Обжалование решений государственных инспекторов труда
В ходе осуществления проверки или по ее завершении инспектор Федеральной службы по труду и занятости РФ (далее — Роструд) может принимать решения (в том числе предписания, постановления), с которыми работодатель оказывается не согласен. Для таких случаев закон предоставляет последнему право оспорить данное решение.
Правила обжалования решений государственных инспекторов труда (далее — ИТ) установлены ст. 361 Трудового кодекса РФ (далее — ТК), разд. V административного регламента, принятого приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н, а также разд. V административного регламента, принятого приказом Минздравсоцразвития России от 21.09.2011 № 1065н (в зависимости от того, на какой предмет проводилась проверка).
У заявителя жалобы есть несколько вариантов, куда он может направить жалобу:
- вышестоящему инспектору труда;
- главному государственному инспектору труда РФ (далее — ГГИТ);
- в суд общей юрисдикции.
Вместе с тем в некоторых случаях жалоба должна быть направлена в конкретную инстанцию — суд. К ним относятся:
- оспаривание действий или актов ГГИТ;
- оспаривание акта о назначении такой санкции, как временное прекращение деятельности организации или ИП.
Период, в течение которого может быть подана жалоба на решение ИТ его вышестоящему руководителю или ГГИТ, в законодательстве не предусмотрен. В отличие от подачи жалобы в суд, на осуществление данного действия дается 10 дней (ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, далее — КАС).
Дополнительно о сроках обращения работодателя в суд с жалобой по трудовым спорам рассказывается в статье Восстановление срока исковой давности по трудовым спорам.
Жалоба на решение инспектора труда
К содержанию жалобы на решение ИТ, направляемой вышестоящему инспектору или ГГИТ, предъявляются определенные требования, перечисленные в вышеуказанных административных регламентах. Жалоба на решение ИТ, поданная в суд, должна соответствовать требованиям ст. 220 КАС.
С учетом данных положений в жалобе обычно указываются:
- название лица или органа — получателя жалобы;
- Ф. И. О. инспектора труда, принявшего оспариваемое решение, его должность;
- информация о работодателе (Ф. И. О., адрес проживания для ИП или название, адрес нахождения для организации), контактные данные, адрес (электронный и почтовый), на который он хочет получить ответ;
- информация об оспариваемом решении (номер, дата, место принятия, суть);
- аргументы, в соответствии с которыми работодатель оспаривает решение ИТ (в том числе нормативные акты, которые нарушаются вынесенным решением);
- требования заявителя;
- приложения к жалобе (в том числе копия оспариваемого решения);
- дата подачи жалобы, подпись заявителя или его представителя.
Дополнительно в жалобе, подаваемой в суд, отмечаются:
- информация об отсутствии документов, предусмотренных ч. 1 ст. 126 КАС, или копии ответа вышестоящего ИТ или ГГИТ и требующиеся ходатайства;
- информация о направлении жалобы в Роструд и при ее наличии дата представления, итоги рассмотрения.
Передать жалобу в Роструд можно:
- лично на приеме;
- через почтовую службу;
- через официальный сайт Роструда в интернете;
- с помощью портала госуслуг;
- на портале государственной системы досудебного обжалования через интернет.
***
Таким образом, право на обжалование предписаний трудовой инспекции и других решений инспекторов труда реализуется посредством направления работодателем жалобы на выбор вышестоящему инспектору, главному государственному инспектору труда или в суд. Отдельные категории жалоб (на решение ГГИТ или постановление о приостановлении деятельности) подлежат подаче только в суд.