Роспотребнадзор как контролирующий орган в сфере управления жильем
На основании п. 2.3. ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющая компания отвечает перед собственниками помещений:
- за качество всех услуг по ремонту и содержанию общего имущества;
- порядок оказания коммунальных услуг;
- проблемы в оказании таких услуг (приостановку, ограничение).
Таким образом, владельцы помещений, заключив с управляющей компанией договор управления, становятся потребителями услуг управляющей организации.
В связи с этим ряд нарушений в сфере деятельности управляющих организаций вправе рассматривать контролирующий орган по защите прав потребителей — Роспотребнадзор (п. 4 постановления Правительства РФ от 06.04.2004 № 154).
Среди проблем, которые можно изложить в жалобе в Роспотребнадзор:
- необоснованные счета, например дублирующие друг друга, что является обманом потребителя и проступком по ст. 14.7 Кодекса об административных правонарушениях (см. постановление 1-го ААС от 30.08.2013 по делу № А79-1147/2013, посчитавшего законным наложение Роспотребнадзором штрафа по данной статье);
- использование в расчетах не утвержденного должным образом тарифа (ст. 14.6 КоАП РФ, см., например, постановление ВС РФ от 07.11.2014 № 75-АД14-3);
- включение в договоры с потребителями условий, противоречащих законам и Правилам предоставления коммунальных услуг…, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ст. 14.8 КоАП РФ, см., например, постановление ВС РФ от 28.09.2015 № 301-АД15-11245).
Вопросы, не подведомственные Роспотребнадзору, можно направить на разрешение в орган государственного жилищного надзора, который контролирует в принципе всю деятельность организаций и предпринимателей, управляющих многоквартирными домами (п. 2 положения «О государственном жилищном надзоре», утв. постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493).
Жалоба на управляющую компанию в Роспотребнадзор: вопросы оформления
При подаче жалобы в Роспотребнадзор на управляющую организацию следует соблюсти следующие требования по ее содержанию:
- Указать полное наименование и адрес органа, в который подается документ.
- Информацию о подающем жалобу лице: Ф. И. О., адрес проживания.
- Привести наименование документа, а именно: «Жалоба».
- Изложить суть проблемы со ссылкой на нормативные акты, а также положения, которые были нарушены управляющей компанией при осуществлении своей деятельности.
- Отметить наличие аналогичных обращений по указанному поводу в саму управляющую организацию, иные инстанции, а также полученные ответы или произведенные действия.
- Прописать требования, которые, по мнению заявителя, надлежит исполнить (например, обязать управляющую организацию устранить нарушения, привлечь ее к административной ответственности).
- Проставить подпись.
- Приложить документы, на которых основывается требование.
В пп. 1, 2 ст. 7 закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 № 59-ФЗ содержится подробный перечень реквизитов, которые указываются в жалобе, а также список прилагаемых к ней документов.
Подробнее о том, как написать жалобу, можно узнать из статьи Как написать жалобу в Роспотребнадзор - образец.
На любое действие или бездействие управляющей организации возможно направить жалобу в Роспотребнадзор, в которой необходимо в свободной форме изложить суть проблемы, а также необходимые требования.