Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Что не является предметом государственного строительного надзора?

Что не является предметом государственного строительного надзора? Этот вопрос представляет несомненный практический интерес, поскольку выход контролирующих органов за рамки того, что они вправе проверять, — основание для оспаривания результатов проверки. Нюансы, обусловленные тем, что входит в предмет строительного надзора, осуществляемого госорганами, будут рассмотрены в настоящей статье.

Предмет государственного строительного надзора

Федеральная служба государственного строительного надзора

О предмете надзора по типовой программе инспекции государственного строительного надзора на объектах атомной энергии

Государственный архитектурно-строительный надзор

Служба государственного строительного надзора и экспертизы

Предмет государственного строительного надзора 

Предметом государственного стройнадзора не являются вопросы, которые прямо не приведены в ч. 2 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), поскольку именно в данной норме указан предмет проверок.

Итак, в предмет надзора входят:

  • проверка соответствия работ, материалов и результатов работ требованиям техрегламентов и проектной документации (п. 1 ч. 2 ст. 54 ГрК РФ);
  • проверка наличия разрешительных документов на строительство (п. 2 ч. 2 ст. 54 ГрК РФ);
  • проверка выполнения работ именно предпринимателями, являющимися членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции и капремонта (далее — СРО, ч. 2 ст. 52, п. 3 ч. 2 ст. 54 ГрК РФ);
  • проверка соблюдения требований лицом, осуществляющим строительство (ч. 3 ст. 52, п. 3 ч. 2 ст. 54 ГрК РФ);
  • проверка соблюдения требования о том, что застройщик, осуществляющий строительство, является членом СРО или привлекает лиц по подрядным соглашениям (ч. 3.1 ст. 52, п. 3 ч. 2 ст. 54 ГрК РФ). 

ВАЖНО! В соответствии с письмом Ростехнадзора «О предмете госстройнадзора и приемке объектов в эксплуатацию» от 31.08.2016 № 09-00-06/5879 надзору подлежит проверка на соответствие не только российским нормативным актам, но и техническим требованиям Евразийского экономического союза.

В соответствии с чч. 3, 4 ст. 54 ГрК РФ проверки проводятся федеральными и региональными органами. Об особенностях надзора применительно к отдельным органам и сферам стройнадзора будет рассказано в последующих разделах настоящей статьи. 

Федеральная служба государственного строительного надзора 

Основным федеральным органом, осуществляющим надзор в рассматриваемой сфере, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). В соответствии с п. 1 положения о Ростехнадзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401, помимо того, что Ростехнадзор является федеральной службой, уполномоченной на проведение государственного стройнадзора, указанный орган также выступает:

  • надзорным органом по атомной энергии;
  • надзорным органом в сфере промышленной безопасности;
  • органом, осуществляющим горный надзор;
  • органом надзора по энергетике;
  • координирующим органом по ядерной безопасности.

Деятельность Ростехнадзора относительно надзора за строительством регламентируется, в частности, следующими документами:

  • административным регламентом по исполнению Ростехнадзором госфункции по осуществлению госнадзора за деятельностью СРО в области инженерных изысканий…, утв. приказом Ростехнадзора от 25.07.2013 № 325;
  • административным регламентом по исполнению Ростехнадзором госфункции по осуществлению федерального государственного стройнадзора при строительстве, реконструкции объектов капстроительства…, утв. приказом Ростехнадзора от 31.01.2013 № 38;
  • методическими рекомендациями по осуществлению федерального госстройнадзора при строительстве и реконструкции…, утв. приказом Ростехнадзора от 18.05.2017 № 167. 

Дополнительную информацию об Ростехнадзоре можно узнать из статьи Функции строительного контроля и технического надзора.

О предмете надзора по типовой программе инспекции государственного строительного надзора на объектах атомной энергии 

Приказом Ростехнадзора от 16.06.2008 № 414 утверждена типовая программа инспекции государственного стройнадзора на объектах использования атомной инспекции (далее — программа).

Программой установлены основные направления, по которым проводится инспекция (п. 7). К ним относятся:

  • строительные работы;
  • геодезия;
  • земляные работы и работы с фундаментом;
  • работы с бетоном и арматурой;
  • работы, связанные с установкой изделий из железобетона;
  • установка конструкций из стали;
  • работы, связанные с установкой покрытий против коррозии;
  • гидро- и теплоизоляция;
  • установка трубопроводов, иных конструкций;
  • установка систем безопасности;
  • проверка устранения нарушений.

По результатам проверки устранения нарушений, указанных в выданных ранее предписаниях органов стройнадзора, организация может быть привлечена к ответственности, если надлежащее исправление не было произведено (постановление 10-го арбитражного суда от 30.03.2017 № 10АП-2765/2017 по делу № А41-88706/16).

В соответствии с п. 3 программы проверка завершенного строительством объекта осуществляется только после того, как надзорный орган получит извещение от технического заказчика или застройщика о том, что строительство завершено.

Государственный архитектурно-строительный надзор 

На федеральном уровне единого органа архитектурно-строительного надзора в настоящее время нет. В конце 1990-х — начале 2000-х годов при Госстрое РФ существовал Госархстройнадзор. Архитектурно-строительный надзор в соответствии с существующей системой органов власти РФ осуществляется, в частности, отделами государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны РФ.

На региональном уровне созданы, в частности, следующие органы архитектурно-строительного надзора:

  • инспекция Тульской обл. по государственному архитектурно-строительному надзору (положение, утв. постановлением Правительства Тульской обл. от 02.07.2014 № 313);
  • инспекция государственного архитектурно-строительного надзора администрации Калининградской обл. (положение, утв. постановлением администрации Калининградской обл. от 02.08.2005 № 495);
  • инспекция государственного архитектурно-строительного надзора Ивановской обл. (положение, утв. постановлением главы администрации Ивановской обл. от 12.03.1992 № 192). 

Органы архитектурно-строительного надзора также создаются на уровне отдельных городов. Например, в Липецке (положение об инспекции архитектурно-строительного надзора г. Липецка, утв. постановлением главы администрации от 26.03.2003 № 1261).

Рассматриваемые органы могут обращаться в суды с заявлениями о привлечении организаций к административной ответственности по вопросам, входящим в предмет их контрольной деятельности (определение ВС РФ от 15.08.2017 № 309-АД17-10172 по делу № А60-35251/2016).

Служба государственного строительного надзора и экспертизы 

В ряде субъектов РФ созданы службы государственного строительного надзора и экспертизы. В частности, органы с такими наименованиями образованы в Санкт-Петербурге, Хабаровском крае, Омской области и Еврейской автономной области.

Указанные службы, выступая в том числе в качестве региональных органов государственного стройнадзора, осуществляют проверки согласно определенному законодательством предмету проверки.

С 01.01.2018 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.10.2017 № 1294 при организации регионального строительного надзора применяется риск-ориентированный подход. Строящиеся и реконструируемые здания делятся на 3 категории риска, каждый из которых требует определенного числа проверок. Так:

  • для категорий высокого риска требуется не более 12 проверок за весь период строительства;
  • для значительного – не более 10;
  • для умеренного не более 7.

Кроме того, указаны случаи, в которых количество проверок может быть увеличено, в том числе и в 2 раза.

*** 

Итак, для того чтобы определиться, что не является предметом государственного строительного надзора, необходимо обратиться к ст. 54 ГрК РФ, где со ссылкой на ст. 52 указанного кодекса приводится перечень вопросов, которые могут проверяться контролирующими органами. Специфика деятельности конкретных органов определена их регламентами и положениями, примеры которых были представлены в настоящей статье.

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить