Виды проверок
Сутью проверки является определение, соответствуют ли отдельные аспекты деятельности лица требованиям закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ (далее — закон № 294-ФЗ) и других нормативных актов, определяющих компетенцию ФНС РФ, ФТС РФ и иных органов, указанных в п. 4 ст. 1 закона № 294-ФЗ. Они различаются:
- по проводящим органам и проверяемым объектам;
- порядку назначения;
- форме.
Обратите внимание! Среди органов, уполномоченных на проведение проверочных мероприятий, — федеральные и региональные органы исполнительной власти и местного самоуправления.
Например, проверки по правилам закона № 294-ФЗ проводят:
- органы МВД по ст. 13 закона «О полиции» № 3;
- Ростехнадзор по п. 5.3 положения «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденного постановлением Правительства РФ № 401;
- Пожнадзор согласно закону «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ;
- Роспотребнадзор по п. 5 положения «О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утвержденного постановлением Правительства РФ № 322;
- Трудовая инспекция согласно ст. 353 Трудового кодекса РФ.
По порядку назначения проверочные мероприятия делятся на плановые и внеочередные. Об особенностях проведения плановых можно узнать из статьи «Плановая проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Уполномоченные органы составляют план их проведения на будущий год. Сводный реестр всех планов ведется и публикуется Генеральной прокуратурой РФ. Узнать, включена ли организация в план, можно, введя в форму поиска ее наименование, ИНН и ОГРН. По форме контрольные мероприятия делятся на выездные и документарные.
Порядок назначения проверки
Попасть в план лицо сможет при соответствии его критериям, определенным ч. 8. ст. 9 закона № 294-ФЗ, за исключением компаний, чья деятельность связана с эксплуатацией опасных производственных объектов (предусматривается пп. 9, 9.3 ст. 9 закона № 294-ФЗ). В их отношении проверки могут проводиться чаще.
Если критерии к предприятию не применяются, то до следующей проверки должно пройти не менее 3 лет:
- с момента регистрации компании или предпринимателя;
- даты завершения последней плановой проверки;
- даты начала занятия тем видом деятельности, при котором требуется обязательное уведомление о ней.
Внеплановый контроль назначается согласно п. 2 ст. 10 закона № 294 в случаях необходимости:
- контроля за выполнением ранее выданного предписания;
- проверки выполнения требований по лицензированию;
- представления должностного лица в случае получения им информации о фактах причинения деятельностью предприятия вреда охраняемым законом интересам.
Его проведение согласовывается с органами прокуратуры (п. 5 ст. 10 закона № 294-ФЗ).
Срок от начала до завершения мероприятия не может превышать 20 дней согласно пп. 1 и 2 ст. 13 закона № 294.
Важно! Ст. 26.2 закона № 294-ФЗ определен особый порядок проведения проверок контролирующими органами для малых предприятий, сведения о которых включены в соответствующий реестр.
Распоряжение, постановление о проведении проверки, уведомление о ней
Закон регламентирует проведение проверочных мероприятий начиная с момента их назначения. В план проверка вносится до 31 декабря предшествующего года с указанием месяца ее проведения, а ее начало оформляется изданием распоряжения о проведении проверки руководителем надзорного органа (ст. 14 закона № 294-ФЗ) по утвержденной форме.
Есть и другие формы инициирующего документа. Так, если мероприятие регулируется ст. 89 Налогового кодекса РФ, руководитель ИФНС принимает решение. Ранее им принималось постановление о проведении проверки.
Согласно п. 12 ст. 9 закона № 294-ФЗ уведомление о проведении проверки направляется контролируемому субъекту не позднее 3 дней до ее начала. О внеплановом мероприятии согласно п. 16 ст. 10 закона № 294-ФЗ сообщается за сутки любым доступным способом, который позволяет установить факт уведомления уполномоченного лица.
Нарушение этого правила станет основанием для отмены акта, вынесенного по результатам проверки (см. решение АС г. С.-Петербурга и Ленобласти от 14.09.2017 по делу № А56-37505/2017).
***
Законодатель, регламентируя порядок проведения проверок, уделяет особое внимание информированию субъектов предпринимательства о контрольных мероприятиях заранее, давая им время на самостоятельное устранение нарушений.
Обратите внимание! На снижение частоты добросовестных организаций направлен проект нового закона о промбезопасности, подразумевающий добровольный аудит и дистанционные системы контроля за опасными объектами.
Могут ли о проверке предупредить просто по телефону. Это законно?
На сегодня есть несколько видов проверочных мероприятий, вне плана.
О внеплановой выездной проверке организацию предупреждают в письменном виде, направляя копию решения о проверке (п. 6 ст. 73 закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").
Некоторые мероприятия проводятся без предупреждения вовсе: контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит.