еще меры административного принуждения существуют? Например, их можно разделить по субъекту применения на индивидуальные и коллективные. По характеру воздействия — на меры психического, физического, материального, имущественного воздействия и т. д. Узнать об этом подробнее мы советуем в системе КонсультантПлюс – там собраны учебники и статьи ведущих правоведов в области административного права. Если у вас нет доступа в систему, оформляйте бесплатный доступ на 2 дня.