Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск
21 мая 2018

Публичные слушания правил землепользования и застройки

Публичные слушания по правилам землепользования и застройки справедливо считаются одним из важнейших способов влияния граждан и бизнеса на существо градостроительных решений, принимаемых властью. О предмете публичных слушаний и особенностях правового регулирования этого института в 2018 — 2019 году читайте в нашей статье.

Градостроительный регламент и зонирование как предмет обсуждения на публичных слушаниях

Цель публичных слушаний и права их участников по Градостроительному кодексу

Внесение изменений в правила землепользования и застройки требует проведения самостоятельных слушаний

Правила землепользования и застройки должны быть изменены на местах в 2018 — 2019 году

Последствия неучета мнения участников слушаний

Градостроительный регламент и зонирование как предмет обсуждения на публичных слушаниях 

Правила землепользования и застройки включают градостроительные регламенты и карту зонирования (подп. 2–3 п. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, далее — Кодекс). Зонирование, в частности, предполагает разделение всего поселения на несколько территориальных зон.

Ст. 35 Кодекса предусмотрена возможность выделения:

  • жилых, общественно-деловых, производственных зон;
  • зон инженерной и транспортной инфраструктуры, сельскохозяйственного использования;
  • зон рекреационного назначения, особо охраняемых территорий;
  • иных видов территориальных зон применительно к конкретному поселению. 

Для соответствующей зоны устанавливается градостроительный регламент, который в соответствии с п. 6 ст. 30, п. 1 ст. 36 Кодекса определяет, для каких целей можно использовать тот или иной земельный участок (виды разрешенного использования).

Градостроительным регламентом также регулируются параметры строительства в территориальной зоне, в том числе высотность, площадь и иные объемно-планировочные характеристики строящихся объектов (подп. 2–4 п. 1, пп. 1.2, 2.1 ст. 38 Кодекса). 

ВАЖНО! Согласно Градостроительному кодексу правила землепользования и застройки (далее — ПЗЗ) позволяют любому заинтересованному лицу получить информацию о том, каким образом и на каких условиях можно использовать тот или иной земельный участок. С утвержденными в целом ПЗЗ можно ознакомиться на сайте своего поселения либо путем получения выписки из правил землепользования и застройки в отношении конкретного участка в органах власти на местах. 

Без проведения публичных слушаний по правилам землепользования и застройки утверждение ПЗЗ не допускается (п. 3 ст. 31, п. 1 ст. 32 Кодекса). 

Цель публичных слушаний и права их участников по Градостроительному кодексу

Каждый гражданин имеет право на максимально комфортные и благоприятные условия проживания. В то же время ни одно поселение невозможно себе представить без наличия производственных и непроизводственных сфер бизнеса, эксплуатируемой или строящейся недвижимости, разветвленной инфраструктуры и коммуникаций.

Основная цель проведения публичных слушаний по проекту ПЗЗ (далее — слушания) состоит в том, чтобы население и (или) владельцы земельных участков и объектов недвижимости активно участвовали в создании общих для всех стандартов эксплуатации и застройки территории, обеспечивающих:

  • прозрачность любых градостроительных решений, начиная с установки торгового павильона и заканчивая строительством многоэтажных домов и промышленных предприятий;
  • исключение хаотичной, произвольной, точечной застройки территории. 

Участие в слушаниях позволяет заинтересованным лицам:

  • знакомиться в полном объеме с проектом ПЗЗ (подп. 2 п. 5 ст. 5.1 Кодекса);
  • получать консультации по всем материалам экспозиции ПЗЗ от организатора слушаний (п. 9 ст. 5.1 Кодекса);
  • вносить свои письменные и устные предложения/замечания в ходе проведения собрания участников слушаний (п. 10 ст. 5.1 Кодекса);
  • получать выписку из протокола слушаний, где отражены предложения участника (п. 20 ст. 5.1 Кодекса). 

Внесение изменений в правила землепользования и застройки требует проведения самостоятельных слушаний 

На практике зачастую возникают ситуации, когда требуется внести изменения в ПЗЗ, например установить иные границы территориальных зон или изменить градостроительные регламенты.

Согласно п. 1 ст. 33 Кодекса порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки аналогичен порядку их первоначального принятия, что означает обязательность проведения слушаний по проекту изменений в ПЗЗ. Исключением являются случаи, когда в ранее принятых ПЗЗ не обеспечена возможность размещения на соответствующей территории тех объектов, которые необходимы органам власти для осуществления своих полномочий (пп. 3.3 ст. 33 Кодекса). 

ВАЖНО! Слушания по проекту изменений в ПЗЗ проводятся даже в тех случаях, если изменения незначительны или носят технический (редакционный) характер. 

Правила землепользования и застройки должны быть изменены на местах в 2018 — 2019 году 

Законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 27.12.2017 № 455-ФЗ (далее — закон № 455-ФЗ) Кодекс дополнен ст. 5.1, в которой впервые на федеральном уровне конкретизирован состав участников публичных слушаний и установлено требование об обязательной идентификации участников слушаний до начала их проведения.

Участниками слушаний могут быть:

  • граждане, постоянно проживающие на территории действия ПЗЗ;
  • владельцы земельных участков и (или) расположенных на них объектов капстроительства (помещений в них). 

ВАЖНО! Анализ ст. 5.1 Кодекса дает основание утверждать, что участниками слушаний по признаку проживания могут быть только граждане, зарегистрированные по месту жительства на соответствующей территории. 

Ст. 5.1 Кодекса установлена еще одна значимая новелла, согласно которой организатор слушаний обязан впоследствии дать аргументированные рекомендации о целесообразности или нецелесообразности учета всех внесенных участниками предложений и замечаний. 

ВАЖНО! Новые правила применяются к процедуре проведения публичных слушаний только при наличии правового акта органов власти, принятого на основе изменений, внесенных законом № 455-ФЗ (пп. 1–2 ст. 19 закона № 455-ФЗ). 

Последствия неучета мнения участников публичных слушаний 

Заключение о результатах публичных слушаний не является обязательным для органов власти при принятии решения об утверждении ПЗЗ (п. 2 ст. 32 Кодекса). В то же время судебная практика по конкретным делам подчеркивает необходимость учета обоснованных мнений заинтересованных лиц, выраженных на публичных слушаниях.

В постановлении ФАС Уральского округа от 02.03.2018 по делу № А60-602/2017 суд округа прямо указал на то, что при рассмотрении дела нижестоящие суды неправомерно не учли тот факт, что оспариваемое решение было мотивировано также результатами обязательных публичных слушаний и не опровергли обоснованность причин, из которых исходили участники публичных слушаний. 

*** 

На основании изложенного можно сделать вывод об усилении роли института публичных слушаний в сфере землепользования и градостроительства и становлении прозрачного и понятного механизма принятия градостроительных решений с непосредственным участием населения и бизнеса.

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить