Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Аудит пожарной безопасности и независимая оценка риска

Пожарный аудит и независимая оценка риска — синонимы. Пожарный аудит не является обязательной процедурой, он используется с целью проверить объект на пожароопасность в порядке, установленном правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 № 304 (далее — Правила), и добиться приемлемого критерия риска.

Постановление Правительства № 304: независимая оценка пожарного риска

Независимая экспертная организация

Независимая оценка пожарного риска: аудит пожарной безопасности

Заключение независимой оценки риска в области пожарной безопасности

Взаимодействие аудиторской организации с МЧС

Учет результатов независимой оценки пожарного риска

Постановление Правительства № 304: независимая оценка пожарного риска 

Рассматриваемое постановление закрепляет нормы, согласно которым осуществляется оценка пожарного риска независимыми организациями.

Правила из постановления Правительства № 304 независимую оценку пожарного риска регулируют, устанавливая:

  • круг полномочий аккредитованных организаций;
  • составляющие независимого противопожарного аудита;
  • порядок закрепления итогов противопожарного аудита;
  • порядок взаимодействия аудиторской организации с уполномоченным в области противопожарной безопасности госорганом. 

Сами требования в сфере обеспечения противопожарной безопасности устанавливаются законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123 (далее — Техрегламент).

В ст. 144 Техрегламента говорится, что независимый аудит пожарного риска является формой оценки соответствия тех или иных объектов требованиям Техрегламента.

В остальном правила, по которым регламентируется противопожарная оценка, устанавливаются приказами МЧС России, о которых будет сказано далее. 

Независимая экспертная организация 

В соответствии с п. 2 Правил аудиторская организация должна пройти аккредитацию. Порядок аккредитации устанавливается приказом МЧС РФ от 25.11.2009 № 660 (далее — Порядок аккредитации).

В соответствии с п. 5 Порядка аккредитации претенденты на аккредитацию должны соответствовать нижеследующим требованиям:

  • иметь необходимую материально-техническую базу;
  • обладать фондом справочной информации, нормативной документации;
  • не быть аффилированными лицами в отношении субъектов, чья собственность выступает в качестве объекта аудита;
  • иметь в качестве штатных сотрудников не меньше 5 лиц, которые имеют среднее специальное образование, опыт работы в сфере обеспечения противопожарной безопасности не меньше 5 лет. 

Важно! С 30.12.2018 вводится правило, по которому аудит проводится экспертом в области оценки пожарного риска, являющимся штатным сотрудником экспертной организации (см. постановление Правительства РФ от 29.06.2018 № 753).

В п. 3 Правил устанавливаются случаи, при которых даже аккредитованная организация не вправе осуществлять пожарный аудит:

  • если она производила работы на объекте аудита, оказывала его собственнику услуги в области противопожарной безопасности;
  • при аудите объектов, в отношении чего данные организации выступают собственниками либо владельцами. 

Деятельность рассматриваемых организаций поднадзорна. В соответствии с п. 38 Порядка аккредитации подразделения МЧС уполномочены в сфере надзора за их деятельностью. Проверки возможны в случаях, когда поступает обращение о нарушениях от третьих лиц. 

Независимая оценка пожарного риска: аудит пожарной безопасности 

Правилами обозначаются действия, которые производит аудиторская организация с целью оценки характеристик объектов в соответствии с требованиями Техрегламента и иных нормативов противопожарной безопасности. В соответствии с п. 4 Правил независимый аудит включает в себя:

  • анализ документации, представляющей информацию о степени пожарной опасности соответствующего объекта;
  • непосредственное обследование объектов;
  • установление возможностей для возникновения пожарных и пожароопасных ситуаций;
  • определение степени воздействия предположительных пожарных и пожароопасных ситуаций на людей и имущество;
  • произведение испытаний, научных исследований и т. д. в соответствии с требованиями Техрегламента и иной нормативной документации;
  • вывод о соответствии тех или иных объектов требованиям пожарной безопасности либо об обратном;
  • если характеристики объектов не соответствуют Техрегламенту, разработка мер по приведению их в соответствие с требованиями Технического регламента. 

В случаях, когда производится аудит продукции, в соответствии со ст. 147 Техрегламента экспертная организация осуществляется следующие действия:

  • отбирает образцы продукции для проведения контрольной проверки;
  • идентифицирует продукцию;
  • проводит испытания в лабораторных условиях аккредитованных лабораторий;
  • оценивает стабильное состояние условий производства;
  • анализирует представленную заявителями документацию. 

Заключение независимой оценки риска в области пожарной безопасности 

Результаты проводимых организацией работ в соответствии с п. 5 Правил оформляются в виде заключения независимой оценки риска в области пожарной безопасности. Заключение может быть составлено как на бумаге, так и в электронном формате. Если оно составлено в виде электронного документа, то в обязательном порядке заверяется квалифицированной электронной подписью.

Заключения, составленные в электронной форме, должны быть направлены на электронную почту заявителей, если таковая была указана в соглашении. Если адрес почты в соглашении не указывался, электронное заключение направляется способом, указанным в соглашении, при котором можно получить подтверждение отправки.

Содержание заключения закреплено в п. 6 Правил:

  • сведения об экспертной организации;
  • реквизиты соглашения, по которому проводится аудит;
  • данные законного владельца объекта;
  • описание объекта, аудит которого производится;
  • ФИО эксперта, принимавшего участие в оценке, реквизиты его квалификационного удостоверения;
  • итоги произведенного аудита;
  • вывод о соответствии либо рекомендации. 

Если в ходе аудита выявлены существенные несоответствия, то в заключении согласно п. 37 ст. 147 Техрегламента указывается срок, в течение которого такие недостатки должны быть устранены. В противном случае данный срок согласовывается в отдельном соглашении. 

Взаимодействие аудиторской организации с МЧС 

Правила также закрепляют порядок взаимодействия аудиторов с МЧС России. Так, в соответствии с п. 5 Правил аудитор направляет копию своего заключения в соответствующее подразделение МЧС России. Копия должна быть направлена в течение 5 суток со дня утверждения.

Если аудитор составляет заключение на бумажном носителе, то копия такого заключения может быть направлена по усмотрению заявителя в электронной форме через портал «Госуслуги» либо сайт самой экспертной организации, если таковой имеется.

Если же документ составлен непосредственно в электронной форме, то копия направляется указанным ранее способом либо иным в соответствии с законодательством, дающим возможность подтвердить отправку.

Кроме того, соответствующие территориальные или структурные подразделения МЧС России вправе осуществлять проверку деятельности экспертных организаций, если получат:

  • обращения третьих лиц о нарушениях со стороны такой организации;
  • документально подтвержденные сведения о таких нарушениях. 

В соответствии с п. 41 Порядка аккредитации МЧС России вправе приостановить деятельность экспертной организации путем приостановления действия самой аккредитации, пока выявленные нарушения не будут устранены. Возобновление аккредитации осуществляется решением специальной комиссии.

Направленная в соответствующее подразделение МЧС России копия заключения независимого пожарного аудита и независимой оценки риска подлежит учету согласно Административному регламенту, утвержденному приказом МЧС России от 29.07.2015 № 405 (далее — Регламент). 

Учет итогов независимой оценки пожарного риска 

Следующая информация о полученных копиях заключений вносится в единую базу данных:

  • дата приема копии заключения и его регистрационный номер;
  • срок действия заключения;
  • реквизиты экспертной организации;
  • реквизиты соглашения;
  • описание объекта аудита;
  • реквизиты собственника либо иного законного владельца объекта;
  • вывод экспертной организации, а также рекомендации по устранению несоответствий (п. 35 Регламента). 

Внесенные в базу данных сведения из копий заключений по результатам независимого аудита учитываются при планировании проверок объектов, если те согласно заключению соответствуют нормативам пожарной безопасности (п. 40 Регламента), т. к. успешное прохождение пожарного аудита снижает критерий риска, согласно которому определяется периодичность плановых проверок (подп. 5 п. 42 Административного регламента, утв. приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644, подп. «а» п. 3 приложения к положению «О федеральном государственном пожарном надзоре», утв. постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290).

Кроме того, проверка объекта, прошедшего независимую оценку аудиторами, осуществляется в сокращенном виде (п. 63 Адм. регламента, утв. приказом № 644).

Если заключение выполнено с нарушением Правил, то оно все равно регистрируется, однако делается отметка о несоответствии заключения Правилам (подп. «ж» п. 39 Регламента). Соответственно, такое заключение не принимается во внимание, когда идет планирование проверок органами МЧС на пожароопасность. 

*** 

Таким образом, собственники объектов пожарной защиты могут осуществлять добровольную оценку соответствия путем проведения пожарного аудита и независимой оценки риска. Данный факт будет учтен уполномоченными органами, что приведет к исключению проверок со стороны органов пожарного надзора.

***

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить