Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
С вами
с 2015 года
Рубрикатор
Поиск

Закон о государственном контроле: новые виды проверок и приоритет профилактики

248-ФЗ о государственном контроле заработает с 01.07.2021. Напомним о ключевых положениях документа.

Риск-ориентированный подход

Закон № 248-ФЗ о муниципальном и государственном контроле ставит частоту проверок в зависимость от категории риска. Таких категорий шесть:

  • чрезвычайно высокий риск;
  • высокий риск;
  • значительный риск;
  • средний риск;
  • умеренный риск;
  • низкий риск.

Так, максимальная частота проверок установлена для объектов чрезвычайно высокого риска — не менее одного, но не более двух контрольных (надзорных) мероприятий в год.

Главное — профилактика

В законе № 248-ФЗ о государственном контроле прямо прописано (ст. 8), что проведение профилактических мероприятий приоритетно по отношению к контрольным (надзорным) мероприятиям.

План профилактических мероприятий ежегодно утверждается контролирующим органом и размещается на его официальном сайте.

Виды профилактических мероприятий:

  • информирование (на сайте контролирующего органа можно будет просмотреть профильное законодательство, практику его применения этим органом, проверочные листы с вопросами и др.);
  • обобщение правоприменительной практики (ежегодные доклады о проведенных проверках и других контрольных мероприятиях);
  • стимулирование добросовестности;
  • объявление предостережения;
  • консультирование (устные советы компетентного сотрудника контролирующего органа по телефону, на личном приеме или в ходе проверки);
  • самообследование (заполнение подконтрольной организацией специальной электронной декларации по фактическим данным);
  • профилактический визит (инспектор должен сообщить о нем за 5 рабочих дней, а проверяемая фирма вправе заблаговременно отказаться).

Контрольные мероприятия

Многие способы проверки, наработанные практикой, обрели официальный характер на федеральном уровне:

  • контрольная закупка (проверяют соблюдение правил торговли);
  • мониторинговая закупка (проверяют качество товара);
  • выборочный контроль (инструментальное обследование образцов на месте силами экспертов);
  • инспекционный визит (фактически однодневная «летучая» проверка без предварительного уведомления);
  • рейдовый осмотр (специально для холдингов, где контролируемые одним владельцем фирмы владеют одним имуществом);
  • документарная проверка;
  • выездная проверка.

Без взаимодействия с контролируемым лицом будут проводить такие мероприятия, как:

  • наблюдение за соблюдением обязательных требований;
  • выездное обследование.

Контрольные действия

Также в законе прописаны правила совершения отдельных контрольных действий, к которым относятся:

  • осмотр и досмотр;
  • опрос;
  • получение письменных объяснений;
  • истребование документов;
  • отбор проб (образцов);
  • инструментальное обследование;
  • испытание, экспертиза, эксперимент.

Если госорганы причинили вред

Если проверяющие своими действиями или решениями причинили контролируемым лицам вред, то действуют специальные правила его возмещения (ст. 38).

Если действия признаны неправомерными в установленном порядке, вред, включая упущенную выгоду (неполученный доход), должен быть возмещен из бюджета согласно гражданскому законодательству.

Если вред причинен правомерными действиями, возмещению он не подлежит. Исключения могут быть прописаны в федеральных законах.

Сфера действия закона

Достаточно широкий круг проверочных мероприятий законом № 248-ФЗ не регулируется.

Так, к государственному и муниципальному контролю не относятся, например:

  • оперативно-розыскная деятельность;
  • рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;
  • прокурорский надзор.

Обратите внимание! В отношении лицензирования закон № 248-ФЗ применяется частично (например, предусмотрено проведение плановых контрольных мероприятий в отношении организаций и ИП, имеющих лицензии, но при этом такие мероприятия могут быть заменены на периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям).

Закон не применяется, например, к контрольным мероприятиям в рамках:

  • контроля при пропуске через госграницу;
  • контроля при осуществлении закупок;
  • надзора за безопасностью дорожного движения.

Также из-под действия закона исключен широкий перечень отдельных видов контроля, в частности:

  • налоговый контроль;
  • валютный контроль;
  • таможенный контроль;
  • контроль за деятельностью некоммерческих организаций;
  • надзор за деятельностью СРО.

Справка: вступление закона в силу

В основном закон вступает в силу 01.07.2021. Однако есть исключения. Например:

  • Положения о направлении сводного доклада о контроле Правительством РФ в парламент и его размещении в интернете заработают с 01.01.2022.
  • Положения об обязательном досудебном обжаловании результатов контрольных мероприятий (кроме обжалования гражданам-непредпринимателями) вступают в силу 01.01.2023. При этом уже с 01.07.2021 для отдельных видов контроля установлено обязательное досудебное обжалование. Об этом мы писали в статье, ссылка на которую ниже.

***

Также смотрите статьи:

Источники:
закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ
Комментировать 1
Назад Вперед
Комментарии
05 июля 2021
Постоянная ссылка

Спасибо вам !!!!

Ответить
Оставить комментарий
Отправить