Досудебное урегулирование трудовых споров, его порядок
Согласно ст. 352 Трудового кодекса РФ каждый может защищать свои трудовые права и свободы не только путем обращения в суд, но и другими, не запрещенными законами способами. Указывается несколько вариантов:
- самозащита;
- государственный надзор;
- обращение в профсоюзы;
- судебная защита.
При этом выбор вида защиты права может отличаться в зависимости от спора:
- Например, индивидуальный трудовой спор допускается передавать на рассмотрение исключительно в комиссию по трудовым спорам (КТС) или суд (ст. 382 ТК РФ). Роструд такие конфликты не разрешает (определение ВС РФ от 20.07.2012 № 19-КГ12-5).
- При коллективном трудовом споре может быть использован такой вид самозащиты трудового права, как забастовка (ст. 409 ТК РФ). Но она применяется исключительно в том случае, если не было достигнуто согласие в ходе примирительных процедур (примирительной комиссии, переговоров с посредником, трудового арбитража).
Что касается обращения в суд, то досудебный и внесудебный порядок урегулирования трудовых споров не является обязательным (п. 2 постановления президиума ВС РФ от 17.03.2004 № 2). Обязательным он может стать, если стороны сами об этом договорились и указали в трудовом договоре, упомянув или подробно разъяснив способ урегулирования конфликтов.
В российской практике в качестве альтернативы суду наиболее распространенными вариантами досудебного (внесудебного) урегулирования индивидуальных споров стали:
- проведение переговоров;
- рассмотрение заявления комиссией по трудовым спорам;
- обращение к медиатору.
Каждый из перечисленных способов имеет свои нюансы. Рассмотрим их.
Переговоры сторон
Переговорам в ходе коллективного спора в ТК РФ отведена целая гл. 6, где предусмотрен их порядок, состав участников и материальная компенсация затраченного ими на переговоры времени.
А вот понятие переговоров в индивидуальном трудовом споре в законе не раскрывается и их проведение не регламентируется.
Однако в абз. 2 ст. 385 ТК РФ сказано, что КТС примет спор к рассмотрению, если переговоры работника и работодателя оказались безрезультатными.
Переговоры — это прямое речевое взаимодействие сторон конфликта, их диалог, в результате которого спорный вопрос регулируется и принимается взаимоприемлемое решение.
Со стороны работника в переговорах может участвовать его доверенное лицо, со стороны работодателя — руководитель, его заместитель или начальник отдела.
Результаты переговоров, если это не медиация, никак не фиксируются.
Медиация при рассмотрении трудовых споров
Медиация — это относительно новый способ урегулирования спора. К нему прибегают только при наличии согласия обеих сторон.
Согласно п. 5 ст. 1 закона «Об альтернативной процедуре…» от 27.07.2010 № 193-ФЗ медиация при коллективных трудовых спорах не применяется. Индивидуальных трудовых споров такой запрет не коснулся. В п. 2 ст. 1 закона № 193-ФЗ споры, вытекающие из трудовых правоотношений, указываются как разрешенные для применения медиации.
Медиация осуществляется на конфиденциальной основе с участием посредника — медиатора. В результате медиации оформляется медиативное соглашение (подробнее об этом см. в статье «Заключаем медиативное соглашение (нюансы)»). Для начала процесса медиации работник и работодатель должны заключить соглашение о применении, а потом и проведении процедуры.
Медиация возможна и во время судебного процесса (п. 2 ст. 4 закона № 193-ФЗ).
Работа медиатора по разрешению конфликта в организации
Работа медиатора по разрешению конфликта в организации заключается в следующем:
- Он организует процесс переговоров работника и работодателя.
- Если стороны дают на то разрешение, высказывает предложения по урегулированию спора.
- Помогает оформить и подписывает медиативное соглашение, которое в дальнейшем может быть признано мировым.
Медиатором может быть любое совершеннолетнее лицо, не имеющее судимости (п. 2 ст. 15 закона № 193-ФЗ).
Медиатор не может быть допрошен в качестве свидетеля, если это касается обстоятельств, ставших ему известными в силу профессиональной деятельности (подп. 1 п. 3 ст. 69 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Деятельность комиссии по трудовым спорам
Комиссия по трудовым спорам формируется из равного числа представителей и работника, и работодателя. Из сформированного состава определяются председатель комиссии, его заместитель и секретарь.
КТС образуется по инициативе работодателя или работника, а заявление принимает только от работника и может существовать как временно, так и постоянно.
КТС рассматривает:
- все индивидуальные споры, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции суда (ст. 391 ТК РФ);
- заявления, поданные в течение 3 месяцев со дня нарушения права работника (факта нарушения или наступления осведомленности о нарушении).
Решение по спору принимается КТС путем тайного голосования и выдается на руки работнику и работодателю в течение 3 дней со дня его вынесения.
Со дня вручения решения идет 10-дневный отсчет для его обжалования в суде.
Если срок обжалования прошел, а решение комиссии не исполнено, КТС выдает работнику удостоверение, которое имеет силу исполнительного документа. Предъявить его в ФССП можно в течение 3 месяцев со дня выдачи.
Таким образом, законодательство допускает использование для разрешения трудовых споров других, несудебных форм (способов). При этом досудебное урегулирование не является обязательным.
Переговоры и медиация проводятся только на добровольной основе, рассмотрение же заявления в КТС производится по инициативе работника.
КТС является особым органом, разрешающим трудовые споры.