Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Что такое конституционно-правовые нормы и их виды

Конституционно-правовые нормы, вопреки расхожему мнению, содержатся не только в Конституции. Разберемся, что это за нормы, как отличить их от других категорий норм, что они регулируют, где их найти (все на конкретных примерах).

Нормы конституционного права - что это?

Где содержатся конституционные нормы

Особенности конституционно-правовых норм

Виды конституционно-правовых норм

Структура конституционно-правовых норм

Конституционно-правовые нормы и институты

Нормы конституционного права – что это?

Начнем с определений:

  • конституционное право — это отрасль права, которая регламентирует основы госустройства, порядок формирования органов госвласти и принципы их деятельности, цель которой — обеспечение соблюдения прав человека;
  • норма права — общеобязательное правило поведения, которое установлено государством и находится под его охраной, предоставляющее юридические права или возлагающее юридические обязанности и исполнение которого обеспечивается государством (на эту тему у нас есть отдельная статья «Что такое правовая норма», в ней все подробно расписано).

 

Конституционно-правовые нормы — это введенные и обеспечиваемые государством обязательные для всех правила поведения, регламентирующие конституционные правоотношения.

Конституционные нормы считаются исходными и служат основой для норм других отраслей права (см. ст. «Критерии деления системы права на отрасли»).

Где содержатся конституционные нормы

Нормы этой отрасли права можно найти не только в Конституции, но и в других юридических актах (они называются источниками права).

Обратите внимание! Источник конституционного права — совокупность официальных документов или их отдельных положений, включающих юридические нормы, которые регламентируют главные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования госвласти в стране, закрепляют основные права и свободы личности в нашем государстве.

Источниками конституционного права выступают:

  • Конституция РФ;
  • конституции субъектов РФ;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • международные акты;
  • внутригосударственные договоры;
  • законы бывших СССР и РСФСР в части, не противоречащей Конституции РФ;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • акты Конституционного суда РФ;
  • акты Верховного суда РФ.

Особенности конституционно-правовых норм

Нормы этого вида имеют специфические особенности, отличающие их от других категорий норм. К таким признакам можно отнести следующее:

  1. Нормы конституционного права регулируют наиболее общие и существенные стороны жизни общества: закрепляют политическую, экономическую, социальную и культурную основу устройства общества.
  2. Большая их часть содержится в таких первичных юридических актах, как Конституция РФ и уставы субъектов РФ.
  3. Обладают своеобразным составом субъектов: народ, государство, народности, госорганы различного уровня.
  4. Чаще всего не обладают классической для правовой нормы структурой (т. е. гипотеза, диспозиция, санкция). Обычно конституционная норма состоит из гипотезы и диспозиции, очень редко присутствует санкция (подробнее на этом остановимся далее).
  5. В процессе использования на практике подавляющее большинство таких норм не порождают конкретное правоотношение, а служат для определения или установления правового состояния или статуса субъектов права (например, состояние в российском гражданстве, наличие безусловного права на жизнь и др.).

Обратите внимание! Конституционные нормы определяют прежде всего базовые принципы, которые должны быть использованы при реализации норм иных отраслей права. Они определяют госустройство РФ, ее экономический и социальный строй, положение гражданина, систему органов власти и т. д.

Виды конституционно-правовых норм

Классификацию конституционно-правовых норм можно провести, например, по нижеперечисленным критериям (возьмем наиболее распространенные).

По действию в пространстве

По этому критерию нормы можно подразделить:

  • на обладающие силой на всей территории РФ (нормы Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов);
  • обладающие силой на территории субъектов РФ (нормы конституций (уставов) субъектов РФ);
  • обладающие силой на территории муниципальных образований (устав городского округа, например).

По степени определенности предписаний

В зависимости от определенности нормы могут быть:

  • Императивными. Не могут меняться по воле субъектов правоотношений, подлежат неукоснительному исполнению. Например, ч. 2 ст. 4 Конституции РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.
  • Диспозитивными. Дают субъектам правоотношений возможность в определенных пределах действовать по своему усмотрению. Например, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131 Конституции РФ).
  • Рамочными. Наделены характеристиками и императивных, и диспозитивных, т. е. позволяют субъектам правоотношений действовать по своему усмотрению, но до установленных законом четких пределов. Например, ст. 8 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» определяет, что кандидат на должность судьи КС РФ обязательно не должен быть моложе 40 лет (одно из требований). Таким образом, с одной стороны, законом установлены некие рамки, но, с другой стороны, внутри них субъект правоотношений волен в своем выборе.

По социальному назначению

Нормы конституционного права могут иметь разное значение для общества:

  • Учредительные устанавливают основы общественных устоев (например, нормы ч. 1 Конституции РФ).
  • Регулятивные закрепляют и конкретизируют права и обязанности граждан, полномочия государственных органов, должностных лиц (например, нормы ФКЗ «О референдуме РФ»).
  • Охранительные регламентируют порядок применения принудительных мер (нормы ФКЗ и ФЗ о судопроизводстве).
  • Обеспечительные (гарантийные) служат для обеспечения прав граждан, деятельности органов власти. Например, согласно ч. 2 ст. 43 Конституции РФ каждому гарантируется бесплатное и общедоступное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных учебных заведениях.
  • Дефинитивные вводят и закрепляют правовые термины (например, ст. 4 ФКЗ «О референдуме РФ»).
  • Коллизионные содержат правила определения права, применимого для регулирования отношений. Например, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ говорит о том, что нормы международных законов имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства. Это вопрос мы разбирали в статье «Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА».
  • Оперативные определяют порядок вступления в силу, изменения или отмены тех или иных норм (например, заключительные и переходные в законе).

По характеру содержащихся в нормах предписаний

По характеру предписаний нормы классифицируют:

  • На управомочивающие. Закрепляют правомочия и права субъектов правоотношений (например, право на свободу и личную неприкосновенность, ст. 22 Конституции РФ).
  • Обязывающие. Регламентируют обязанности субъектов правоотношений исполнять определенные действия (каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, ст. 58 Конституции РФ).
  • Запрещающие. Устанавливают обязанность субъектов правоотношений воздерживаться от некоторых действий (запрещено принуждение к выражению своих мыслей и убеждений или отказу от них, ст. 29 Конституции РФ).

По предмету правового регулирования

Как и во многих других отраслях, конституционные нормы разделяются по предмету правового регулирования:

  • На материальные. Закрепляют права и обязанности субъектов, регламентируют содержание правоотношений. Например, ст. 119 Конституции РФ устанавливает требования к лицам, которые могут стать судьями.
  • Процессуальные. Предусматривают порядок разрешения юридических вопросов. Например, ст. 82 регламентирует процесс принесения присяги Президентом, ст. 129 Конституции РФ определяет порядок назначения и освобождения от должности прокуроров.

По субъектам правотворчества

Конституционно-правовые нормы классифицируются также в зависимости от принявшего их органа:

  • принимаемые федеральными органами власти;
  • принимаемые органами власти субъектов РФ;
  • принимаемые органами власти муниципальных образований;
  • принимаемые международными организациями и объединениями;
  • принимаемые гражданами (например, на референдумах).

Структура конституционно-правовых норм

Выше мы уже обсуждали, что конституционные нормы обычно состоят из гипотезы и диспозиции. Структура норм конституционного права редко предусматривает санкцию. Это связано с тем, что конституционное право направлено прежде всего на установление и определение общественного строя и правового статуса субъектов права. Тем не менее санкции в нормах конституционного права все же встречаются. Их условно можно определить скорее не как наказание, а как последствие. Иногда санкции являются отсылочными (в основном к неконкретизированному федеральному закону).

 

Примеры для наглядности мы приводим в таблице ниже.

Норма

Гипотеза

Диспозиция

Санкция

Ч. 4 ст. 3 Конституции РФ

Никто не может присваивать власть в РФ

Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону

Ч. 1 ст. 49 Конституции РФ

Пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным

Ст. 111 Конституции РФ

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ

Госдума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Госдумой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Госдуму и назначает новые выборы

Обратите внимание! Среди конституционных норм очень много норм-дефиниций (содержащих юридические определения), норм-деклараций (объясняющих цели юридического акта) и норм-принципов (объясняющих основные идеи юридического акта). В таких нормах не выделяют 3 стандартных элемента структуры правовых норм.

Конституционно-правовые нормы и институты

Группа взаимосвязанных правовых норм внутри отрасли права, регламентирующих конкретную разновидность качественно однородных общественных отношений, называется правовым институтом.

Внутри такой отрасли, как конституционное право, также выделяются свои институты, среди которых:

  • институт основ правового статуса человека и гражданина;
  • институт народовластия;
  • институт основ конституционного строя;
  • институт главы государства;
  • институт правительства;
  • институт судебной власти;
  • институт местного самоуправления;
  • институт федеративного устройства РФ и др.

Внутри института права нередко можно выделить подинституты (субъинституты) — меньшие по объему комплексы норм, регламентирующие более узкую группу правоотношений.

Например, институт основ правового статуса личности можно подразделить на такие подинституты, как гражданства, личных прав и обязанностей и т. д. Другой пример — институт главы государства, внутри которого выделяются подинституты президентского вето, инаугурации и др.

 

***

Итак, нормы конституционного права выражены в Конституции и прочих юридических актах. Это общеобязательные правила должного или возможного поведения, защищенные принудительной силой государства. Существенной особенностью норм конституционного права является основополагающий, базовый характер: конституционно-правовые нормы закрепляют главные принципы для всех норм иных отраслей права. Структура большинства таких норм не предусматривает санкцию.

Источники:
Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить