Риск-ориентированный подход
Закон № 248-ФЗ о муниципальном и государственном контроле ставит частоту проверок в зависимость от категории риска. Таких категорий шесть:
- чрезвычайно высокий риск;
- высокий риск;
- значительный риск;
- средний риск;
- умеренный риск;
- низкий риск.
Так, максимальная частота проверок установлена для объектов чрезвычайно высокого риска — не менее одного, но не более двух контрольных (надзорных) мероприятий в год.
Главное — профилактика
В законе № 248-ФЗ о государственном контроле прямо прописано (ст. 8), что проведение профилактических мероприятий приоритетно по отношению к контрольным (надзорным) мероприятиям.
План профилактических мероприятий ежегодно утверждается контролирующим органом и размещается на его официальном сайте.
Виды профилактических мероприятий:
- информирование (на сайте контролирующего органа можно будет просмотреть профильное законодательство, практику его применения этим органом, проверочные листы с вопросами и др.);
- обобщение правоприменительной практики (ежегодные доклады о проведенных проверках и других контрольных мероприятиях);
- стимулирование добросовестности;
- объявление предостережения;
- консультирование (устные советы компетентного сотрудника контролирующего органа по телефону, на личном приеме или в ходе проверки);
- самообследование (заполнение подконтрольной организацией специальной электронной декларации по фактическим данным);
- профилактический визит (инспектор должен сообщить о нем за 5 рабочих дней, а проверяемая фирма вправе заблаговременно отказаться).
Контрольные мероприятия
Многие способы проверки, наработанные практикой, обрели официальный характер на федеральном уровне:
- контрольная закупка (проверяют соблюдение правил торговли);
- мониторинговая закупка (проверяют качество товара);
- выборочный контроль (инструментальное обследование образцов на месте силами экспертов);
- инспекционный визит (фактически однодневная «летучая» проверка без предварительного уведомления);
- рейдовый осмотр (специально для холдингов, где контролируемые одним владельцем фирмы владеют одним имуществом);
- документарная проверка;
- выездная проверка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом будут проводить такие мероприятия, как:
- наблюдение за соблюдением обязательных требований;
- выездное обследование.
Контрольные действия
Также в законе прописаны правила совершения отдельных контрольных действий, к которым относятся:
- осмотр и досмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов;
- отбор проб (образцов);
- инструментальное обследование;
- испытание, экспертиза, эксперимент.
Если госорганы причинили вред
Если проверяющие своими действиями или решениями причинили контролируемым лицам вред, то действуют специальные правила его возмещения (ст. 38).
Если действия признаны неправомерными в установленном порядке, вред, включая упущенную выгоду (неполученный доход), должен быть возмещен из бюджета согласно гражданскому законодательству.
Если вред причинен правомерными действиями, возмещению он не подлежит. Исключения могут быть прописаны в федеральных законах.
Сфера действия закона
Достаточно широкий круг проверочных мероприятий законом № 248-ФЗ не регулируется.
Так, к государственному и муниципальному контролю не относятся, например:
- оперативно-розыскная деятельность;
- рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;
- прокурорский надзор.
Обратите внимание! В отношении лицензирования закон № 248-ФЗ применяется частично (например, предусмотрено проведение плановых контрольных мероприятий в отношении организаций и ИП, имеющих лицензии, но при этом такие мероприятия могут быть заменены на периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям).
Закон не применяется, например, к контрольным мероприятиям в рамках:
- контроля при пропуске через госграницу;
- контроля при осуществлении закупок;
- надзора за безопасностью дорожного движения.
Также из-под действия закона исключен широкий перечень отдельных видов контроля, в частности:
- налоговый контроль;
- валютный контроль;
- таможенный контроль;
- контроль за деятельностью некоммерческих организаций;
- надзор за деятельностью СРО.
Справка: вступление закона в силу
В основном закон вступает в силу 01.07.2021. Однако есть исключения. Например:
- Положения о направлении сводного доклада о контроле Правительством РФ в парламент и его размещении в интернете заработают с 01.01.2022.
- Положения об обязательном досудебном обжаловании результатов контрольных мероприятий (кроме обжалования гражданам-непредпринимателями) вступают в силу 01.01.2023. При этом уже с 01.07.2021 для отдельных видов контроля установлено обязательное досудебное обжалование. Об этом мы писали в статье, ссылка на которую ниже.
***
Также смотрите статьи:
- «В отношении каких видов контроля обязателен досудебный порядок обжалования»;
- «Контролирующие органы должны будут указывать на сайтах акты, соблюдение которых они проверяют»;
- «Государственный контроль за экономической концентрацией»;
- «Журнал учета проводимых органами государственного контроля проверок»;
- «Государственное регулирование предпринимательской деятельности».
Спасибо вам !!!!