Общие положения регламента нотариальной деятельности
Регламент совершения нотариальных действий утвержден решением Правления ФНП от 28.08.2017 № 10/17 и приказом Минюста РФ от 30.08.2017 № 156. В общих положениях документа закреплены нормы об источниках информации, необходимой для проведения нотариальных действий (далее — НД). К таким источникам относятся:
- акты госорганов, муниципалитетов, должностных лиц зарубежных стран, в том числе в форме электронного документа;
- госреестры и другие информационные ресурсы;
- Единая информационная система нотариата (ЕИС);
- заявления физлиц и юрлиц, обратившихся с заявлениями об осуществлении НД;
- документы, исходящие от указанных выше лиц.
В п. 4 Регламента нотариальных действий закреплено правило, что нотариус не может требовать от заявителей сведения, которые он может получить самостоятельно, в том числе посредством госреестров.
Также установлены следующие способы фиксирования необходимых данных:
- внесение данных в реестр НД, в том числе созданный в ЕИС;
- закрепление сведений в тексте документа, оформленного нотариально;
- помещение документа или его копии или распечатанного образа электронного документа в дело;
- составление протокола, в котором фиксируется необходимая информация.
Объем сведений, необходимых для совершения НД
В разделах 3–20 закреплены данные об объемах информации, которая необходима для совершения того или иного НД. В разделах 3–5 отражен объем сведений, собираемых о заявителях. Так:
- Данные о фамилии, имени, отчестве заявителя-физлица нотариус получает из документов, удостоверяющих личность.
- Сведения о правоспособности юрлица — из Единого госреестра юрлиц и учредительного документа такого юрлица. О проверке юрлица по выписке из реестра читайте в статье ЕГРЮЛ - проверка контрагента по ИНН и получение выписки.
- Информацию о полномочиях представителей — из документа, на котором основываются такие полномочия (доверенность, решение собрания и т. д.). Нотариальная доверенность подлежит проверке по ЕИС на предмет ее действия.
В разделах 6–20 содержится перечень документов, которые необходимы для совершения различных НД. Например, для оформления наследства необходимо установить:
- время и факт его открытия по документам органов ЗАГС или таких органов зарубежных стран;
- место открытия наследства по судебному акту или документам, подтверждающим последнее место жительства умершего или место нахождения его имущества;
- наличие или отсутствие завещания;
- данные о наличии оснований для наследования по закону и т. д.
***
Таким образом, с 01.01.2018 начал действие новый документ, содержащий регламент нотариальной деятельности, который определил необходимый набор сведений для совершения каждого из нотариальных действий. Кроме того, в регламенте содержатся общие нормы о порядке получения и фиксации таких сведений.
Обратите внимание! Рувководствуйтесь последней редакцией регламента нотариальных действий (изменения в новый регламент были внесены с 26.07.2019 г., они продиктоываны новыми правилами электронного документооборота и появлением новой формы завещания - совместного супружеского).