О действиях сотрудников компании при осуществлении проверок и о полномочиях проверяющих смотрите видео:
Кого включили в список организаций на сайте прокуратуры
Согласно ч. 7 ст. 9 Закона «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее – Закон № 294-ФЗ) сводный план проверок размещается на сайте Генпрокуратуры РФ. С планом на 2019 можно ознакомиться на сайте Генпрокуратуры РФ по ссылке: Сводный план проверок субъектов предпринимательства.
Чтобы проверить включение в план необходимо заполнить форму на сайте, указав:
- ОГРН;
- ИНН;
- наименование проверяемого лица;
- месяц проверки;
- проверяющий орган;
- адрес.
Возможен также поиск по одному из указанных критериев. В этом случае, придется самостоятельно произвести выборку из списка, содержащего все совпадения с искомыми данными.
Рекомендуем! Включение в план можно проверить также на сайтах органов прокуратуры субъектов РФ по следующим ссылкам:
Также возможен поиск на федеральных и на региональных сайтах контролирующих органов. Например, если ожидается проверка Роспотребнадзора, то смотрим:
-
на сайте Роспотребнадзора по ссылке: План проверок Роспотребнадзором;
-
на региональных сайтах, например, по ссылке: План проверок Роспотребнадзора по Ленобласти.
Также о плановых проверках читайте в статьях по ссылкам: План проверок контролирующих ведомств, Плановая проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Как подготовиться к проверке?
Если организация указана в плане, то необходимо подготовиться к проверке:
- в проверяемой сфере по существу;
Рекомендуем! Многими проверяющими ведомствами утверждены чек-листы, ознакомление с которыми поможет подготовиться к проверке (примеры утвержденных чек-листов: Росприроднадзор – приказ от 18.09.2017 № 447, Роструд – приказ от 10.11.2017 № 655, Роспотребнадзор – приказ от 18.09.2017 № 860).
- оформить журнал учета проверок (ч. 8 ст. 16 Закона № 294-ФЗ, приложение № 4 к приказу Минэкономразвития РФ «О реализации…» от 30.04.2009 № 141);
- иметь в виду права проверяемых и их представителей, а именно:
Стадия или аспекты проверки |
Права проверяемых |
Правовое основание, Закон № 294-ФЗ |
В ходе всей проверки |
Присутствовать и давать объяснения |
ч. 1 ст. 21 |
В отношении информации |
Получать информацию от проверяющих |
ч. 2 ст. 21 |
Права, связанные с данными, получаемыми по межведомственному взаимодействию |
ч. 2.1, 2.2 ст. 21 |
|
Результаты проверки и действия проверяющих |
Знакомиться с результатами проверки |
ч. 3 ст. 21 |
Обжаловать действия или бездействия |
ч. 4 ст. 21 |
|
Возможность привлечения уполномоченных по защите прав предпринимателей |
На федеральном уровне – подробнее по ссылке: Бизнес-Омбудсмен |
ч. 5 ст. 21 |
На региональном уровне (на примере Калининградской области подробнее по ссылке: Бизнес-Омбудсмен по Калининградской области). |
Иные вопросы, возникающие в ходе проверки и по ее результатам, раскрыты в статьях: Как написать объяснительную по результатам проверки? Акт о невозможности проведения проверки - образец.
Могут ли прийти с проверкой, если организация или ИП не указаны в плане?
Ч. 1 ст. 20 Закона № 294-ФЗ устанавливает правило о недействительности результатов проверок, проведенных с грубыми нарушениями Закона № 294-ФЗ. Они подлежат отмене по заявлению проверяемого.
П. 7 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ к числу таких грубых нарушений относит нарушение ч. 3 ст. 9 указанного Закона, а именно, невключение плановой проверки в ежегодный план.
Обратите внимание! Специальными правилами могут быть установлены особые требования к содержанию плана проверки. Так, при плановых проверках опасных производственных объектов в плане должны быть указаны все опасные производственные объекты проверяемого субъекта, а указание в плане только одного из них делает недействительными результаты проверок в отношении остальных объектов (постановление ФАС ВВО от 27.01.2014 по делу № А11-3302/2013).
При невключении в план проверок имеется риск проведения внеплановой проверки по следующим основаниям:
Основание внеплановой проверки |
Правовое основание, ст. 10 Закона № 294-ФЗ |
Истечение срока предписания |
п. 1 ч. 2 |
Заявление о получении правового статуса, лицензии, разрешения |
п. 1.1. ч. 2 |
Принятие решения о проверке по результатам обращений |
п. 2 ч. 2 |
Осуществление деятельности, являющейся индикатором риска нарушений |
п. 2.1 ч. 2 |
Приказ на основании поручений Президента РФ, Правительства РФ, прокуратуры |
п. 3 ч. 2 |
О внеплановых проверках читайте в статьях: Внеплановая проверка трудовой инспекции – основания, Заявление в прокуратуру о проведении проверки – образец.
Особенности включения в план отдельных субъектов и видов проверок
В соответствии со ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ на период 2019-2020 для субъектов малого предпринимательства установлены специальные правила проведения плановых проверок, нарушение которых является грубым нарушением, влекущим признание недействительными результатов проверки.
Субъектами малого предпринимательства являются организации и ИП, сведения о которых внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, со среднесписочной численностью работников за предшествующий год до 100 человек (п. 1 ст. 3, подп. «а» п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ).
По общему правилу, плановые проверки указанных субъектов в обозначенный период не должны проводиться. Вместе с тем, законодательство предусматривает ряд исключений (п. 1-5 ч. 1 ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ).
О проверках, осуществляемых отдельными госорганами, на примере Роспотребнадзора рассказывается в статье: Что проверяет Роспотребнадзор при плановой проверке? О проверках, осуществляемых вне сферы правового регулирования Закона № 294-ФЗ, читайте, например, в статье: Каковы сроки проведения налоговой проверки?
Практика обжалования действий (бездействий) представителей госорганов в ходе проверок
Согласно ч. 4 ст. 21 Закона № 294-ФЗ действия (бездействия) проверяющих могут быть обжалованы. При этом, необходимо учитывать, в частности, следующее:
- в оспаривании актов, принятых по результатам проверки, суды отказывают, поскольку законом не предусмотрено оспаривание акта, фиксирующего результаты проверки (постановление АС МО от 26.09.2017 № Ф05-13303/2017 по делу № А40-247635/16);
- предписание, выданное по результатам проверки, должно содержать указание на конкретные нарушения, в противном случае оно может быть отменено (апелляционное определение Санкт-Петербургского горсуда от 18.01.2016 № 33а-555/2016 по делу № 2-4540/2015).
Обратите внимание! Для понимания того, применимы ли при проверке гарантии, установленные Законом № 294-ФЗ, необходимо учитывать положения ст. 1 Закона, в которой определены случаи:
-
для которых данный нормативный правовой акт не применим (например, при расследовании причин чрезвычайных ситуаций – п. 6 ч. 3 ст. 1, при проведении налогового контроля – п. 4 ч. 3.1 ст. 1),
-
когда специальные правила закреплены в иных актах (например, при лицензионном контроле – п. 2 ч. 4 ст. 1),
-
иные особенности законодательства о проверках (например, при гособоронзаказе – ч. 4.2 ст. 1).
Подробнее вопросы административной ответственности и обжалования раскрыты в наших материалах: Административное исковое заявление об оспаривании действий или бездействия должностного лица, Юриста компании нельзя привлечь к административной ответственности как должностное лицо.
Вывод! Для подготовки к плановой проверке следует выяснить на сайте прокуратуры или проверяющих ведомств включение организации или ИП в план проверок, изучить чек-лист соответствующего контролирующего органа, а также права и гарантии, предоставленные при проведении проверок Законом № 294-ФЗ.